24 мая 2013 года Председатель Комитета ГД по природным ресурсам, природопользованию и экологии В.И. Кашин и Председатель ГД ФС РФ С.Е. Нарышкин приняли участие в работе VIII Международной школы-практикума молодых ученых-юристов на тему: «Право и экология», организованной Институтом законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ в партнерстве с Государственной Думой ФС РФ и Минприроды России.
Данное мероприятие ориентировано на комплексное научное исследование и обсуждение основных правовых проблем экологического права, в том числе вопросов рационального использования и правовой охраны природных ресурсов, сочетания публичных и частных интересов при сохранении благоприятной окружающей среды, соотношения международных и национальных природоохранных требований.
В мероприятии приняли участие свыше 400 молодых ученых-юристов из России, государств ближнего и дальнего зарубежья. Основными докладчиками являлись ведущие российские и зарубежные ученые, представители органов государственной власти.
В своем докладе В.И. Кашин выразил крайнюю озабоченность состоянием атмосферного воздуха, подземных вод, лесной сферы, растений и животных. В пример был приведен Норильск, где содержание загрязняющих веществ в атмосфере города редко бывает ниже 4-5 ПДК, и выбросы углекислого газа местных предприятий составляют два процента от мировых. Уровень концентрации никеля в растениях превышен по сравнению с предельно допустимой нормой в 8 раз, цинка и свинца - в 6, кадмия - в 46, меди - в 25 раз.
В.И. Кашин также отметил, что бездумная эксплуатация подземных вод сопровождается снижением их уровня и напора, а также ухудшением качества и загрязнением. Так, в Центральном федеральном округе сформировалось несколько региональных воронок депрессии. Наиболее обширная охватывает Московскую и смежные области, понижение в центре воронки депрессии достигает 130 м. На отдельных участках Московской области наблюдается снижение уровня ниже кровли водоносного горизонта, т.е. происходит истощение и загрязнение подземных вод, особенно это характерно для юга области.
Также В.И. Кашин сообщил, что имеет место вырубка водоохранных лесов и строительство в водоохранных зонах, что создает проблемы деградации водных систем, нарушается береговая полоса, в том числе с ликвидацией ниш ихтиофауны, исчезающих видов растений, животных и птиц, имеет место бесконтрольный сброс неочищенных хозяйственно-бытовых и ливневых сточных вод и сточных вод с очистных установок, безответственное гидротехническое строительство и использование ГТС.
В.И. Кашин выразил крайнюю обеспокоенность ситуацией, связанной с утилизацией отходов производства и потребления. Сегодня в России более 11 тысяч только официальных свалок, на которых уже захоронено свыше 80 миллиардов тонн различных отходов. Ежегодно образуется еще почти 4 миллиарда тонн отходов, причем около 90 процентов образуется при добыче минерального сырья.
При этом особо было отмечено, что на финансирование мероприятий, связанных с охраной окружающей среды, выделяется лишь 0,2% расходной части федерального бюджета, т.е. явно недостаточно.
В.И. Кашин отметил неудовлетворительное состоянии лесного сектора. Среди проблем были обозначены отсутствие должного управления лесами, самовольные и необоснованные рубки, часто возможные при попустительстве местных властей, а также законодательная чехарда, устроенная вокруг русского леса. Также он отметил, что случаев, когда уничтожаются уникальные дубовые, можжевелевые рощи, кедровники и другие защитные лесонасаждения, тысячи, то, что идет наступление на наши особо охраняемые природные территории.
В.И. Кашин проинформировал участников мероприятия о законодательных инициативах, которые были приняты в течение текущего созыва.
Особо был отмечен не имеющий аналогов в действующем правовом поле законопроект, посвященный вопросам защиты морей от загрязнения нефтью и нефтепродуктами при геологоразведочных и добычных работах на континентальном шельфе, в территориальном море и во внутренних морских водах, а также при буровых работах и транспортировке, которым устанавливаются обязанности и финансовая ответственность эксплуатирующих организаций, работающих в морях и на шельфе, по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов в морской среде, а также их последствий, и предусматриваются механизмы финансового обеспечения указанных мероприятий, включая возмещение в полном объеме вреда, причиненного окружающей среде, в том числе водным биоресурсам, жизни, здоровью и имуществу граждан, имуществу юридических лиц в результате таких разливов.
В.И. Кашин отдельно акцентировал внимание присутствующих на мерах, принимаемых Комитетом, по обеспечению международных обязательств Российской Федерации в сфере охраны окружающей среды.
В частности, был отмечен принятый Федеральный закон «О регулировании деятельности российских граждан и российских юридических лиц в Антарктике», способствующий эффективной реализации международно-правовых обязательств Российской Федерации в соответствии с системой Договора об Антарктике, повышению международного престижа России как государства, четко выполняющего свои международно-правовые обязательства, и укреплению международного авторитета России у государств - участников Договора об Антарктике, и имеющий экологическую составляющую. Закон направлен на разграничение ответственности за возмещение вреда окружающей среде в Антарктике, который может быть причинен в результате деятельности в Антарктике в интересах Российской Федерации или вследствие деятельности, осуществляемой российскими гражданами и юридическими лицами по собственной инициативе.
Кроме того, В.И. Кашин проинформировал присутствующих о том, что 14 мая 2013 года Государственной Думой принят в первом чтении проект Федерального закона №248586-6 «О внесении изменений в статью 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и Федеральный закон «Об охране окружающей среды» в части обеспечения выполнения обязательств Российской Федерации по Монреальскому протоколу по веществам, разрушающим озоновый слой, к Венской конвенции об охране озонового слоя», разработанный в целях обеспечения системного регулирования перехода на озонобезопасные технологии и снижение использования озоноразрушающих веществ в Российской Федерации.
В.И. Кашин отметил, что в Комитете находится пакет законопроектов, принятие которых создаст новую базу для формирования экологической и экономической политики нашего государства и поможет разрешить перечисленные экологические проблемы. Это целый набор стимулов для разработки и реализации хозяйствующими субъектами технологических решений с новым уровнем безопасности и эффективности использования природных ресурсов.
Один законопроект нацелен, прежде всего, на вовлечение отходов производства и потребления во вторичное использование, существенно сократив объемы их захоранивания. Для этого предусматривается целый ряд экономических и налоговых преференций для тех, кто будет заниматься решением данной проблемы. Что касается второго законопроекта об обороте отходов и потребления, то он касается вопросов совершенствования системы экологического нормирования и экономического стимулирования для внедрения наилучших доступных технологий, и предусматривает сроки и порядок перехода промышленных предприятий на так называемые наилучшие доступные технологии и основывается на комплексном подходе к регулированию охраны окружающей среды.
К сожалению, сообщил В.И. Кашин, не без участия бизнес-сообщества, первый законопроект отложен на год, до следующей весны, однако выразил готовность принять второй законопроект в период осенней сессии 2013 года.
В.И. Кашин призвал бизнес к конструктивному диалогу и созданию оптимальных условий сотрудничества бизнеса и государства, при которых первый был бы побужден с наибольшей отдачей рационально использовать предоставленный им государством ресурс, а государство со своей стороны обеспечило бы для этого стабильный, предсказуемый и законодательно закрепленный режим.
В заключении В.И. Кашин отметил важность формирования экологической культуры у подрастающего поколения и предложил ввести ее в перечень общеобразовательных дисциплин, начиная со средней школы.