Заместитель Председателя ЦК КПРФ, председатель Комитета Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии, академик РАСХН В.И. Кашин выступил на заседании Президиума Госсовета Бурятской республики с участием Президента РФ В.В.Путина о повышении эффективности лесного комплекса 11 апреля в г. Улан-Удэ.
- Уважаемый Владимир Владимирович! Уважаемые коллеги!, - сказал В.И. Кашин. - История развития отечественной экономики, уклада жизни большинства граждан и национальной культуры неразрывно связана с лесом. Россия – лесная держава, в которой устойчивое управление лесами должно быть существенным элементом стратегии национального развития, ее конкурентным преимуществом.
Вопросы развития лесного комплекса, создания мощностей по глубокой переработке древесины и освоения новых лесных массивов носят общенациональный характер, так как затрагивают стратегические интересы Российской Федерации в условиях мировой интеграции и должны решаться при активном участии государства.
Основу устойчивого развития в любой сфере, и в лесном секторе в частности, составляет стабильность и прозрачность соответствующей нормативной правовой базы, понятность для правоприменителей и прозрачность для общества принимаемых решений и упорядоченность проводимых реформ.
Конец двадцатого и начало двадцать первого века характеризовались нестабильностью, как в лесном законодательстве Российской Федерации, так и в системе управления лесным сектором, что привело к снижению его значимости как отдельной отрасли экономики и к ослаблению правового статуса лесов.
В результате на сегодняшний день в лесном секторе накопилось множество системных проблем, все их перечислять бессмысленно, они отражены в Докладе, назову основные. Это и лесные пожары, незаконные рубки лесных насаждений и нелегальный оборот древесины, неразвитая лесная инфраструктура, слабая поддержка науки и научных исследований. Кроме того, последнее время все чаще говорим об огромных потерях лесных ресурсов не только от пожаров, и действий «черных лесорубов», но и от вредителей и болезней. В результате темпы утраты лесов опережают темпы лесовосстановления.
Что мы должны в первую очередь предпринять, чтобы преодолеть эти «хронические болезни» лесного хозяйства?
Во-первых, увеличение финансирования мероприятий, направленных на охрану, защиту и восстановление лесов объективно необходимо. В США, например, только на борьбу с лесными пожарами ежегодно выделяется около 1 млрд. долларов из федеральных средств (а ведь площадь лесов там в 3-4 раза меньше!). У нас же все расходы федерального бюджета на лесное хозяйство еле-еле дотягивают до этой цифры.
Поэтому, обладая пятой частью мировых запасов лесов и имея огромный потенциал для освоения лесных ресурсов, Российская Федерация существенно уступает развитым зарубежным странам по уровню заготовки древесины (четвертое место после США, Канады, Бразилии).
Но только простым увеличением финансирования ситуации не изменить. По нашему мнению, одной из ключевых проблем охраны и защиты лесов является ущербный механизм определения исполнителя лесохозяйственных работ на землях, не переданных в аренду и иные виды пользования, через размещение государственного или муниципального заказа на открытом аукционе.
Как показывает практика, этот подход не применим в лесной сфере, т.к. не позволяет проводить работы оперативно (нужно сначала организовать и провести аукцион, заключить договор и т.д.). А ведь если требуются срочные вырубки в целях защиты лесов, например, при вспышке болезней или вредителей, любые проволочки приводят к увеличению размера ущерба, причиняемого лесам.
Кроме того, открытый аукцион, в котором единственным критерием отбора является наименьшая стоимость работ, предложенная претендентом, открывает дорогу непрофессиональным однодневкам. При этом о качестве проведенных такими «горе-подрядчиками» работ никто не задумывается. А если и задумываются, то спросить часто бывает уже не с кого.
Сегодня назрела необходимость пересмотреть существующее государственное регулирование в этом вопросе. Предлагаем рассмотреть вопрос о возрождении системы специализированных государственных организаций, в функции которых будет входить профессиональное выполнение различных видов работ по охране, защите, воспроизводству лесов на не предоставленных в пользование территориях. Возможно, имеет смысл подумать о том, чтобы такие организации имели возможность предоставлять соответствующие услуги и арендаторам, пополняя, таким образом, бюджетные доходы.
Считаем необходимым дать соответствующее поручение Правительству по проработке данного предложения.
Использование лесов уже много лет не приносит доход ни в федеральный, ни в региональные бюджеты. А ведь и в начале XX века, и в советский период времени лесная отрасль обеспечивала существенный доход в общегосударственную копилку, и всегда окупала затраты на воспроизводство лесов. Так, в 1913 году доходы лесной отрасли в 3 разы превышали затраты, а в 1929 году – в 2 раза увеличился объем доходов, также превысив затраты в 3 раза! В 70-80-х годах объемы заготовок достигали 380 млн. кубометров, вклад лесной промышленности в экономику страны составлял 5 % ВВП. Мы входили в пятерку крупнейших мировых экспортеров лесопродукции, причем доля «кругляка» в структуре экспорта была минимальна. А сегодня отрасль стала убыточной. В настоящее время лесной комплекс обеспечивает лишь жалкие 1,3% ВВП. Не восполняются даже те копейки, которые лесное хозяйство получает из федерального бюджета.
Ставки платы за аренду лесных участков не отражают реальной рыночной стоимости, в итоге государство не получает адекватного возмещения за использование лесных ресурсов. Вот только сегодня я поинтересовался на предприятии «Байкальская лесная компания», которое мы посетили, в каком размере они отчисляют платежи в бюджет за аренду лесных участков общей площадью более 1 млн. га. Оказалось, всего-навсего 8 млн. рублей! Представляете? Всего в России в аренде чуть более 200 млн. гектар, так что государство от всего лесного сырья может рассчитывать при подобной системе выплат лишь на 1,6 млрд. рублей. На наш взгляд это неправильные экономические взаимоотношения государства и бизнеса. При этом бизнес часто не обеспечивает выполнения всех условий договоров аренды: не занимаются нормально лесовосстановлением (они называют это «воспроизводством путем содействия естественному возобновлению»), под созданием лесной инфраструктуры зачастую подразумевают грейдирование грунтовых дорог.
Лесопромышленный комплекс России сегодня находится в тяжелом состоянии потому, что многие проблемы, имеющиеся в лесной промышленности и лесном хозяйстве, так и остаются нерешенными. Реформа отрасли, которая началась еще в 2006 году, не принесла ощутимого результата. Наращивание мощностей по глубокой переработке древесины внутри страны идет малыми темпами. Инвестиции поступают, но в минимальном объеме. Лишь в 2011 году удалось приблизиться к докризисным объемам инвестиций в сегментах обработки древесины, производства изделий из дерева и лесобумажной продукции. Общий уровень инвестиций в указанные отрасли составил в 2011 году чуть более 100 млрд. рублей. Наша страна перестала быть той, где занимались всерьёз переработкой древесины.
За двадцатилетний период перехода к рыночной экономике уровень производства бумаги и картона в России так и не достиг уровня 1990 г. В 2012 году производство бумаги и картона составило 7 698,7 тыс. т, что ниже уровня 1990 г. на 7,5 %.
За 20-летний период экономических реформ в России не построено ни одного целлюлозно-бумажного комбината, хотя в последние годы активно шел процесс модернизации и реконструкции основных технологических процессов и оборудования на действующих предприятиях. Это позволило в определенной степени поддерживать технический уровень существующих мощностей.
В то же время, в целом, технический уровень полуфабрикатных производств в отечественной целлюлозно-бумажной промышленности заметно отстает от зарубежного.
Отставание в техническом развитии отечественной целлюлозно-бумажной промышленности отрицательно влияет на расширение ассортимента и качество выпускаемой продукции. Ухудшение качества сырья, усиление дефицита необходимых химикатов снижает качество волокнистых полуфабрикатов, особенно беленой целлюлозы, что, в свою очередь, отрицательно сказывается на качестве ряда массовых видов продукции.
Основным локомотивом развития лесопромышленного комплекса является механизм приоритетных инвестиционных проектов, предусмотренный действующим лесным законодательством. На сегодняшний день реализуется более сотни приоритетных инвестиционных проекта в области освоения лесов с планируемым общим объемом инвестиций на период реализации проектов более 400 млрд. руб. Площадь лесных участков, переданных в аренду для реализации приоритетных проектов всего за 50% от минимальных ставок платы (!), составляет около 47 млн. га (т.е. около четверти всех арендованных земель лесного фонда).
Однако проблемой является отставание более 70% проектов от графиков реализации. Многие инвестиционные проекты не оправдали ожиданий, по сути, оказавшись махинацией: получая на льготных условиях лесные ресурсы, ничего не создавая взамен, хозяйствующие субъекты порой наносят серьезный урон экологической системе.
По нашему мнению, в настоящее время недостаточное внимание уделяется оценке эффективности и совершенствованию механизмов приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов. Профильным министерствам и ведомствам необходимо усилить контроль за своевременным и полным исполнением инвесторами обязательств по таким проектам.
Кроме того, предлагаем также провести мониторинг и оценку допустимости размещения инвестиционных проектов по схеме «приоритетных» в регионах с развитой лесной промышленностью, где высокая конкуренция за ресурсную базу может обеспечить больший экономический эффект в части увеличения бюджетных доходов за счет арендной платы, нежели льготное предоставление лесных участков под создание новых производств.
Предлагаем также рассмотреть вопрос об увеличении минимальной стоимости инвестпроекта (сегодня это 300 млн. рублей), которая сегодня является единственным критерием, по которому инвестиционные проекты в области освоения лесов признаются приоритетными. При этом целесообразно дифференцировать эту минимальную стоимость с учетом региональных особенностей - уровня развития лесопромышленных производств, обеспеченности экономически доступным ресурсом, экологической и антропогенной нагрузки на лесные экосистемы.
Все это требует совершенствования в первую очередь подзаконных актов лесного законодательства, касающихся приоритетных инвестиционных проектов.
Вопрос об инфраструктурных ограничениях развития лесного комплекса Российской Федерации сегодня у всех на устах. Слабо развитая дорожно-транспортная инфраструктура сдерживает возможности более полного освоения лесов и снижает экономическую доступность лесных ресурсов. Протяженность лесных дорог в Российской Федерации составляет не более 1,5 км на тысячу гектар лесных земель, а в странах Западной Европы и Северной Америки этот показатель находится в пределах 10 - 45 км.
Неоднократно вопрос о необходимости более подробного нормативно-правового регулирования создания лесных дорог поднимался Комитетом при подготовке изменений в Лесной кодекс Российской Федерации. Соответствующие поправки даже были приняты в 2008 году во втором чтении в рамках одного из комплексных законопроектов. Лесной кодекс дополнялся отдельной статьей, посвященной лесным дорогам: вводилось понятие лесных дорог, их виды, устанавливалось, что проектирование, строительство, реконструкция, капитальный ремонт, ремонт и содержание лесных дорог могут осуществляться за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, иных предусмотренных законодательством Российской Федерации источников финансирования, а также за счет средств лиц, использующих леса.
Однако впоследствии, на этапе подготовки к окончательному принятию, эти нормы были исключены по инициативе профильных ведомств (Минтранс, Минфин) в целях более детальной проработки, были даны поручения Правительства Российской Федерации о подготовке законодательных изменений по этой проблеме. Согласно этим поручениям, соответствующие инициативы должны были быть полностью доработаны еще в 2009 году. Однако до настоящего момента у нас нет на рассмотрении законопроектов, посвященных лесным дорогам. Предлагаем Правительству Российской Федерации, заинтересованным министерствам и ведомствам вернуться к этим вопросам в тесном сотрудничестве с нашим Комитетом.
На сегодняшний день Россия входит в число стран-лидеров по незаконным рубкам леса. Количество нарушений лесного законодательства не уменьшается, степень латентности (невыявленности) таких противоправных деяний остается весьма высокой – 70-90%. По экспертным оценкам несколько десятков миллионов кубометров леса уходят за рубеж за счет незаконных рубок, из России вывозится до 20% всей контрабандной древесины мира. Ущерб от этого ежегодно составляет, если учитывать упущенную выгоду, не менее 80-100 млрд. рублей.
При этом поражает разрыв экспертных оценок и официальной статистики! Согласно официальным данным, в 2012 году объемы незаконной рубки лесных насаждений, составили «всего» 1 млн. 53 тысячи кубометров. Но ведь совершенно очевидно, что это лишь выявленная «верхушка айсберга». Пора открыть, наконец, глаза и честно признать ужасающие реальные цифры.
В целях борьбы с теневым оборотом древесины и иных лесоматериалов, о необходимости законодательного регулирования которой не высказался только ленивый, в настоящее время разрабатывается целый ряд законодательных инициатив. Во-первых, в Правительстве РФ готовится проект федерального закона «О государственном регулировании оборота круглых лесоматериалов», во-вторых, депутатами нашего Комитета внесен и готовится к рассмотрению в первом чтении законопроект № 168903-6, направленный, на введение государственной системы учета заготовленной древесины, т.е., по сути, на решение тех же проблем. Однако первый законопроект погряз в межведомственных согласованиях еще до этапа внесения в Государственную Думу, второй, который уже прошел определенную эволюцию в законодательной процедуре, также «застрял» на этапе предварительного рассмотрения в связи с затягиванием сроков подготовки официального отзыва Правительства РФ.
Тем временем наступил срок (3 марта 2013 года) вступления в силу нормативных правовых актов Евросоюза, предъявляющих к импортерам лесоматериалов требования о подтверждении легальности происхождения древесины. Отсутствие нормативного регулирования в данной сфере в России может осложнить внешнеэкономическую деятельность хозяйствующих субъектов, осуществляющих экспорт лесоматериалов на европейский рынок.
Еще раз хочу обратить внимание коллег из Правительства РФ: необходимо ускорить подготовку официального отзыва Правительства Российской Федерации на законопроект, поскольку на данный момент только его отсутствие тормозит принятие законопроекта в первом чтении. Также полагаем целесообразным при дальнейшей доработке законопроекта объединить в его рамках обсуждаемые сегодня в Правительстве РФ инициативы, касающиеся правового регулирования оборота круглых лесоматериалов а также совершенствования смежного законодательства, устанавливающего ответственность за незаконную рубку и незаконный оборот лесных насаждений.
Предлагаем включить это предложение отдельным пунктом в Перечень Поручений Президента РФ по итогам сегодняшнего совещания.
Далее, необходимо установить дополнительные социальные гарантии для работников лесной отрасли. На наш взгляд такая проблема имеет ключевое значение. Чем мы можем заинтересовать людей? Конечно стабильной и высокой заработной платой, солидным пакетом социальных гарантий.
При этом лесничий – одно из ключевых лиц в рациональном использовании лесов, которое обеспечивается в результате тесного взаимодействия арендатора, лесничего и лесоустроителя. Лесничий должен систематически и регулярно осуществлять мониторинг исполнения арендатором его обязательств по договору, контролировать и направлять пользователей «в нужное русло».
К сожалению, сегодня лесничий вынужден больше времени проводить не в лесу, а в своем кабинете, погрязнув бюрократии и бумагообороте. В этой связи считаем необходимым пересмотреть существующий документооборот в лесном хозяйстве с целью его оптимизации и сокращения. Ну и, конечно, Правительство РФ должно обеспечить соответствующий уровень материального обеспечения сотрудников лесной охраны, привести его к уровню материального обеспечения сотрудников силовых ведомств.
Все эти сложные и наболевшие вопросы необходимо решать комплексно. Поэтому мы поддерживаем инициативу подготовки и утверждения Лесной политики России на долгосрочный период, и активно участвуем в ее разработке.
Лесная политика является основой для разработки и совершенствования лесного и смежного законодательства, нормативной правовой базы, стратегии, программ и планов по управлению лесами и обеспечивает их согласованность и направленность на достижение общих целей. В этой связи этот документ имеет ключевое значение и для работы нашего Комитета. Предлагаем Правительству Российской Федерации завершить обсуждение в текущем году, в связи с чем в Перечне поручений - определить конкретный срок утверждения этого документа с учетом взятого государством курса на стратегическое планирование в отдельных отраслях общественных отношений.
Модернизация лесного хозяйства и лесной промышленности не может быть осуществлена без укрепления его научного и кадрового потенциала. Сегодня научное и кадровое обеспечение является одним из главных факторов инновационного развития отрасли. Все острее ощущается недостаток квалифицированных кадров. Финансирование лесной науки плачевное: в 15 раз ниже, чем в Финляндии, сократилась численность ученых к уровню 1990 г. в 50 раз, количество НИИ – в 5 раз. Средний возраст имеющих докторскую степень – 60-65 лет.
Реализуя новую лесную политику, государство должно озаботиться поддержкой лесной науки. Мы также поддерживаем идею создания Федерального лесного университета.
И последний, при этом, возможно ключевой вопрос, на который хочу обратить внимание коллег.
В настоящее время лесное хозяйство и соответствующее Федеральное агентство находятся в ведении Минприроды России, к работе которого мы относимся с большим уважением. Лесную промышленность при этом координирует Минпромторг России. По нашему мнению, логичным продолжением принятия стратегических документов в лесном секторе, будет создание в Правительстве РФ самостоятельного федерального органа (Министерства леса), отвечающего не только за управление лесами, но и за государственную политику и регулирование всего лесного сектора экономики.
Спасибо за внимание.