Представительные органы местного самоуправления – триумф «административного ресурса»

Депутат Совета депутатов городского поселения Селятино Румянцева И.В.

Количественный и качественный анализ прошедших выборов в органы местного самоуправления может показать тенденцию деградации представительной власти на локальном уровне. Сложившуюся практику формирования муниципальных органов власти можно назвать театром «одного актера» в лице исполнительных и представительных сегментов избираемого состава.

Явка жителей на муниципальные выборы (25-30% избирателей) ярко охарактеризовала отношение населения к сложившейся системе формирования органов местного самоуправления. Вряд ли в такой ситуации стоит говорить о доверии к «местной власти» и тем более о желании жителей принимать в дальнейшем участие в местном самоуправлении, используя предусмотренные Федеральным Законом №131 – ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» формы и методы. Такие формы цивилизованного участия населения в местном самоуправлении в виде собраний и сходов, конференций, публичных слушаний, не говоря уже о правотворческой инициативе и создании полноценного территориального общественного самоуправления, на сегодняшний день оказались не только не доступны, но и не интересны жителям.

Почему за 3-5 лет произошло полное отторжение населения от, казалось бы, действенных инструментов, заложенных в законодательстве о местном самоуправлении? Последние год-два, только в Московском регионе, произошло множество протестных акций, в основном касающихся проблем развития территорий, распределения земельных ресурсов, связанных с массовой застройкой без учета социальной инфраструктуры, исторических и культурных особенностей проживания местного населения. Все это приводит к деструктивным процессам в социально-культурном и морально-психологическом плане, порождая экономические проблемы, такие как: маятниковая трудовая миграция, потеря инвестиционной и производственной привлекательности местности, в связи с истощением местных ресурсов. Источником данных проблем является прежде всего искусственно созданная отстраненность коренного населения от участия в процессах непосредственного управления территорией проживания, сведение учета мнения населения в вопросах развития территорий к формальным процедурам.

Вместе с ростом социальной апатии населения, растет недоверие к представительным органам власти, сформированным фактически под началом действующих исполнительно-распорядительных органов местного самоуправления – местных администраций. Муниципальные служащие зачастую являются «фабрикой услуг» для предвыборной кампании депутатов из числа местного «административного ресурса».

В своем большинстве представительный орган состоит из зависимых представителей бюджетных и муниципальных учреждений и организаций, а также «приближенной» части бизнес сообщества. Так формируется не способное к выражению мнения населения и собственного мнения сообщество экономически, социально и политически зависимых «популярных» представителей населения. Самый не затратный и легкий способ подбора депутатов представительного органа – это выдвижение первыми лицами администраций поселений социально и экономически зависимых руководителей муниципальных предприятий и руководителей их структурных подразделений. Зачастую

процесс формирования кандидатов проходит централизованно с применением как политических, так и административно-принудительных рычагов.

Понятно, что мотивация поведения таких депутатов будет продиктована, прежде всего, желанием удержаться в служебном кресле, и не попасть в число «опальных» коррупционеров. Коэффициент полезного действия таких представителей населения не только сводиться к нулю, но и скорее играет отрицательную роль в процессах развития территории, приводит не только к социальных деформациям в структурах исполнительно-распорядительной власти, но и к морально-психологическим деформациям в коллективах этих муниципальных предприятий и в среде самого поселения. Поэтому, даже наличие в составе представительных органов власти истинных выдвиженцев от населения, учитывая их меньшинство, не в состоянии повлиять на характер нормотворческой деятельности представительных органов, либо на процессы организации работы местных органов власти, тем более осуществлять какой-либо полноценный муниципальный контроль.

Решение данной проблемы может явиться одним из критериев совершенствования института местного самоуправления, необходимость преобразования которого в современных условиях развития Российской Федерации, неоднократно озвучена Президентом Российской Федерации - Путиным В.В.

В связи с вышесказанным стоит определить проблемы кризиса представительных органов власти муниципальных образований:

1. Отсутствие законодательных норм, отражающих разделение, либо невмешательство органов местного самоуправления по принципу представительной и исполнительной власти. Как следствие, преимущественное право разделения полномочий по решению вопросов местного значения принадлежит исключительно исполнительно-распорядительному органу.

2. Несбалансированность и ограничение численности депутатов, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе от реальной потребности. Рост численности работников местной администраций тем больше, чем меньше вовлеченность населения в процесс местного самоуправления, как результат - отсутствие горизонтальных структур управления на местном уровне.

3. Проблема отсутствия необходимых гарантий при осуществлении депутатами своей деятельности и механизмов защиты их прав. Зачастую депутатский мандат лишает гражданина даже тех законных общегражданских прав, которые предусмотрены для граждан, не являющихся депутатами. Это касается вопроса трудовых отношений, сохранения рабочих мест при осуществлении депутатской деятельности и т.д.

4. Низкий уровень правовых знаний и отсутствие обучающих программ для представителей депутатского корпуса, отсутствие понимания у депутатов их роли и функции в реализации своих полномочий.

В результате сложившейся практики, растет недоверие местного населения к муниципальной власти, что, в свою очередь, приводит к снижению явки на выборы в ввиду формирования представления о создавшейся системе в целом. Анализируя возраст активных избирателей, приходящих на выборы, стоит отметить низкую активность молодежи, что тоже говорит о бесперспективности сложившейся в системе местного самоуправления тенденции.

При развитии установившегося порядка взаимодействия представительных и исполнительных муниципальных органов будет происходить не только дальнейшее снижение активности избирателей, но и приведет к росту социальной напряженности, вызванной отсутствием реальных представителей местного населения в органах местного самоуправления. Недоверие к «зависимым» представительным органам местного самоуправления, которые не могут выражать мнение населения и представлять его интересы, приводит к социальной апатии, потере веры населения в местное самоуправление и интереса к жизнедеятельности местного сообщества, назреванию скрытых конфликтных ситуаций.

Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов.
Все претензии направлять авторам.
Читайте также


Г.А. Зюганов: «Мы провожаем 2024-й год. Пришло время подвести итоги»
Лидер КПРФ выступил перед журналистами в Госдуме 18 декабря.





 
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ:
 
                
 



 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 


Точка зрения

Владимир КАШИН
заместитель Председателя ЦК КПРФ, Председатель Комитета Государственной Думы ФС РФ по аграрным вопросам
Доклад Академика РАН В.И. Кашина на научной сессии общего собрания членов Отделения сельскохозяйственных наук Российской Академии Наук

Павел ГРУДИНИН
Директор ЗАО «Совхоз им. Ленина»
Заявление Бюро Московского областного отделения КПРФ в поддержку совхоза им. Ленина

Николай ВАСИЛЬЕВ
первый секретарь МК КПРФ, член Комитета Государственной Думы по аграрным вопросам
Депутат Госдумы помог ликвидировать несанкционированную свалку

Константин ЧЕРЕМИСОВ
второй секретарь МК КПРФ, заместитель Председателя Мособлдумы
Вернем историческую правду!

Александр НАУМОВ
секретарь МК КПРФ, руководитель фракции КПРФ в Мособлдуме, заместитель Председателя Мособлдумы
Руководитель фракции КПРФ Александр Наумов помог дошкольному отделению в Тарасково в рамках инициативного бюджетирования

Сергей СТРЕЛЬЦОВ
Главный редактор газеты «Подмосковная правда», член Бюро МК КПРФ
Сергей Стрельцов: сельские территории незаслуженно обделены вниманием


 





 

 

 

контакты

Редакция газеты "Подмосковная Правда":
8-499-261-59-98

*******

E-mail: mkkprf@mail.ru

*******

Адрес:
115487, г. Москва,
ул. Нагатинская,
д. 26, корп. 2

Телефоны МК КПРФ:
8-499-263-05-08,
8-499-263-11-57

*******

Все данные

ГК КПРФ
в Московской области:
 
  • Официальный сайт КПРФ
  • Московский городской комитет КПРФ
  • Газета Советская Россия
  • Газета Правда
  • Газета Подмосковная Правда