В конце декабря 2012 года в Московской областной Думе был рассмотрен Отчет о проведении мониторинга практики применения Закона Московской области № 36/2006-ОЗ «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Московской области» (в части предоставления меры социальной поддержки в виде бесплатного зубопротезирования отдельным категориям граждан) за период с 1 января 2011 года по 31 декабря 2011 года).
На первый взгляд неприметная, а на самом деле очень важная тема стала предметом изучения Комиссии. Мера социальной поддержки в виде бесплатного зубопротезирования волнует, прежде всего, пожилых людей. В соответствии с законом это такие категории граждан Московской области, как ветераны труда, труженики тыла, реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий, а также лица, получающие пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации. Очень обширная категория.
Несмотря на то, что на реализацию обозначенного закона из бюджета Московской области ежегодно расходуются значительные финансовые ресурсы, растущая и растянутая на годы очередь нуждающихся в зубопротезировании льготников свидетельствует о недоступности данной услуги для значительной части ветеранов и пенсионеров.
На 1 января 2011 года в очереди на льготное зубопротезирование в Московской области находилось 40 875 человек. К концу года очередь возросла до 44 456 человек. Между тем, помощь смогли получить только 27 612 человек.
Одной из причин неисполнения обязательств, взятых на себя государством, явилось не полное освоение в 2007-2009 годах запланированных объемов финансовых средств бюджета области, выделенных на обеспечение бесплатного зубопротезирования имеющих на него право граждан, а также уменьшение в 2010 году объема финансирования в три раза.
Ситуация при которой востребованная услуга не может быть предоставлена нуждающимся в ней льготникам при запланированных расходах свидетельствует о неэффективности действующего порядка осуществления указанной меры социальной поддержки.
Что же является сдерживающим фактором при исполнении нормы закона? И какие проблемы требуют решения?
В результате проведения исследования все лечебно-профилактические учреждения (ЛПУ), осуществляющие бесплатное изготовление и ремонт зубных протезов льготникам, основной проблемой назвали необходимость соблюдения средней стоимости зубопротезирования одного человека.
Однако ее размер определяется не законодательством, а договором, заключенным между территориальным подразделением Министерства социальной защиты населения и ЛПУ, осуществляющим льготное зубопротезирование на территории муниципалитета. В 2011 году, по данным исследования, размер средней стоимости зубопротезирования составил примерно 9 000 рублей. Между тем, стоимость протезов улучшенных конструкций из качественных материалов может составить и 15 000 и 20 000 и даже 30 000 рублей. Таким образом, в эту среднюю стоимость в 9 000 рублей, по итогам 2011 года, способны уложиться менее половины граждан, имеющих право на лечение.
Чтобы обеспечить исполнение договора в части средней стоимости протезирования ЛПУ должно соблюсти баланс в выполнении дорогих и дешевых работ. Грубо говоря, оказав услугу одному льготнику на 30 000 – 40 000 рублей, необходимо выполнить работы стоимостью 5 000 – 6 000 рублей для семи-восьми льготников. А т.к. при среднем возрасте льготников 65–70 лет предполагается большой объем по протезированию, то эта категория составляет большинство в общей очереди на льготную услугу.
При этом очередь из нуждающихся в протезировании не может двигаться согласно реальной потребности в услугах, так как необходимо все время оглядываться на среднюю стоимость протезирования одного льготника и обеспечивать ее сочетанием дорогих и дешевых работ.
Еще одной проблемой, влияющей на невысокую результативность предоставления услуги льготникам, является использование устаревших материалов и конструкций. Ведь среднюю стоимость протезирования можно обеспечить работами только с применением дешевых, неэффективных зубных протезов. Это штампованные коронки, паяные мостовидные протезы, съемные протезы из пластмассы. По своим функциональным характеристикам их скорее можно отнести к разряду временных конструкций. От них уже отказались во всем мире за исключением Монголии и некоторых стран СНГ. Служат они не более трех лет, неоднократно ломаются в течение года, требуют ремонта, корректировки и повторного зубопротезирования в течение ближайших трех лет. Таким образом обеспечивается необходимый объем работ по протезированию и ремонту. Каждые три года пациент, утративший зубы, вновь встает в очередь на льготное протезирование. В итоге очереди на ремонт нет, очередь на протезирование огромная.
Для повышения эффективности предоставляемых услуг по зубопротезированию льготным категориям граждан, для уменьшения общей очереди необходимо изменение подхода как к объемам выделяемых на эти цели финансовых средств и количеству ЛПУ, осуществляющих льготное зубопротезирование, так и к порядку предоставления услуги. Именно порядок предоставления меры социальной поддержки определяет число пациентов в очереди, качествополучаемой услуги, а также создает стимулы к оказанию качественной помощи.
В рамках ограниченного размера статьи невозможно привести все выводы, рекомендации и предложения, сделанные Комиссией по подведению итогов мониторинга. Основными из них явились:
- отказ от закрепления размера средней стоимости протезирования в договоре с лечебно-профилактическим учреждением (план лечения и выбор ортопедической конструкции не должен определяться ее размером, эффективность ортопедических конструкций, в конечном счете, определяет и эффективность использования бюджетных средств, очередь льготников будет двигаться согласно потребностям нуждающихся в зубопротезировании);
- включение в Перечень видов работ по изготовлению и ремонту зубных протезов за счет средств бюджета области, работ, отвечающих современным критериям и технологиям, обеспечивающих повышение качества оказываемой ортопедической услуги и предоставление качественно новых услуг;
- перечень учреждений, осуществляющих бесплатное изготовление и ремонт зубных протезов отдельным категориям граждан в Московской области должен быть пересмотрен с учетом мнения Московской областной Ассоциации стоматологов и челюстно-лицевых хирургов и главного стоматолога Министерства здравоохранения Московской области на предмет технической оснащенности отделений ортопедической стоматологии и стоматологических поликлиник, соответствующей стандартам оснащения лечебно-профилактических учреждений стоматологического профиля.
Существующая проблема обеспечения нуждающихся льготников качественным зубопротезированием должна быть решена с участием профильных министерств, Правительства Московской области, депутатского корпуса. Фракция КПРФ в Московской областной Думе будет держать этот вопрос на особом контроле.