Как бы вы ответили на вопрос: что такое современная школа?
Уверена, большинство бы наверно сразу представили современную школу так: технически оснащенные классы, просторные (именно просторные!), светлые, украшенные цветами коридоры, оборудованные спортивный комплексы, тренажерный зал, бассейн, мастерские и лаборатории, комнаты отдыха для учителей и учеников. Здесь проходят современные уроки с использованием новых педагогических технологий и новых ТСО, работает мультимедиа центр, где ученик может получить информацию как в электронном, так и в бумажном виде. Здесь кипит жизнь на уроках и во внеурочное время. Такая школа является своего рода социокультурным центром для микрорайона, в котором расположена.
Конечно же, современная школа – это не только красивое здание и учебные предметы, это лица, характеры, личности учеников, потому, что бы мы ни делали, какие бы планы ни строили, в центре всегда будет ребенок – ученик школы. Все для него и ради него: новые технологии и профильные классы, творческие кружки и спортивные секции, бассейны, тренажёрные залы. И педагоги, которые со всей душой стараются наполнить всё содержанием.
20 октября депутат Московской областной Думы Михаил Павлович Леонтьев посетил одну из таких школ – жемчужин не только Московской области, а и России. Это - «Средняя общеобразовательная школа №12 с углубленным изучением отдельных предметов «Центр образования» города Серпухова. Елена Викторовна Акимова, директор школы, депутат Совета депутатов города Серпухова обратилась к aдепутату областной Думы не случайно. В ходе беседы обсуждался вопрос о необходимости пересмотра нормативов стоимости предоставления муниципальных услуг. Особенно это касается образовательных учреждений, которые располагаются в современных просторных зданиях, имеют бассейны и другие развивающие комплексы. Например, школа №12: материально-техническая база отвечает самым высоким требованиям современного общества. Общая площадь строений здания школы составляет 13774,9 кв.м, что по площади соответствует 4-5 стандартным школам. В здании находятся спортивный зал, актовый зал на 270 мест, функционируют 47 учебных кабинетов, медицинский блок. Площадь территории школы составляет 2,8 га. На ней размещаются 3 детские игровые площадки для начальной школы, спортивное ядро с искусственным покрытием, включающее 2 теннисных корта, волейбольную площадку, универсальное футбольно-хоккейное поле, беговую дорожку, внутренний дворик с шахматным полем.
Сегодня, когда мы живём в период так называемой оптимизации, нормативно-подушевого финансирования, когда деньги приходят в школу за учеником без учёта площадей и материально-технической базы, остро встаёт вопрос содержания и сохранения подобных учреждений. Проблема здесь в чём? Учеников, а, следовательно, и средств финансирования столько же, сколько в так называемых стандартных школах, а площадей, которые требуют обслуживания, как мы видим, значительно больше.
Данный вопрос уже обсуждался в Московской областной Думе в июле 2013 года и в частности, в сфере образования в расчёте нормативов стоимости предоставления муниципальных услуг предлагалось предусмотреть:
- расходы на проведение периодических и предварительных медицинских обследований работников образовательных учреждений, которые они обязаны проходить в соответствии с Трудовым Кодексом и Законом РФ «Об образовании»;
- расходы на обеспечение учреждений профессиональной охраной;
- расходы на организационный взнос за участие в смотрах, конкурсах и фестивалях, приобретение и пошив сценических костюмов, транспортные расходы;
- определить в методике способ расчёта всех применяемых коэффициентов и показателей: прочие материальные расходы, объём затрат на укрепление материально-технической базы муниципальных учреждений, на подготовку учреждений к новому учебному году отопительному сезону, объём затрат на предоставление муниципальной услуги по организации отдыха детей в каникулярное время;
- выделить норматив стоимости муниципальных услуг на централизованные бухгалтерии учреждений образования;
- расходы на проведение капитального ремонта и приобретение оборудования для муниципальных учреждений образования:
- способ расчёта расчётного показателя предельной штатной численности работников муниципальных учреждений (в настоящее время определяется отраслевыми министерствами не известно по какому принципу);
- при формировании норматива на обучающегося выделять долю затрат на коммунальные услуги, налога на имущество, налога на землю или формировать прогнозные расходы не по фактической численности, а по проектной мощности учреждений (так как нормативы стоимости предоставления муниципальных услуг, оказываемых за счёт средств бюджетов муниципальных образований муниципальными учреждениями, устанавливается на одного обучающегося, а в некоторых муниципальных образованиях фактическая численность в образовательных учреждениях значительно ниже проектной мощности учреждения в связи с демографической ситуацией;
- увеличение расходов на содержание реконструируемых учреждений и вновь построенных с современным оснащением, отвечающим последним требованиям безопасности нахождения детей в учреждении.
Однако, до сих пор выше перечисленные нормативы не разработаны. И, как показывают реалии, необходимо срочно вернуться к их корректировке. Иначе возникнет вопрос: а нужны ли стране современные школы?