Заместитель Председателя ЦК КПРФ, Председатель Комитета Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии, академик РАСХН В.И.Кашин выступил 23 января 2013 года на пленарном заседании парламента при обсуждении законопроекта «Об особенностях регулирования земельных правоотношений на присоединенных к городу Москве территориях и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ». Публикуем текст его выступления.
- Компартия Российской Федерации, её фракции в Государственной Думе, в Московской городской Думе и Московской областной Думе, при решении вопроса о присоединении новых территорий к Москве выступили категорически против принятия этого решения, считая его необоснованным. Мы предупреждали, что такое расширение расчленяет сложившуюся территорию в виде Московской области и наносит непоправимый ущерб и бюджету Московской области и функционированию в целом единого отлаженного хозяйственного и общественного организма.
Ведь что такое Московская область? Это около 8 миллионов человек населения. Это наукограды Троицк, Королев, Жуковский, Дубна и многие другие. Это российские центры космонавтики и электронной промышленности. По объёму промышленного производства Московская область занимает среди регионов России второе место (после Москвы), в области работают десятки предприятий общероссийского значения: пищевая промышленность, машиностроение, химическая промышленность, металлургия, развита промышленность строительных материалов, деревообрабатывающая промышленность. В области производится оборудование тепловой и ядерной энергетики, ядерного топлива; космическая и ракетная техника, разработка твердого ракетного топлива и так далее. На территории области особая концентрация предприятий оборонного комплекса.
Область всегда была сельскохозяйственным регионом. Несмотря на тяжелейшие условия выживания, в ней работают несколько крупных агрохолдингов, зарегистрировано 6,5 тысяч фермерских хозяйств и около 500 тысяч личных подсобных хозяйств. И очень важно помнить, что Московская область всегда была экологическим донором для Москвы за счет своих лесов и водных объектов.
Государственные проблемы, которые по замыслу Правительства РФ должно решить присоединение земель Московской области к Москве, изначально были обозначены весьма эфемерно. Но даже они не решаются. Объединение произошло, а федеральные органы государственной власти за МКАД переезжать уже не будут. Отменены и многие другие задачи, которые обозначались как ключевые, в том числе и создание студенческих центров.
После того, как 1 июля 2012 года произошло расширение границ, мы разговаривали с Председателем Правительства, бывшим Президентом. И по его словам, он совершенно не был готов к тому, что расширение получится именно таким образом. Речь шла о небольшом участке, как он выразился, об открытии форточки для Москвы, а получилась форточка в 160 тысяч гектаров, аж до Калужской области. Так кто же стоит за всем этим? Владельцы земли, заинтересованные в ее выкупе по баснословной цене всем нам хорошо известны. Да и их лоббисты во власти налицо.
Мы сегодня обсуждаем законопроект, положения которого затрагивают не только земельные, как указано в наименовании, но и иные виды правоотношений, а именно, имущественные и жилищные правоотношения, связанные с конституционными правами граждан на жилище. В частности, он предусматривает упрощенный порядок изъятия земельных участков и иных объектов недвижимого имущества граждан для целей создания объектов, предусмотренных неким перечнем.
При этом законопроект не предусматривает деталей такого изъятия: ни какими органами власти будут заключаться соответствующие соглашения с гражданами (передачу соответствующих полномочий Московским властям законопроект не предусматривает), ни какими критериями они должны руководствоваться при определении способа возмещения (согласно проекту это могут быть жилые помещения, земельные участки для индивидуального жилищного строительства или денежная компенсация).
Законопроект представляется уязвимым с точки зрения осуществления мошеннических действий в отношении наименее социально защищенных слоев населения, имеющих наименьший уровень правовой грамотности. Таким образом, открывается широкий простор для различных злоупотреблений как со стороны органов государственной власти, так и со стороны недобросовестных граждан.
Возникает вопрос, как будет определяться рыночная стоимость по изъятию земель для федеральных, региональных нужд? Речь идёт в данном случае, скорее всего, о взвинчивании цены на гектар и на сотку земли в Московской области при выкупе ее у нынешних собственников. В большинстве случаев это будут не простые российские граждане, а олигархи, которые в очередной раз обогатятся.
В законопроекте, на первый взгляд, обозначается вопрос строительства линейных объектов - дорог, коммуникаций, очистных сооружений. Номы изначально говорили, что на этой территории сегодня нет ни одного куба лишних мощностей в очистных сооружениях. Я уже не говорю о дорогах. Несмотря на то, что прошло достаточное время после присоединения земель, строятся не дороги, не инженерные коммуникации, не очистные сооружения, не энергетические мощности, а строится только коммерческий жилой комплекс. Цель одна – побольше урвать прибыли. Приведу примеры: город Московский, Коммунарка, Дубровка. Почему не строить жилье в городе Москве, вместо разрушенных предприятий? Это тысячи гектар земли (не в частной собственности), есть метро, подъездные пути, инженерные коммуникации. Трудитесь на благо! Но нет, барыш не тот. Вот и наступают на жителей Подмосковья и Москвы, проживающих на этой территории. А это сотни тысяч человек. И они будут защищать свои интересы! Вспомните Южное Бутово, Речник, химкинский и цаговский лес и другие подобные случаи. Кущевская трагедия, переплетенная с южнобутовскими Химкинским вариантом. Из-за непродуманной политики использование новых территорий Москвы может обернуться непоправимой бедой.
Кроме того, законопроект внесен без заключения Правительства РФ. В то же время законопроект предусматривает предоставление городу Москве дополнительных субвенций на реализацию переданных полномочий. Объем требуемых средств в финансово-экономическом обосновании не указан, необходимых в соответствии с действующим законодательством изменений в федеральный бюджет не предусмотрено. Почему-то не спешат компенсировать убытки, которые понесло Подмосковье. Таким образом, во-первых, представляется сомнительным соблюдение регламентной процедуры при внесении данного законопроекта, во-вторых, нецелесообразным его рассмотрение в первом чтении без официального отзыва Правительства РФ.
Но основную озабоченность и недоумение вызывает то, что в 2013 год, определенный Президентом России как год охраны окружающей среды, преобладающее большинство Думы в законах пытается прописать всё, что связано с упрощением использования не только сельскохозяйственных земель, ценных сельхозугодий, но и особо охраняемых природных территорий. В обсуждаемом сегодня законопроекте речь идет о наступлении на лес.
На значительной площади (67 тыс. га) присоединенных территорий расположены леса (до присоединения они были защитными лесами на землях лесного фонда, а именно зелеными и лесопарковыми зонами, где либо вообще запрещено капитальное строительство, либо допускается только создание ГТС и линейных объектов.). После присоединения в соответствии с законом «О переводе земель…» они стали землями населенных пунктов, однако леса на них в соответствии с лесным законодательством должны были остаться защитными, а именно, городскими лесами, в которых запрещено размещение объектов капитального строительства, за исключением гидротехнических сооружений.
Однако в июне 2012 года в ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса» поправками ко второму чтению законопроекта №56888-6, которые с нашим Комитетом не согласовывались, были внесены изменения, согласно которым леса, которые ранее располагались на землях лесного фонда на территориях, включенных в состав внутригородской территории города федерального значения Москвы в результате изменения его границ, решениями уполномоченного органа исполнительной власти города федерального значения Москвы могут быть отнесены к зеленому фонду в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды. Таким образом, в случае отнесения этих лесов к зеленому фонду, ограничения изменения границ и хозяйственной деятельности в городских лесах к ним применяться не будут.
Законопроект никаких изъятий из правил лесного законодательства в отношении размещения Объектов, указанных в Перечне, не предусматривает. Таким образом, строительство в лесах, оказавшихся на присоединенных территориях, будет возможен только в случаях их отнесения к зеленому фонду.
В то же время, ввиду предполагаемого принятия законопроекта «Об отмене категорий земель…», одним из существенных недостатков которого является снижение в сравнении с действующим законодательством уровня правовой защиты городских лесов, этот вопрос может стать актуальным.
Мы уважительно относимся к тем авторам, которые подписали этот законопроект, создали его. Понятно, что сегодня необходимо решать вопросы и дорог, и коммуникаций на территории новой Москвы. Но нельзя при этом продолжать уничтожать наше национальное богатство - лес, выводя его из-под защиты закона. Нельзя продолжать уничтожать земли сельскохозяйственного назначения и тем более допускать недостостойное отношение к рядовым гражданам, имеющим в собственности земельные участки и строения на них. Ведь это коренные жители Москвы и Подмосковья и в резервации их не загонишь. Нас в какой-то степени удовлетворяет, что авторы законопроекта готовы при его доработке учесть спорные вопросы. Давайте доработаем законопроект ко второму чтению в интересах столицы и жителей города и области, сбалансировав интересы всех сторон.