Устойчивое и безопасное существование и развитие Отечества и народов России возможно только в их единстве и патриотизме. Насколько способствует их формированию современная российская Конституция?
Экспертами Института Русского Социологического Исследования был проведён частотный замер употребляемости ценностносодержащих терминов в Конституциях 163 стран. В Конституции РФ не встретишь таких слов, как «идея», «духовность», «мораль», «патриотизм». Понятие «Родина» встречается только один раз. Так же, как и термин «справедливость», что почти в 10 раз ниже, чем средний мировой показатель. Конституция РФ оказалась аутсайдером и по частоте употребления терминов, олицетворяющих устремлённость в будущее. Слово «цель» употребляется только один раз, и то в отношении к общественным объединениям, а не государству. Такой распространённый термин, как «развитие» встречается 6 раз, тогда как в конституциях других стран он используется в среднем по 14 раз. Кстати, Конституция СССР употребляла термин «развитие» 55 раз, было слово, было и развитие. Зато Конституция РФ оказывается лидером по использованию термина «свобода». К слову, «равенство» употребляется только один раз, а «братство» - ни разу.
Система общественно значимых идей и ценностей определяется как идеология. В Конституции РФ в качестве ценностей не признаются ни сама Россия, ни её национальные исторические традиции, ни семья.
Высшей ценностью объявляется человек, его права и свободы. Таким образом, Конституция РФ кулуарно внедряет либеральную идеологию. И, по сути, запрет на государственную идеологию, прописанный в статье 13, означает запрет не пересмотр идеологии либерализма.
Но национальная суверенная государственность, движение вперёд не могут быть построены на основе констатации прав и свобод индивидуумов. Необходимы объединяющие людей, солидаризационные ценности. В отсутствие объединяющего фактора страна распадается, у большинства населения отсутствует внутренняя мотивация не только для поддержки своей страны, но и для каких бы то ни было совместных действий.
Непосредственный запрет на государственную идеологию, как в России, существует ещё только в конституциях Болгарии, Узбекистана, Таджикистана и Молдовы. В подавляющем большинстве конституций государственная идеология представлена или перечнем ценностей, представляющих аксиологический выбор, или апелляцией к конкретному идеологическому учению.
Запрет на установление государственной идеологии означает отказ от национального ценностного целеполагания. Его отсутствие приводит к ложному чувству самодостаточности организационных действий. Нет государственной идеологии, а значит, нет комплексного подхода в принятии и реализации управленческих решений. В такой ситуации главную роль в процессе принятия решений играют волюнтаристские идеи должностных лиц. Примером может служить, например, преступное решение отменить электрички в ряде регионов страны. Решение, противоречащее интересам государства, народа, решение, принятое только исходя из корыстных побуждений извлечения прибыли.
Нет ценностей, нет целей, не может быть никаких положительных результатов. Что мы и видим постоянно в действиях правительства.
Всё, что должно бы происходить в сфере идеологических вопросов, стало сферой деятельности пиарщиков. В этом смысле организация различных мероприятий для молодёжи, которые вроде бы должны нести воспитательный характер, часто превращается в очередные чисто пиаровские акции.
Известно, что воспитание человека с точки зрения государства основывается на государственной идеологии. Представления о добре и зле, традиции и нормы, идеалы и цели становятся той основой, которые обуславливают направленность воспитательного процесса. Идеологический вакуум зачастую восполняется извращённым кумиротворчеством.
К. Лоренц чётко заметил, что «юноши, освободившиеся от традиции, обычно охотно прислушиваются к демагогам и воспринимают с полным доверием их косметически украшенные доктринерские формулы». «Освобождение подростков от иерархических связей со взрослыми и от гнёта традиций, предоставление им самим устанавливать этические нормы и связи подчинения, неизбежно ведёт к фашизации их сознания».
Всё это мы наглядно видим на примере Украины. Теперь процесс воспитания молодёжи киевская хунта решила не пускать на самотёк, а взять в свои руки. Разрабатываемая новая концепция национально-патриотического воспитания детей и молодёжи предусматривает уделять особое внимание «традициям украинской государственности» в Великом княжестве Литовском, прививать уважительное отношение к бандитам УПА. Ни слова о советском прошлом, о Великой Отечественной войне. Кощунственное извращение истории, неприкрытая ложь лежат в основе проекта формирования «нового украинца».
Чтобы и мы в будущем не столкнулись с майдановским синдромом, необходимо, как справедливо указал С. Глазьев, начинать с Правды. Надо чётко заявить, что властвующий на Украине режим является незаконным и преступным. Нужно назвать вещи своими именами. Не вести переговоры с государственными и военными преступниками, тем самым косвенно подтверждая их легитимность, а требовать наказания узурпаторов и освобождения народа Украины от власти организованной американцами преступной группы.
Необходимо, наконец, внесение в Конституцию ценностного целеполагания, определяющего на основе каких ценностей, ради чего и в каком направлении должна развиваться Россия. Именно государственная идеология, которой сейчас у России нет, должна выступать краеугольным камнем патриотизма. Мы исходим из того, что истинный патриотизм, которому противостоят взращённые капитализмом национализм и космополитизм, может основываться только на принципах социальной справедливости, более того, на принципах социалистического обустройства общества. Как никогда справедливы слова В.И. Ленина, что «когда дело касается до классовых прибылей, буржуазия продаёт родину и вступает в торгашеские сделки против своего народа с какими угодно чужеземцами».
И только на основании этого возможно возрождение воспитательных функций государства. Только воспитание гражданина, патриота, опирающиеся на огромный положительный опыт, который был реализован в СССР, даст возможность противостоять агрессии США и их сателлитов. А без этого нас может ожидать вариант украинской трагедии.