По данным субъектов Российской Федерации, за 11 месяцев 2013 года в Российской Федерации возведено 52 миллиона квадратных метров жилья, что на 11 процентов больше, чем в аналогичный период 2012 года, в том числе 37% – жильё экономического класса и 49% – индивидуальное жильё. Средняя цена одного квадратного метра жилья по стране составила 47,4 тысячи рублей.
Однако проблемы в сфере строительства сохраняются. О наиболее значимых законопроектах и планах на весеннюю сессию мы решили поговорить с председателем Комитета Государственной Думы по земельным отношениям и строительству, членом Бюро Московского областного отделения КПРФ Алексеем Юрьевичем Русских.
- Алексей Юрьевич, сейчас много говорят о социальной программе «Жилье для российской семьи», какие меры будут предприниматься для стимулирования строительства доступного жилья?
- В весеннюю сессию мы планируем доработать ко второму чтению законопроект, направленный на создание условий для стимулирования строительства жилья эконом-класса. В данной законодательной инициативе предлагается принципиально новый подход, который позволит сократить затраты застройщика и зафиксировать цену продажи жилых помещений. Предусматриваются также новые механизмы заключения договоров о комплексном освоении земельных участков для строительства жилья эконом-класса. Победителем аукциона становится инвестор, предложивший наименьшую цену продажи жилых помещений. При этом стоимость такого жилья будет ниже цены Минрегиона. Застройщик будет обязан реализовать построенные жилые помещения по фиксированной стоимости, определенной по итогам аукциона.
Комитет уже принял два закона предусматривающие реализацию данного механизма применительно к земельным участкам Фонда РЖС. С учетом полученного опыта мы планируем распространить эту схему и на земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности.
- Наибольшей проблемой для инвесторов в настоящее время являются всевозможные административные барьеры при получении разрешения на строительство. До сих пор не утвержден единый перечень разрешительных документов на строительство. На какой стадии находится рассмотрение этого законопроекта?
- Комитетом поддержан внесенный Правительством законопроект, который предусматривает наделение Правительства полномочиями по утверждению исчерпывающего перечня решений и действий органов государственной власти и местного самоуправления, организаций, осуществляющих эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, и юридических лиц, проводящих экспертизу результатов инженерных изысканий и проектной документации, принимаемой для осуществления проектирования и строительства. При этом должны быть установлены сроки по принятию таких решений и совершению этих действий.
Идея установить исчерпывающий перечень процедур в сфере строительства, безусловно, заслуживает поддержки. Поскольку эти меры позволят защитить права граждан и юридических лиц в данной области.
- Что касается земельных участков, как будет изменен порядок их предоставления в целом, а также для отдельных категорий граждан?
- В ближайшее время мы ожидаем внесения Правительством законопроекта, который будет касаться внесения изменений в действующий Земельный кодекс и отдельные законодательные акты. Будет усовершенствован порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Таким образом, будет введено общее правило о предоставлении участков на торгах. На особых условиях участки будут выделяться лишь отдельным категориям граждан, а также для строительства инфраструктурных, линейных объектов. В результате органы государственной и муниципальной власти будут обязаны проводить торги по продаже или аренде участков или предоставлять их без торгов, если на то есть основания. Вводятся детальные и прозрачные процедуры принятия решений, и исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении земельного участка или его выставления на торги. Участки без торгов будут предоставляться гражданам, имеющим преимущественное право на их получение. В эту категорию входят Герои труда, инвалиды и семьи, имеющие в своем составе инвалидов и тд.
Сейчас такой порядок отсутствует и это мешает данным категориям граждан реализовать их установленное федеральными законами право.
Для развития сельской местности и привлечения специалистов на село, у муниципальных образований, определенных субъектами Российской Федерации, появится возможность предоставлять гражданам в безвозмездное срочное пользования земельные участки для организации личного подсобного или фермерского хозяйства или индивидуального жилищного строительства (для граждан, работающих по утвержденным субъектами специальностям). При условии надлежащего использования земельного участка в течение пяти лет он будет передаваться в собственность бесплатно
- Алексей Юрьевич, наиболее резонансным пор является законопроект, касающийся изменения порядка предоставления земельных участков многодетным семьям. Принято ли по нему какое-то окончательное решение?
- На мой взгляд, этот законопроект содержит ряд противоречий и недоработок – его положениями ущемляются права некоторых семей, имеющих право на получение участков, согласно действующему законодательству.
Во-первых, законопроектом предусматривается право только одного члена многодетной семьи на получение земельного участка в собственность. Но согласно законам, принятым в подавляющем большинстве субъектов, участки получают в совместную долевую собственность или в собственность граждан во множественном числе. Только в 12 из 83 субъектах РФ участки предоставляются в собственность одного члена семьи.
Во-вторых, законопроектом подразумевается предоставление участка только для индивидуального жилищного строительства. Ранее ограничений не было. Участки можно было использовать для садоводства, огородничества и так далее. В связи с этим могут возникнуть проблемы с предоставлением таких участков, поскольку не все муниципальные образования располагают достаточным количеством участков, предназначенным именно для жилищного строительства. Например, в нашем Московском регионе таких участков дефицит.
В-третьих, согласно действующему Земельному кодексу, члены семей получают участки в независимости от необходимости улучшения жилищных условий. Данная законодательная инициатива не учитывает порядок предоставления участков. И не учитывает право на приобретение земли теми семьями, которые поставлены соответствующими органами на очередь для получения участка, но при этом не являются нуждающимися в жилом помещении. Судьба их не ясна: либо они свое право сохранят, либо будут исключены из этой очереди. Кроме этого многие семьи были поставлены в очередь на получение участка для другого целевого использования: дачного строительства или садоводства.
Противоречий много и обсуждение этого законопроекта продолжится на заседаниях Комитета в феврале. Мне он кажется несостоятельным. Нужно принимать законодательные инициативы, которые действительно облегчат процедуру получения участков, а не усложнят ее. Особенно, когда речь идет о многодетных семьях.
Согласно поручению Президента, законопроект должен предусматривать возможность предоставления многодетным семьям, нуждающимся в улучшении жилищных условий, альтернативных предоставлению земельных участков форм решения их жилищного вопроса. К сожалению, в тексте закона, внесенном Правительством, это вопрос остался не раскрытым.
Мы уже обсуждали эту проблему с профильным Министерством и пришли к мнению, что законопроект может быть принят в первом чтении только при условии его коренной переработки ко второму чтению по двум направлениям: во-первых, мы не должны ущемлять права граждан, уже стоящих на очереди в целях получения земельных участков, а во-вторых, мы должны предусмотреть реальные механизмы поддержки граждан в части решения их жилищной проблемы.
В весеннюю сессию также продолжится работа над законопроектами, которые будут способствовать повышению инвестиционной привлекательности в сфере жилищного строительства и социально-значимыми законопроектами. Будем и дальше стараться сделать жизнь россиян в этой сфере максимально комфортной.