Семь лет назад семья Фоминых приехала из Нижегородской области в с. Мочилы Серебряно-Прудского района Московской области. Видимо, жизненные обстоятельства сложились так, что пришлось сменить место жительства.
Устроилась В. Фомина дояркой в совхоз «Южный», благо, опыт оператора машинного доения приобрела в 15 лет. Сначала мыкались по чужим углам, потом руководство совхоза, войдя в положение семьи, выделило ей помещение без окон, дверей. Когда-то это помещение было весьма неплохо оборудовано всеми удобствами: имелся санузел, кухня, отопление, жилые комнаты. Однако помещение подготовили к проживанию, но на баланс никто не принял. Сначала в нем проживали сезонные рабочие, затем некоторое время помещение использовал медпункт.
Шло время, канул в Лету строивший дом совхоз, санитарно-техническое оборудование растащили, крышу почти разобрали, отопление отрезали, окна и двери переехали в другие дома, и стоял этот памятник бесхозяйственности, пока не достался семье Фоминых. Семье казалось, что жизнь налаживается. Работа есть, трудовой договор заключен, приступили к восстановлению дома, только в регистрации по месту жительства отказывают, так как дом ни у одной организации не стоит на балансе.
Как тут не вспомнить несчастного кума Тыкву из сказки Джанни Родари «Приключения Чиполлино». Ведь жил же кум Тыква, пока его кавалер Помидор не выкинул, но пока Помидора на горизонте не было, семья начала свой домик обустраивать. Сделали крышу, вставили окна, двери, починили полы, сантехнику установили, мебелишкой обзавелись и стали жить-поживать и добра наживать.
Вскоре сменился владелец окрестных земель, совхоз «Южный» стал племзаводом «Ямской», а домик Фоминых так никто на баланс и не взял…
…Подрос сын Иван, окончил школу и водительские курсы, однако удостоверение водителя не получил из-за отсутствия регистрации по месту жительства.
Однако в армию Иван был доблестно призван с предварительной регистрацией по месту пребывания. Чиновники возможность нашли. Иван честно отдал свой долг Родине, а когда вернулся из армии домой, на воинский учет не удалось встать. Опять-таки нужна регистрация по месту жительства. Место жительства есть, а регистрации нет. «Езжай, – говорят ему чиновники, – туда, откуда приехал, то есть в Нижегородскую область, где семь лет назад был зарегистрирован». Может быть, и поехал бы Иван на свою малую родину, только не ждет его там никто, жить там негде. Стали угрожать Ивану штрафом за якобы дезертирство (!?)…
…Племзавод «Ямской» стал тем временем совхозом «Юг Подмосковья», администрация которого без задержек получала с несчастной семьи коммунальные платежи, все больше увеличивая суммы. А вот заработную плату оператору машинного доения В. Фоминой все время уменьшали, хотя, по какому принципу производили расчет, из представленных ей для обозрения документов понять было невозможно. Начисляют, например, 23 000 рублей, но 2–3 месяца не платят, а потом к выдаче оказывается 10 000–12 000 рублей. Мотив – штрафы, хотя приказов о наказании никто не представлял для ознакомления. Отстаивать свои права незарегистрированному человеку трудно, вроде и нет тебя вовсе.
Злоключения семьи на этом не завершились, ведь «домик кума Тыквы» выглядеть стал уж очень привлекательно, хоть и не числится нигде. Тут другая беда подоспела. Как говорится, пришла беда – открывай ворота. Заболел муж Фоминой, нужно оформлять инвалидность, однако отсутствие регистрации не позволяет. Сын не может устроиться на работу без постановки на воинский учет, муж не в состоянии работать и получать пенсию. Тянет В. Фомина лямку одна («…Доля ты русская, долюшка женская, вряд ли труднее сыскать…»). А тут хозяева совхоза совсем уж одолели, требуя увольняться. Долго сопротивлялась. Попросила в администрации сельского поселения Мочильское Московской области выдать справку об адресе своего проживания, чтобы еще раз обратиться в паспортный стол с просьбой о регистрации. Справку дали, но без адреса, проживает-де в с. Мочилы. Проживает, видимо, прямо на улице, хотя для оформления продажи дров в другой справке адрес указали четко: с. Мочилы, улица Садовая, дом 15.
Вот так выдают бюрократические справки: с адресом или без адреса, зависит от цели справки. Хотим – схитрим, кабы чего не вышло! А что на кону судьба человека, местных чиновников, видимо, не волнует. Не стыдно, господа!
От постоянных стрессов, от жутких условий на работе заболела сама. Обстановка на работе становилась все нетерпимее. Со всех сторон сыпались советы «добровольно» написать заявление на увольнение. Коллеги пугали: «Молоко тебе разбавят, комбикорм подложат, еще и посадят, лучше сама уйди!» Плакала, переживала и однажды не выдержала – написала-таки пресловутое заявление на увольнение, на следующий день передумала и вышла на работу, день отработала, но потом на ее место поставили представительницу из ближнего зарубежья. Отдать заявление об увольнении администрация сельхозпредприятия отказалась.
Фомина обратилась в суд с заявлением о восстановлении на работе. Хочется надеяться, что хотя бы суд принципиально разберется в сложившейся ситуации.
Оставив женщину без работы, руководство совхоза усилило нажим по выселению семьи из дома. «Помидор» установил срок: до марта выехать и освободить помещение, а в домике будет жить «пес Мастино», ему нужнее…
К сожалению, в Серебряно-Прудском районе далеко не одна семья оказалась в подобном положении.
…Между тем чиновники района всех рангов взахлеб повествуют в СМИ о том, как заботятся о народе, каких высот достигли в своей деятельности, во всех делах они первые, первее всех первых…
Не забывайте только, господа, что слезы людские падают не на землю!