В январе и феврале мы отмечаем сразу несколько памятных военных дат, знаменующих этапы героической борьбы нашего Отечества за свой суверенитет. Это и 70-летие Сталинградской битвы, ознаменовавшей коренной перелом в борьбе против фашизма, это и прорыв блокады Ленинграда. В преддверие 23 февраля – дня создания Красной Армии – армии, освободившей мир от фашизма и обеспечившей мирное, поступательное развитие страны в последующие годы, мы чтим память наших героев, только благодаря самоотверженности которых стало возможно дальнейшее существование нашей страны и ее народов.
Сила Советской армии была не только в наличии современного мощного оружия, не в ее многочисленности, а, прежде всего, в идеологической правоте отстаиваемых принципов. Это армия народа и для народа. Это армия, которая стояла на страже страны, чтобы никакой враг не мог посягнуть на свободу и независимость нашей Родины. Это армия, которая только самим фактом своего существования удерживала от военных авантюр захватнические аппетиты капиталистических держав, которые могли ввергнуть планету в хаос и разрушение.
Эта великая армия исчезла вместе с великой страной. Именно по армии – этому государственному институциональному авангарду борьбы за свободу и независимость страны были нанесены самые чудовищные удары мирового глобализма руками приданных ему компрадоров.
«Реформирование» армии проходило в русле навязываемой обществу либеральной идеологии. В этих координатах, традиционные для нашей армии представления о патриотизме, чести, мужестве и доблести как ее основах, о службе в армии как почетном долге заменялись рыночными отношениями, коммерциализировались.
Деидеологизация, а вернее сказать, тоталитарная либерализация, катастрофически отразилась на всех сферах жизни страны, но наиболее дезориентирующее и разрушительное влияние она оказала на армию. Отсутствие четкой военной доктрины, вытекающей из объективного анализа происходящих геополитических процессов и суверенных интересов страны, целенаправленно вело к таким решениям и действиям, которые заведомо снижали обороноспособность страны. Особенно это характерно для последнего этапа «реформирования» (2008 – 2011 г.г.). По мнению экспертов решения о формировании четырёх военных округов вместо шести, о ликвидации дивизий и формировании бригад, равномерном их распределении по территории страны, о создании смешанных авиабаз (всего 8 на всей территории России), о перестройке материально-технического обеспечения и другие принимались без обсуждения со специалистами и не представляются глубоко аргументированными и убедительными. Сделанная ставка на профессиональную армию сопровождалась простым ее сокращением, приведшим к потере профессиональных кадров.
В результате, по экспертным оценкам, по состоянию на апрель 2012 г., число военнослужащих не превышало 700 тыс. человек – 160100 офицеров, 189700 контрактников и 317200 призывников. С учетом военных медиков, курсантов, преподавателей военных училищ и некоторых других категорий военных, численность всех военнослужащих не превышает 800000 человек, т.е. даже меньше расчетной цифры «реформаторов» в 1 млн. человек (хотя и это, по оценке адмирала В.Комоедова, гораздо ниже допустимого уровня).
Низка реальная боеготовность частей постоянной готовности. Мобилизационная готовность России приближается к нулю. Доля современного оружия в российской армии – 10-15% (в войсках НАТО – 60-65%).
Армию превратили в средство для личного обогащения. В прошлом году Главный военный прокурор РФ С.Фридинский публично заявил, что примерно 20% средств на гособоронзаказ используются «нецелевым образом». Как апогей разрушения армии – коррупционные скандалы.
Сейчас большинство наших граждан в тревожном ожидании наблюдают за процессами, происходящими в России и в ее государственных институтах. И в первую очередь это относится к российской армии.
Шаги, предпринимаемые новым руководством Минобороны, вызывают определенные надежды. Наконец сделана попытка реально взглянуть на ситуацию в мире. И на смену тезису, что у России нет врагов, приходит понимание, что «военные опасности для РФ усиливаются». В числе приоритетных министр обороны С.Шойгу назвал проблемы, связанные с повышением эффективности управления войсками, оснащением современным вооружением и военной техникой, укомплектованием соединений и воинских частей, а также развитием мобилизационной базы и обеспечением мобилизационного развертывания вооруженных сил.
Оценивать решение названных проблем еще рано, но уже принимаемые меры позволяют с некоторой долей оптимизма надеяться на их адекватное решение.
Среди принятых мер – привлечение к управлению военных, обладающих высокими профессиональными качествами, отмена ликвидации ряда военных госпиталей, отмена ранее принятой концепции военного образования. Важным для развития отечественной военной промышленности являются отказ от дополнительных закупок итальянских бронемашин Iveco LMV M65, итальянских колесных танков «Кентавр», откладывание строительства третьего и четвертого корпусов «Мистралей».
Положительно можно расценить и стремление использовать опыт ветеранов вооруженных сил. По словам министра, необходимо ввести должности помощников командующих войсками военных округов, на которые и приглашать ветеранов.
Предпринимаются, исходя из здравого смысла, и другие меры. Но можно ли надеяться, что здравый смысл в политике российской власти возобладал? Думается, что поворот к укреплению обороноспособности страны связан с пришедшим пониманием, что ни тесные связи с руководителями западных стран, ни активное стремление им угодить, ни откровенное предательство национальных интересов, не являются залогом приема в круг избранных, не страхуют от силового воздействия. Поэтому и появляется тезис, что «мы никого не должны вводить в искушение своей слабостью». И это здравая точка зрения. Но ситуация в армии является отражением ситуации в стране в целом. Остановить развал, вывести страну на путь поступательного суверенного развития возможно только при принятии государственной идеологии, смене социально-экономических приоритетов, при реальной смене политического курса в интересах народов России. Тогда и армия сможет восстановить свою былую мощь, станет подлинно народной армией, безусловной преемницей героического прошлого советского народа в борьбе за свободу и справедливое мироустройство.