13 октября 2014 года председатель Комитета по экономике, предпринимательству и инвестиционной политике Крымов В.Б. и заместитель председателя Комитета Леонтьев М.П. приняли участие в парламентских слушаниях на тему: «О проекте федерального закона № 555597-6 «О промышленной политике в Российской Федерации», организованных Комитетом по промышленности Государственной Думы РФ.
К участию в парламентских слушаниях были приглашены депутаты Государственной Думы РФ, члены Совета Федерации РФ, депутаты законодательных органов государственной власти субъектов РФ, представители федеральных и региональных исполнительных органов государственной власти, представители организаций промышленности.
В дискуссии участвовали депутаты, члены Совета Федерации, представители федеральных и региональных органов исполнительной власти, региональных законодательных собраний, руководители российских промышленных предприятий.
Внесенный Правительством законопроект был принят в первом чтении 7 октября и теперь готовится ко второму. Документ определяет ключевые понятия, цели, задачи и принципы промышленной политики, меры стимулирования промышленной деятельности, полномочия Правительства, федеральных и региональных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления в указанной сфере.
В качестве форм финансовой поддержки обозначены бюджетные субсидии, которые должны выдаваться субъектам промышленной деятельности на конкурсной основе, а также налоговые льготы и преференции. При этом поддерживаемые проекты должны соответствовать целям и задачам госпрограмм.
Особой мерой призван стать специальный инвестиционный контракт с инвестором, заключаемый от имени государства уполномоченным органом на срок до 10 лет. Суть такого контракта состоит в том, что государство не вкладывает деньги или имущество в конкретный проект, а предоставляет инвестору стимулирующие изъятия, гарантируя стабильность совокупной налоговой нагрузки на весь срок окупаемости проекта.
Отдельная глава посвящена промышленной политике в оборонно-промышленном комплексе.
Кроме того, предусмотрено создание государственной информационной системы промышленности, которая должна содержать информацию о состоянии и прогнозе развития промышленности, субъектах промышленной деятельности, прогнозах и фактическом выпуске основных видов промышленной продукции с учетом отраслевой детализации, о кадровом потенциале, о достижении показателей эффективности применения мер поддержки. На создание такой системы, по расчетам Правительства, потребуется порядка 43 млн. рублей, а на эксплуатацию - еще 4 млн. рублей ежегодно.
Координировать промышленную политику будет Совет при Президенте, статус и полномочия которого определены в проекте закона. Наряду с представителями Президента и Правительства в состав Совета войдут также члены профильных комитетов обеих палат Федерального Собрания. Поименный список утвердит Президент.
Открывая слушания, Первый заместитель Председателя Госдумы Иван Мельников отметил, что законопроект должен задать вектор реформ в управлении промышленностью и определить механизмы проведения индустриализации страны. Вместе с тем, он призвал не питать иллюзий, что законы такого уровня и масштаба могут решить одновременно все накопившиеся в отраслях экономики проблемы. «Это процесс длительный, но заложить правильные подходы и понимание, как и на что направить усилия государства и бизнеса - наша общая задача. Ведь от того, какие нормы будут в законопроекте, в значительной степени зависят и расходы федерального бюджета», - сказал И.Мельников.
Председатель Комитета по промышленности Сергей Собко, поддерживая предусмотренное законопроектом усиление роли государства в управлении промышленностью, сказал: «Либеральный подход в экономике себя не оправдал: за годы либеральных реформ промышленное производство упало на 60%, производительность труда в 5-7 раз ниже, чем в экономически развитых странах, обновление основных фондов снижено в 10 раз, доля инновационных предприятий не превышает 10-12%».
Для подъема промышленности на данном этапе наряду с развитием предпринимательства и частной инициативы необходимо объединяющее и координирующее внимание государства, уверен С.Собко.
По его словам, законы о промышленной политике, стратегическом планировании, стандартизации и государственно-частном партнерстве зададут системный подход, но в одном пакете с ними нужен закон изменения ментальности. «Если сами на местах не поймем, что половина успеха модернизации зависит от нас и только половина - от законодательства и верховной власти, ничего не получится», - заключил председатель Комитета.
Руководитель фракции ЛДПР Владимир Жириновский, по убеждению которого рынок - «не годный инструмент» для развития российской экономики и промышленности, назвал законопроект аморфным. «Нужна жесткая вертикаль управления, совмещенная с правильными горизонтальными связями», - сказал он. У того, кто работает, должно быть право самостоятельно распоряжаться частью прибыли, уверен В.Жириновский.
Первый заместитель председателя Комитета по промышленности Валерий Гартунг предложил законодательно в качестве одной из целей промышленной политики обозначить увеличение доли отечественных обрабатывающих производств и зафиксировать, что чем выше доля добавленной стоимости в конечном продукте, тем выше уровень господдержки и ниже налоговая нагрузка.
Заместитель председателя Комитета по промышленности Павел Дорохин отметил, что законопроект о промышленной политике символизирует переход России к новой индустриализации и ко второму чтению должен быть тесно увязан с законом о стратегическом планировании.
Представитель Торгово-промышленной палаты Валерий Платонов предложил ко второму чтению уточнить критерии отнесения товаров к продукции российского производства.
Гендиректор ОАО «Тяжпрессмаш» Алексей Володин, изучив законопроект, пришел к выводу, что он не содержит решений конкретных экономических проблем, которые стоят перед промышленными предприятиями. В числе таких проблем он назвал предусмотренную правилами торгов отсрочку платежей по поставкам товаров (90-180 дней) при стопроцентной предоплате газа и электроэнергии. «Зарплату работникам задерживать нельзя. Выход только один - идти в банк за кредитом. Таким образом из бюджетов промышленных предприятий вымываются деньги, которые невозможно возместить никакими субсидиями и налоговыми льготами», - резюмировал А.Володин.
Закон о промышленной политике он сравнил с поднятием флага, который теперь надо нести, то есть вносить конкретные комплексные изменения в законодательство. При этом А.Володин назвал слишком жесткими правила получения госсубсидий и требование об уплате штрафов и возмещении государству убытков в случае, если не будут достигнуты заявленные показатели. «Рискнувший получить субсидию, может стать банкротом», - заметил он.
Депутат Законодательного Собрания Свердловской области, председатель совета директоров ОАО «Динур» Ефим Гришпун акцентировал внимание участников слушаний на том, что многие российские предприятия нуждаются в расширении емкости внутреннего рынка, а в законопроекте об этом ничего не сказано. В настоящее время, по его словам, внутренний рынок перегружен субъектами, которые, не имея собственного производства, занимаются перепродажей чужой продукции. В такой ситуации может случиться так, что деньги на модернизацию и строительство новых промышленных участков будут потрачены, а загрузить производственные мощности не удастся.
Подводя итоги обсуждения, С.Собко пообещал, что высказанные замечания будут учтены при доработке законопроекта.