Прозрачность – первый шаг к развитию экономики, избавление от инфляции, коррупции, бедности. В январе 2007 года, встречаясь с журналистами, действующий на тот момент президент страны Путин В.В. назвал простую, доступную, прозрачную экономику методом борьбы с коррупцией. В след за ним это же повторили все первые лица правительства России. Ровно через год на такой же встрече половина присутствующих журналистов держали в руках плакаты со словом «Бухучет». Несколько позже в программе «Времена» при обсуждении темы коррупции то же самое сказал депутат М.Борщевский, при этом добавил: «Начинать надо с себя».
И после этого дважды при очередных злоупотреблениях в стране председатель кабинета министров заявлял, что нужно разработать такие правила бухгалтерского учета, чтобы не было лазеек.
И совсем недавно при обсуждении темы коррупции в телепрограмме «Народ хочет знать» услышали мнение депутата В.И. Илюхина – надо, чтобы законы работали.
Все это правильно, но почему не работают законы? Зачем их тогда разрабатывать?
Почему не работает закон «О налоге на прибыль» я попытаюсь объяснить на примере экономики промышленности.
Основной принцип закона – экономическая обоснованность и оправданность расходов, и обоснованность доходов.
Каждый знающий экономист на любом предприятии видит одно и то же – воруют. Теневые схемы завышения себестоимости и занижения доходов, делящие прибыль по принципу – для налогообложения не более 6%, остальное себе, разработанные еще в начале 90-х прошлого столетия, успешно работают до настоящего времени. С ними можно даже ознакомиться в интернете. А как же закон – возникает вопрос. Закон «О налоге на прибыль», разработанный в середине 2000 года напрямую не затрагивает теневых схем бухгалтерского учета. Начиная с 2001 года, предприятия обязаны вести два учета: бухгалтерский и налоговый, для расчета налога на прибыль. По бухгалтерскому учету на себестоимость продукции, (работ, услуг) списываются все затраты, по налоговому учету для расчета налога на прибыль только экономически обоснованные и оправданные. Но для того, чтобы разделить затраты на обоснованные и не обоснованные нужны подзаконные нормативные документы, которые бы обеспечили прозрачность бухгалтерскому учету - обязанности Министерства финансов и Министерства экономического развития и торговли. Их нет. Продолжают действовать правила бухгалтерского учета и отраслевые нормативные документы по вопросам учета затрат на производство, калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг) еще советского периода. Служившие когда-то гарантом порядка, в сложившейся ситуации рыночной экономики некоторые из них стали инструментом для организации теневых схем. Например: согласно требованиям Приказа Минфина РФ № 119н «Методические указания по бухгалтерскому учету материально производственных запасов» п.99. «Отпуск материалов со складов организации на производство, как правило, должен осуществляться на основе предварительных лимитов. Лимиты устанавливаются на основе разработанных соответствующими службами организации норм расхода». О каких нормах расхода идет речь? Это документооборот периода плановой экономики. Только выглядел он несколько иначе.
Норматив – плановая среднестатистическая норма расхода, которая рассчитывалась предприятием на годовую производственную программу по рецептурным нормам, контролировалась отраслевым институтом, утверждалась отраслевым министерством и применялась только в тех технологиях, где существовала рецептурная норма на одно изделие. Данный метод был удобен для осуществления контроля над плановыми рецептурными нормами, являющимися составляющей частью расчетного норматива, специалистами отраслевых институтов и министерств. Контроль над фактическим выполнением нормативного показателя осуществлялся путем организации подробного производственного учета. Но так как отраслевые институты и министерства ликвидированы, проконтролировать обоснованность лимитов и его фактическое выполнение не возможно. Как и не всегда возможно в условиях рыночной экономики спланировать производственную программу даже на месяц. А в многономенклатурном производстве, когда из определенного количества сырья в процессе производства получается несколько видов продукции просчитать лимиты и вовсе нельзя. А это металлургическая, машиностроительная, легкая, пищевая отрасли промышленности. Таким образом, приказ Минфина № 119 н и отсутствие контроля со стороны специалистов дает право на существование одной из основных схем сокрытия прибыли от налогообложения. Завышая нормы расхода, которые сами же и утверждают, предприятия получают дополнительную продукцию, которая не учитывается в товарном выпуске, и продается теневым путем. Выявить это возможно только путем встречных проверок, что и делается, если об этом станет известно контролирующим органам. Но это капля в море.
Каким образом сделать эту схему прозрачной? По моему мнению, нужен подробный документооборот фактического технологического процесса производства продукции, начиная с разработки рецептурных норм, включая отработку в специальных лабораториях, передачу в производство и обязательное отражение всех операций производственного процесса, т.е. производственный учет. При этом обязательное документальное отражение образования и использования возвратных отходов, отходов, брака и всех видов технологических потерь. С помощью электронных программ можно получить прозрачный документооборот. Завершающий этап контроля – материальный баланс. Отражением физических расходов и затрат на производство единицы продукции должна стать калькуляция, более подробная и прозрачная, чем была в советский период. Технологический контроль со стороны технологов узкой специализации необходим для подтверждения обоснованности рецептурных норм и их фактического выполнения. Грамотные технологи узкой специализации нужны и для осветления второй схемы, связанной с искажением структуры отгружаемой продукции от производимой.
Снижение поступлений в бюджет является не единственным негативным моментом в данной ситуации. Для осуществления работы схем, связанных с производством и реализацией не учтенной продукции, руководители предприятий освобождаются от специалистов - технологов, заменяя их своими людьми, часто не имеющими специального образования.
Прозрачная экономика нужна не только для осуществления контроля, но, прежде всего, как возможность управлять производством и затратами.
Кроме теневых схем, связанных с отсутствием прозрачности в производственном учете, разработаны схемы завышения себестоимости, связанные с обслуживанием производства.
1) Списание на себестоимость материалов по не отоваренным накладным.
2) Списание затрат по не оказанным услугам.
3) Завышение стоимости материалов.
4) Завышение стоимости услуг.
5) Завышение себестоимости за счет заработной платы, не работающих работников («подснежников»). Все эти затраты подкреплены документами, доказать их необоснованность не возможно. Нужен дополнительный документооборот.
Для занижения доходов применяется всем известная схема занижения цен на продаваемую продукцию своим друзьям, попросту говоря, самим себе, и перепродажа нескольких посредников.
Теневыми схемами охвачены все подразделения предприятий и для работы схем привлекаются не специалисты, а свои люди. От хороших специалистов стараются избавиться. О каком развитии экономики может идти речь.
Всем контролирующим организациям о существование теневых схем также известно, но без нормативной базы доказать ничего нельзя. Ведь ничего же не нарушается. Поэтому акты налоговых проверок зачастую подписываются прямо с порога.
Что нужно, чтобы экономика развивалась?
1. Прозрачность.
2.Стабильность. Рост курса иностранных валют, рост тарифов на электроэнергию, газ поддерживает одни предприятия и останавливает другие.
3 Кадры.
4. Наука. Для развития новых технологий, которые являются эффективным средством получения прибыли необходимо развитие отраслевой науки.
5. Нужно, чтобы была реальная связь с народом, а не популистская.
Как видим, из всех перечисленных факторов развития экономики не работает ни один.
По моему мнению, перекрыв возможность получать не заработанные доходы, заставит руководителей предприятий их зарабатывать.
Что необходимо решать в срочном порядке?
На данном этапе нужно разработать и утвердить документооборот, который сделает прозрачными существующие теневые схемы. Провести анализ выявления необоснованных расходов на всех предприятиях за 2008 год.
Это поможет увидеть реальную себестоимость. Сравнение себестоимости единицы произведенной продукции (работ, услуг) с отпускной ценой, действовавшей на тот период, поможет решить вопрос отпускных цен производителя. Прозрачность прохождения товаров от производителя к потребителю решит вопрос потребительских цен.
Определение удельной себестоимости электроэнергии, газа в условия прозрачности позволит определить целесообразность повышения на них тарифов.
Определение экономически обоснованных расходов и доходов предприятий-экспортеров в условиях прозрачности позволит определить целесообразность повышения курса валют для их поддержания.
Справедливости ради стоит заметить, что все 18 лет правительство давало возможность обогатиться всем руководителям предприятий промышленности, но особенно руководителям предприятий-экспортеров, так как при повышении курса иностранных валют в несколько раз, во столько же раз, повышалась их доходная часть, а возможность завышения себестоимости и занижения цен некоторым потребителям помогала делить прибыль как угодно. Таким образом, произошел процесс быстрого расслоения на очень богатых и очень бедных.
Существование теневой экономики помогло московским рейдерам купить за бесценок и перепродать по более высоким ценам не одно предприятие в стране. Пострадали от этого простые акционеры, их акции обманным путем были скуплены за бесценок
О последствиях, не работающих законов, можно продолжать бесконечно. Но ясно одно - так больше продолжаться не может.