Нехорошо обманывать начальство. Нехорошо обманывать деловых партнёров. О народе я уж молчу – дело это у вершителей судеб привычное, тем более народ этот обманываться привык, убедив себя в собственном бессилии.
Недавно очень обидно мне стало за нашего губернатора. Пригласили его в Шереметьево для благого дела – подписать соглашение с Шереметьевским аэропортом. Вроде бы солидная компания, планов у неё громадьё, но не любят семь раз отмерять прежде, чем резать по живому, притом лукавы и алчны.
Судите сами. Перед тем, как соглашение подписать, провели на рысях губернатора Воробьёва по терминалу, похвастались аэроэкспрессом (пуск которого принёс массу неудобств пассажирам обычных электричек, к тому же и ходит полупустой), потом завели в музей, подвели в макету, где отображено настоящее и будущее аэропорта. А там – идиллия. Вот одна полоса, вот другая, вот третья (которую затеяли строить), вот лес стоит, вот Клязьма мирно протекает в полной нетронутости. Между прочим – источник водоснабжения Москвы, близ которого по законодательству нельзя в радиусе полукилометра кустик тронуть.
Надо думать, впечатлился губернатор. Во всяком случае, совещание протекало очень мило, в хорошем темпе, без неприятных вопросов. С журналистами тоже быстренько побеседовали. Под конец, правда, был робко задан вопрос о протестах жителей из прилегающих к третьей полосе населённых пунктов ( как – никак губится река, лес, самолёты будут рулить в полукилометре от их жилья), но генеральный директор господин Василенко вопрос закрыл, пообещав, когда строительство закончат, шум замерят, куда-нибудь жителей переселить.
При такой благости и богатстве информации, у губернатора Воробьёва вопросы были только по дальнейшему развитию прилегающей к аэропорту территории, где, по его выражению, можно целый Клондайк обустроить, эдакие Нью-Васюки, пардон, Нью-Шереметьево, с супер-моллами, отелями, деловыми центрами, куда со всего света будут слетаться деловые люди для решения своих деловых вопросов. Главы Химок и Лобни, где оные объекты должны будут размещаться тоже, видимо, впечатлились и препятствие для будущих грандиозных строек увидели только в частном землевладении и отказе лесников лес уничтожить. Про химкинские скандалы с лесом и жертвы народ уже наслышан, а вот о тихой Лобне пока нет. А там многоэтажная. застройка всё ближе подступает к аэропорту, через середину города, в опасной близости от предприятий, жилых домов, школы, детсада, следуют в Шереметьево составы с горючим. Стоят эти составы в 3-4 ряда на станционных путях, навевая невесёлые думы на пассажиров электричек. Надо думать, что после завершения строительства третьей полосы, этих составов будет ещё больше. Шум от пролетающих самолётов тоже в три раза увеличится. Весь дискомфорт перечислять долго. Город давно стал заложником аэропорта.
Так какой же Клондайк разрабатывают старатели Трансстроя и Шереметьево? Для них третья полоса - золотая жила, а чем она обернётся для жителей близлежащих населённых пунктов, для природы, для интересов столицы, области, государства? Насколько законна вся эта затея?
А ведь работы ведутся вовсю – нагло, с размахом. Им не указ ни законодательство, ни нормы, ни заключения специалистов, ни протесты экологов, местных жителей. Золотая лихорадка обуяла.
Ради неё хищнически уничтожается очередная экосистема. Судя по всему, в России это уже стало широко распространённой практикой.
Затея с третьей полосой затрагивает интересы не только Подмосковья, но и стольного града. Река Клязьма и прилегающая к ней водозаборная зона имеет специальный правовой режим защиты. Здесь, согласно СП 2.1.4.2625-10 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения г. Москвы» не допускается размещение объектов, обуславливающих опасность химического и микробного загрязнения почв, грунтовых вод и воды источника водоснабжения. Функционирование же аэропортов связано с выпадением вредных веществ, количество пыли их содержащей составляет 422–6349 кг/км в год, в составе пыли тяжёлые металлы – цинк, свинец, медь, марганец, хром, ванадий и др.
У проектировщиков и строителей немало варварских задумок в борьбе с природой. Тут и станция антигололёдной обработки территории и самолётов с резервуарами для хранения отработанных реагентов (!), и уничтожение естественного русла реки Клязьма и реки Альба и заключение рек в коллекторы под взлётно-посадочной полосой, уничтожение леса. В соучастники этого экологического преступления они взяли Министерство экологии и природопользования Московской области своими решениями от 27.11.2012 г., 14.12.2012 и 17.12.2012 года, пустивших козла в огород. предоставив ЗАО «Инженииринговая корпорация «Трансстрой» право пользования этими водными объектами.
Что это? Вопиющее невежество? Нарушение служебного долга? Несоответствие служебному положению? Или мираж Клондайка? Уж СанПиН 2.1.5.980-00 «Водоотведение населённых мест,санитарная охрана водных объектов. Гигиенические требования к охране поверхностных вод» они должны знать. Этот документ, обязательный к применению, запрещает в зоне 1-2 поясов зоны санитарной охраны источников (ко второму поясу относится Клязьма) водопользование для конкретных хозяйственных нужд. В силу своей, мягко говоря, некомпетентности, чиновники из областного Минэкологии нарушили п.2 ст.12 и п.3 ст.39 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». В составе разрешительной документации на засыпку русла реки Клязьмы положительного заключения органов и учреждений государственной санитарно –эпидемиологической службы нет.
В результате действий строителей, по заключению экспертизы, будет происходить загрязнение биогенами и тяжёлыми металлами поверхностных вод, поступающих в реку, что вызовет «цветение» воды, ухудшение её качества, увеличивая затраты на её очистку. По мнению экспертов, недостаточно очищенная вода может вызывать отравления с массовыми вспышками инфекционных заболеваний.
Нынешний пейзаж в километре от аэропорта, мягко говоря, значительно отличается от показанного губернатору макета. А тем, кто видел это место года полтора-два назад, становится страшно. Русло Клязьмы варварски засыпается, вырублено (незаконно!) 150 га леса. Соответствующего распоряжения о переводе земель водного фонда в земли промышленности, транспорта и т.д, в нарушение п.1.1. ст.12 Федерального закона №172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую нет. Нарушен п.7.3 ст.11 Федерального закона №232-ФЗ «Об экологической экспертизе», согласно которому проектная документация искусственных земельных участков, создание которых предполагается осуществить на водных объектах, находящихся в собственности Российской Федерации является объектом государственной экологической экспертизы федерального уровня – такая экспертиза не была проведена.
Шереметьевскому авиационному начальству стыдно не знать Воздушный кодекс Российской Федерации, а из всего вышеизложенного похоже на то. Ибо ст.46 этого документа гласит, что проектирование, строительство и развитие городских и сельских поселений, а также строительство и реконструкция промышленных и иных объектов в пределах приаэродромной территории должны проводится с соблюдением требований безопасности полётов воздушных судов, с учётом возможных негативных воздействий оборудования аэродрома и полётов воздушных судов на здоровье граждан и деятельность юридических лиц и по согласованию с собственником аэродрома.
Проект реализуется в одном из самых густонаселённых районов ближнего Подмосковья на расстоянии 2,5 км от г.Лобня, 3,5 км от г.Сходня, 7 км от г.Зеленограда, 5 км от г.Химки, в 11 км от МКАД. По завершению строительства третьей полосы площадь территории, подвергающейся шумовому воздействию составит по максимальному уровню звука (УЗ) 63,6 кв.км в дневное время и 345,2 кв.км в ночное время в соответствии с требованиями ГОСТ 2228.3.88, то есть увеличится в 1,5 – 2 раза. Число населения, проживающего в зонах шумового дискомфорта увеличится и составит 102350 человек в дневное время и 266857 в ночное.
В районе аэропорта на долю шумового воздействия приходится от 52,3 до 78,1% вклада в заболеваемость детского населения. Долевой вклад химического загрязнения воздуха в детскую заболеваемость составляет 11 – 19%. Риск для здоровья, связанный с воздействием шумового фактора в зоне влияния аэропортов равен 4,2, то есть значительно превышал допустимый уровень пример(до 1)
Любят у нас нынче правители ссылаться на опыт самодержцев Романовых Может, им с них пример брать? Екатерина Вторая, царица весьма успешная, говаривала, что когда собирается что-то предпринять, заглядывает в бумаги Петра первого и всегда там подобные задумки находит. Нынешним правителям тоже имеет смысл обратиться к опыту предшественников. В Советском Союзе всегда всё делали основательно, обсуждали коллегиально, приглашали специалистов. Можно было бы поднять материалы тридцатилетней давности, прежде, чем огороды городить, т.е.Клязьму гробить и ущерб жизнедеятельности огромного количества народа приносить? И тогда бы узнали наши цари Мидасы, что после всестороннего обсуждения в Госплане тогдашнее руководство от дальнейшего расширения аэропорта Шереметьево отказалось по причинам вышеперечисленных негативных последствий.
Могут ли быть сейчас альтернативные решения? Конечно. Например, реконструкция аэропорта Ермолино (Калужская область), строительство бюджетных аэропортов в Тверской, Владимирской, Рязанской областях. У нынешнего проекта заявленная стоимость реализации 34 млрд.рублей. Реконструкция аэропорта Ермолино потребует 5 млрд. рублей с пропускной способностью 5 – 8 млн. пассажиров в год. Рационально, по-государственному, не нарушая закон, не ущемляя прав граждан можно вопросы решать. А то всё как-то Нью-Васюки получаются.










