Выступление заместителя Председателя ЦК КПРФ, Председателя Комитета Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии, академика РАН В.И.Кашина на Координационном совещании в Московской областной Думе Совета законодателей Центрального федерального округа при полномочном представителе Президента Российской Федерации в Центральном федеральном округе.
От имени депутатов Комитета Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии я рад приветствовать всех участников Координационного совещания и выразить признательность за вынесение столь важного вопроса на повестку дня.
Проблема состояния окружающей среды не может не вызывать беспокойства. Если взглянуть на цифры, то это становится очевидным.
Возьмем, например, выбросы в атмосферный воздух – их совокупный ежегодный объем за последние годы, сохраняется крайне высоким.
Что касается стационарных источников загрязнения атмосферного воздуха, то можно отметить снижение выбросов от таковых по России почти на 2%, а в ЦФО на 1,7%.
Взглянув на динамику сбросов загрязняющих веществ в водные объекты, мы увидим слабую, но позитивную динамику на снижение – за 20 лет на 18,2%.
В свою очередь объемы образования отходов производства и потребления выглядят ужасающе. Сравнивая динамику по России и ЦФО, мы видим, что округ положительно выделяется из общей статистики, демонстрируя снижение показателей за три года на 17%. В целом же, с 2005 года в Российской Федерации прирост объемов образования отходов составил более 67%. Ежегодно образуется более 5 млрд. тонн, лишь 35% которых, так или иначе, подвергается переработке. Все это привело к тому, что на территории Российской Федерации скопилось уже более 100 млрд. тонн отходов.
Сохранение текущих тенденций превратит нашу Родину в одну большую свалку, и никакие великие пространства и территории не облегчат участь граждан, вынужденных уже сегодня испытывать на себе негативное воздействие отходов.
Показательно, что по данным Всемирной организации здравоохранения, негативными факторами окружающей среды обусловлено до 6% смертей в Российской Федерации. Ежегодно во всем мире по причинам связанным с неблагоприятной экологией из жизни уходит 13 миллионов человек. Загрязнение окружающей среды также усугубляет сердечнососудистые и легочные заболевания, становится причиной онкологических заболеваний. Страдают дети, треть заболеваний у которых в возрасте до 5 лет обусловлены экологическими факторами. Именно по причине неблагоприятной окружающей среды Россия ежегодно теряет 300-350 тысяч жизней наших граждан.
Следует также не упускать из вида неравномерность загрязнения окружающей среды на территории России. Наибольшая экологическая нагрузка сконцентрирована в районах с высокой плотностью населения, средоточием производственных мощностей, и Центральный федеральный округ, к сожалению, является в этом плане показательным.
На 3,8% территории Российской Федерации компактно проживает более 27% наших граждан – почти 60 человек на квадратный километр. По плотности населения ЦФО, после Крымского федерального округа с 87 чел. на квадратный километр, занимает второе место в России.
При этом регионами Центрального федерального округа, испытывающими наибольшую экологическую нагрузку, по всем показателям являются Москва и Московская область.
Все это в очередной раз доказывает актуальность вопросов охраны окружающей среды для Округа, а также определяет должные ориентиры в выборе приоритетов деятельности органов государственной власти.
Тем не менее, следует отметить, что в последнее время федеральные округа и отдельные регионы начали активнее заниматься решением вопросов охраны природы. Так, совсем недавно на уровне полномочных представителей Президента России в Центральном и Приволжском федеральных округах прошли мероприятия, посвященные, в том числе, данной проблематике.
Ряд выездных совещаний, организованных Комитетом, показал активную позицию в вопросах охраны окружающей среды, как отдельных субъектов Российской Федерации, так и предприятий. К сожалению, эти факты имеют единичный характер.
К примеру, в рамках заседания Комитета, проведенного в Татарстане, участники имели возможность ознакомиться с достижениями в природоохранной сфере ряда крупных хозяйствующих субъектов. Так, компания «ТАНЭКО» продемонстрировала высочайший уровень переработки нефтешламов. К сожалению, Московский нефтеперерабатывающий завод, а также множество других НПЗ, ни в какое сравнение с этим не идут.
Компания Татнефть посредством модернизации добилась того, что сжигает всего 1% попутного нефтяного газа.
Полигоны захоронения отходов в Республике повсеместно используют многоуровневые системы защиты от утечки загрязняющих веществ. 15 человек на одном полигоне, который обслуживает 70-ти тысячный по населению район, справляются с сортировкой мусора, отделяя полезные его фракции. Тут же из вторсырья производится несколько видов продукции, включая стройматериалы.
Зачатки подобного экологически ответственного поведения хозяйствующих субъектов можно увидеть и в других регионах, в том числе в Центральном федеральном округе.
В Липецкой, Калужской, Московской областях действуют комплексы по сортировке отходов.
К примеру, полигоны захоронения отходов Торбеево и Тимохово Московской области осуществляют сортировку отходов. Также подмосковные полигоны Хметьево и Икша оснащены очистными сооружениями для сбора фильтрата, его обезвреживания и запахоудаления. Кроме того, в области действует 3 бумажных комбината по переработке макулатуры, производства гофрокартона и упаковки.
Подобных проектов все еще мало, их можно пересчитать по пальцам, но строительство новых мощностей также ведется.
В Воронежской области планируется открыть 8 экологических комплексов по переработке отходов. В Калужской области начинается реализация долгосрочной программы утилизации и переработки ТБО. В Липецкой области запланирован крупный инвестиционный проект по созданию комплекса извлечения и переработки вторсырья. В планах Смоленской области ввести в эксплуатацию мусоросортировочный завод.
Вся эта положительная практика, безусловно, должна не только поддерживаться со стороны местных и региональных органов власти посредством уже имеющихся инструментов, но и получить новый толчок в развитии благодаря новому федеральному законодательству.
В этой связи хочу сообщить о результатах и перспективных направлениях в работе Комитета.
В период весенней сессии Комитет сконцентрировал внимание на двух направлениях, эффективно друг друга дополняющих. Первое – совершенствование системы нормирования негативного воздействия на окружающую среду и внедрение наилучших доступных технологий. Второе – совершенствование системы обращения с отходами.
Базой для работы послужили два приоритетных законопроекта, подготовленных при участии Комитета и внесенных в Государственную Думу Правительством Российской Федерации:
- 584587-5 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
- 584399-5 «О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" и другие законодательные акты Российской Федерации в части экономического стимулирования деятельности в области обращения с отходами».
Благодаря усилиям Комитета, при активном участии представителей Правительства Российской Федерации, Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Администрации Президента Российской Федерации, представителей всех фракций в Государственной Думе, членов Совета Федерации, представителей общественности, научных кругов и бизнес сообщества первый из названных законопроектов сегодня был принят Государственной Думой в окончательном третьем чтении. Он был на рассмотрении в Государственной Думе последние 2,5 года, и вот в ближайшее время он будет рассмотрен верхней палатой Парламента, после чего его подпишет Президент России.
Высочайший интерес к законопроекту всех заинтересованных сторон, его прогрессивность в совершенствовании законодательного регулирования охраны окружающей среды показательно характеризует тот факт, что к нему на стадии второго чтения поступило более 200 поправок, каждая из которых была детально проработана и неоднократно обсуждалась.
Цель закона - совершенствование правового регулирования нормирования в области охраны окружающей среды и введения мер экономического стимулирования хозяйствующих субъектов для внедрения наилучших технологий, вывод предприятий на мировой уровень.
Федеральный закон направлен на усиление мер государственного регулирования и надзора к предприятиям, оказывающим максимальное воздействие на природу и снятие излишних административных барьеров по отношению к остальным.
Ключевой новацией данного закона является внедрение новой системы нормирования в области охраны окружающей среды, направленной на стимулирование внедрения наилучших доступных технологий.
Для экономического стимулирования экологической модернизации предприятий и осуществления мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду вводится ряд налоговых льгот и льготы по плате за негативное воздействие на окружающую среду:
- зачет затрат на осуществление мер по снижению негативного воздействия и внедрение НДТ в счет платы;
- возмещение затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам;
- введение для оборудования НДТ дополнительного коэффициента амортизации 2;
- определение перечня природоохранных мероприятий, к которым будут применяться льготы.
В качестве экономических санкций к предприятиям, которые не принимают должных мер по снижению загрязнения окружающей среды, предусмотрено увеличение коэффициентов к ставкам платы за сверхнормативное воздействие.
Кроме того, расширяется перечень объектов государственной экологической экспертизы, при одновременном сокращении сроков ее проведения. Исключается дублирование государственной экологической экспертизы и государственной экспертизы проектной документации, проводимой в соответствии с Градостроительным кодексом.
Также предусмотрены меры по усилению экологического надзора и контроля.
Ко второму чтению были уточнены процедуры постановки на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду. Детализированы процедуры рассмотрения программ повышения экологической эффективности и выдачи комплексных экологических разрешений.
В федеральный закон включен основополагающий принцип экологического права – «загрязнитель платит», согласно которому осуществление мер по предотвращению, снижению и ликвидации загрязнения осуществляется за счет средств лиц, в результате деятельности которых образовались это загрязнение.
Уточнены сроки и условия переходного периода, в рамках которого закреплен обязательный переход на принципы наилучших доступных технологий и комплексных экологических разрешений не только для вновь построенных объектов, но и для тех объектов хозяйственной деятельности, вклад которых в суммарные выбросы и сбросы загрязняющих веществ составляет более 60 процентов. Фактически это означает отработку новой системы экологического регулирования в пилотном режиме.
Также для целей увязки программ модернизации предприятий с политикой экономического развития различных отраслей в законопроект были введены поправки об обязательности рассмотрения программ повышения экологической эффективности межведомственными комиссиями.
Значительно расширен понятийный аппарат.
Убежден, федеральный закон создаст правовые основы для решения целого ряда важнейших задач:
- снижение негативного воздействия и улучшение качества окружающей среды;
- модернизация отраслей экономики;
- создание производственных объектов, соответствующих мировым показателям энергоэффективности и ресурсосбережения;
- активизация разработки и внедрения современных отечественных технологий и оборудования.
Федеральный закон носит комплексный характер и соответствует целям обеспечения экологической безопасности, а также поставленным Президентом Российской Федерации задачам в сфере охраны окружающей среды. Его положения гармонизированы с признанными в мире подходами в сфере экологического регулирования.
Сегодня, без преувеличения, создан прочный фундамент для устойчивого развития Российской Федерации.
Подводя итог, следует также отметить, что принятие данного федерального закона дало старт сложнейшей работе по модернизации регионального законодательства. От своевременности принятых в этой связи решений, качества выполненной работы, без преувеличения, зависит 50% успеха правоприменительной практики.
Принимая во внимание все сказанное, настоятельно рекомендую всем региональным структурам, как законодательным, так и исполнительным, внимательнейшим образом ознакомиться с текстом принятого закона, оценить и спланировать все необходимое для его внедрения в регионах с учетом особенностей каждой территории. Необходимо взять под особый контроль, совместно с федеральными структурами процесс перехода крупнейших предприятий на наилучшие доступные технологии. В противном случае, через 3-4 года, данные предприятия, которые являются не только загрязнителями, но и важнейшими составляющими экономического благополучия регионов, будут вынуждены испытывать на себе сильнейшую нагрузку за неисполнение природоохранного законодательства.
В отношении проекта федерального закона № 584399-5 «О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" и другие законодательные акты Российской Федерации в части экономического стимулирования деятельности в области обращения с отходами» отмечу, что проект находится в высокой степени готовности.
В настоящее время Комитет ожидает внесения поправок Правительства Российской Федерации, отсутствие которых сегодня является единственным сдерживающим фактором в его принятии. В ближайшее время вопрос доработки данного законопроекта будет вновь поднят на уровне Президента Российской Федерации.
Целью законопроекта является создание экономических стимулов по вовлечению отходов в хозяйственный оборот в качестве вторичных материальных ресурсов.
Законопроектом предлагается уточнить полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в части включения в региональные программы социально-экономического развития прогнозных показателей и мероприятий по сокращению количества твердых бытовых отходов, направляемых на захоронение, а также утверждения балансовых схем образования и удаления экологически безопасными способами отходов производства и потребления.
В рамках имеющихся полномочий по разработке и утверждению нормативных правовых актов субъектам Российской Федерации представится право утверждать порядок приема производителем или продавцом тары, пригодной для многоразового использования, и оплаты ее залоговой стоимости. Предлагаемая мера позволит сократить количество отходов, направляемых на захоронение, и будет способствовать экономии материальных и природных ресурсов.
Для информационного обеспечения выполнения вышеуказанных полномочий органы государственной власти субъектов Российской Федерации включаются в состав получателей данных статистического учета в области обращения с отходами.
Законопроектом устраняется несоответствие правовых норм закона "Об отходах производства и потребления" в отношении полномочий органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по установлению нормативов образования отходов и лимитов на их размещение для хозяйствующих субъектов, а также по приему отчетности, представляемой субъектами малого и среднего предпринимательства в уведомительном порядке.
Предлагается также законодательно закрепить освобождение хозяйствующих субъектов от платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении ими отходов в объектах, исключающих воздействия на окружающую среду. Реализация этой нормы будет стимулировать создание экологически безопасных объектов размещения отходов.
В законопроекте предлагается установить ответственность производителя (импортера) продукции за использование (утилизацию), обезвреживание и (или) захоронение произведенной (ввезенной) продукции, утратившей потребительские свойства.
Законопроектом вносятся изменения в федеральные законы "Об отходах производства и потребления", "Об охране окружающей среды", "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", "О концессионных соглашениях" и Градостроительный кодекс Российской Федерации в части устранения несоответствия в понятийном аппарате.
Хочу обратить внимание также на то, что после многочисленных обсуждений положения законопроекта были укреплены во избежание злоупотреблений в правоприменительной практике. К примеру, вместо коммерческого фонда, будет создаваться государственный внебюджетный фонд, который будет использовать накапливаемые в нем средства на цели поддержки крупных инвестиционных проектов в системе обращения с отходами.
После внесения поправок Правительства Российской Федерации, впереди останется значительный объем согласительных процедур, юридикотехнической и лингвистической чистки текса законопроекта. Убежден, что нам удастся выполнить всю эту работу в кратчайшие сроки и закон увидит свет в период осенней сессии 2014 года.
И в заключение хочу еще раз отметить ряд перспективных предложений в проект резолюции сегодняшнего совещания.
Первое – еще раз заостряю внимание на том, что всем регионам необходимо внимательнейшим образом ознакомиться с текстом принятого закона № 584587-5, оценить и спланировать все необходимое для его внедрения на своих территориях.
Второе – призываю все регионы к активному включению в работу над законопроектом № 584399-5 «О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления". Ваш богатый опыт правоприменительной практики станет бесценным ориентиром в работе над соответствующими нормами законопроекта. До конца третьего квартала 2014 года Комитет должен обладать всей полнотой информации, иметь в своем распоряжении позицию большинства регионов.
Третье – не дожидаясь принятия законодательных решений на федеральном уровне, действуя на опережение, регионам целесообразно начать разработку соответствующих программных механизмов совершенствования системы охраны окружающей среды с учетом особенностей каждой территории.
Четвертое – новые подходы в правовом регулировании, как и самые совершенные целевые программы, не возымеют должного эффекта без надлежащего уровня финансирования. От этого, к сожалению, никуда не деться. Одновременно с выделением средств федерального бюджета, регионы должны взять на себя часть финансовой нагрузки. В противном случае, все усилия будут впустую.
Пятое – одновременно с работой по повышению экологической ответственности бизнеса необходимо не менее активно повышать уровень экологической культуры наших граждан, формировать эколого-ориентированное мировоззрение общества. Только системной работой по всем направлениям мы добьемся максимальной эффективности природоохранной политики.
И последнее – хочу пожелать всем участникам совещания продуктивной работы в регионах, и готовности принимать активное участие в предстоящей работе по воплощению в жизнь норм совершенствуемого законодательства. Давайте, не забывать, что обеспечение благоприятной среды обитания – наша общая задача.