Ярким примером то ли отсутствия стратегического мышления у нашего правительства, то ли его принципиальным сознательным устранением, служит ситуация в сфере отечественной промышленности. Нет единого базового закона, нет ответственных за развитие промышленного производства. Когда на регулирование ситуации в этой сфере оказывают влияние более 60 федеральных законов, несколько президентских указов и распоряжений и порядка 100 правительственных постановлений и распоряжений, ни о какой стратегии речь идти не может.
В то же время, например, Китай и Индия, активно разрабатывают государственные программы по поддержке своих экономик, и не жалеют средства на приоритетные направления – оборону, космос, фармацевтику, оптику и пр. В планах Индии в ближайшее время довести долю занятости населения в обрабатывающей промышленности с 12% до 40%.
Если в течение последних двух десятилетий российская экономика могла функционировать, то это лишь потому, что в советские годы была создана такая индустриальная мощь, которую даже при аппетитах «эффективных менеджеров» невозможно было одномоментно разворовать и проесть.
Тем не менее, их усилиями страна потеряла свою продовольственную безопасность и экономическую независимость. За 20 лет доля сырьевого экспорта достигла 90%. Доля обрабатывающих отраслей в основных фондах экономики составляет от силы 8,5%. В структуре отечественного промышленного производства доля машиностроения сократилась более чем в 2 раза, легкой промышленности – в 12 раз. Объем выпуска высокотехнологичной продукции сократился в 3–5 раз, доля России на мировом рынке наукоёмкой продукции снизилась с 7–10%% до 0,3%. Износ основных фондов превысил 75%.
Только в первом квартале этого года, согласно официальным данным Росстата, в машиностроении и станкостроении фиксируется спад выпуска на 13,5% в годовом выражении. По итогам первых трёх месяцев этого года произошло снижение производства практически всего спектра промышленной продукции. Так, производство газовых турбин упало на 49%; гусеничных тракторов – на 58,4%; электродвигателей – на 15,1%; пассажирских вагонов – на 5,1%, троллейбусов – на 56,4%.
Даже в добывающей промышленности отсутствует позитивная динамика. Известно, что одним из основных индикаторов производственной активности служит спрос на продукцию естественных монополий. А в первом квартале 2014 г. производство и распределение электроэнергии, газа, воды и тепла снизилось более чем на 6%.
На протяжении 20 лет пришедшие к власти временщики, создавшие коррупционно-олигархический режим, смотрели на экономику страны как на источник собственного обогащения. По существу страна была отдана на разграбление. Средства выводились за рубеж, вопрос о развитии реального сектора экономики не шёл вообще.
Приличия ради, конечно, велись разговоры о модернизации. Правительство решило её проводить путём создания каких-то обособленных инновационных центров, способных, якобы, вытянуть всю остальную промышленность. Это являются в лучшем случае результатом элементарной некомпетентности, в худшем – сознательным «распилом» бюджетных средств. Как отмечают эксперты, только общий уровень развития промышленного производства может обеспечить эффективное внедрение инновационных разработок. В противном случае, многомиллиардные вложения в инновационные технологии – это выброшенные средства, которые никогда не окупятся.
КПРФ не раз подчёркивала, что преодоление кризиса, реальная модернизация невозможны без комплексного системного подхода. Собственно опыт в нашей стране есть. Стоит только вспомнить историю построения социализма, когда планово и системно были решены вопросы индустриализации, культурного и социального развития.
Коммунисты разработали программу вывода страны из кризиса, которая включает отраслевые программы, законопроекты, существенно меняющие всю ныне действующую законодательную базу. Разработаны законопроекты «О национализации в РФ», «О государственном стратегическом планировании», «Об основах инновационной деятельности в Российской Федерации», «О промышленной политике в РФ», «О стандартизации» и ряд других законов, вносились поправки в Земельный, Водный и Лесной кодексы и т.д.
Однако даже сама идея, что у России может быть, например, промышленная политика казалась, по-видимому, кощунственной либеральному правительству. Поэтому рассмотрение этих законопроектов откладывалось годами. В созданной законодательной базе, лейтмотив которой уход государства из, практически, всех сфер жизни общества и тотальная безответственность, закону «О промышленной политике» места не было.
Но ситуация в экономике страны стала настолько откровенно вопиющей, а осложнение международного положения, введение экономических санкций против нашей страны в полной мере высветили ущербность проводимой правительством экономической политики, которая превратила страну в сырьевой придаток. Тут волей – неволей пришлось чиновникам обратить внимание на российскую промышленность. И уже сказано много правильных слов и сделано вполне верных оценок. Более того, в начале октября в Государственной Думе РФ был наконец-то в первом чтении рассмотрен и одобрен законопроект «О промышленной политике», о необходимости принятия которого коммунисты говорят уже много лет.
Проблема в том, что нынешняя либеральная исполнительная власть по своей сути и характеру не в состоянии реализовать меры по выводу страны из того тупика, в который она же и вогнала её. За примерами далеко ходить не надо. По данным Росстата за первые два месяца этого года импорт машин, станков, оборудования, транспортных средств и пр., т.е. всего того, что крайне необходимо для обеспечения модернизационного процесса в экономике, сократился на 11,3%.
Кроме того, предложенный правительством проект бюджета на 2015–2017 гг. ясно демонстрирует, что никакой борьбы с кризисом действующее правительство вести не собирается. Анализ представленного проекта, сделанный в докладе Г. Зюганова, свидетельствует, что реальные расходы на развитие национальной экономики не увеличиваются, а снижаются.
Но это и не удивительно. Что можно ожидать от правительства, которое даже в условиях стабильно высоких цен на нефть, ухитрилось довести внешние долги до 730 млрд. долл., а темпы роста экономики сжать до нуля.
Сегодня всем здравомыслящим гражданам РФ понятно, что только патриотическое, высокопрофессиональное Правительство народного доверия, опирающееся на всю мощь красной вертикали, располагающее действенными инструментами стратегического планирования и апробированной практикой решения социально-экономических проблем способно вывести страну и родное Подмосковье на путь ускоренной модернизации, ликвидировать олигархические инструменты финансового империализма в госуправлении, добиться подлинного суверенитета в интересах наших жителей!