Общероссийский народный фронт вновь прошелся по Подмосковью и раскритиковал наличие «золотых парашютов» у депутатов городского поселения Пироговский Мытищинского района и еще шести муниципальных образований Подмосковья, которым полагаются выплаты в размере четырех окладов в случае неизбрания на очередной срок, а также в случае досрочного прекращения полномочий.
Председатель Комитета по местному самоуправлению Московской областной Думы, секретарь МК КПРФ Александр Наумов поделился со СМИ своей точкой зрения:
– Закон Московской области, принятый в свое время, не вводил императивную, то есть обязательную норму. По Конституции РФ и системе управления в России местное самоуправление в решении тех или иных вопросов должно быть самостоятельным.
Мы предоставили муниципалитетам возможность устанавливать выплаты муниципальным депутатам, работающим на постоянной основе, наряду с гарантиями государственных и муниципальных служащих.
Надо сказать, что в данном случае количество депутатов невелико – 1–2 человека в муниципалитетах. Кто-то должен вести постоянную работу в Советах депутатов, готовить документы, акты, без этого не обойтись.
Эта норма возникла не на пустом месте, а в связи со множеством обращений. По закону установить выплаты муниципалитеты могут, исходя из своих финансовых, социально-экономических возможностей, внося соответствующие изменения в устав.
Обосновывалось это следующим образом. Получать подобные выплаты мог не каждый муниципальный депутат, работающий на постоянной основе, а тот, кто проработал 10 лет, то есть два срока подряд. Это достаточно серьезные гарантии. Проработав в данной сфере, депутат при тех или иных обстоятельствах на прежнюю работу не вернется, ему нужно трудоустраиваться. К тому же сама выплата единовременная.
Когда мы принимали эту возможность, мы исходили из того, чтобы местные органы самоуправления проявляли больше самостоятельности в решении тех или иных вопросов, подходили более серьезно и взвешенно к развитию муниципальных образований. Ведь муниципальные образования находятся не в таком уж великолепном состоянии, потому что до 80% всех налогов уходит в вышестоящую инстанцию, на уровень Российской Федерации. Перераспределения идут за счет дотаций, субвенций. Мы исходили из того, чтобы там, где люди себя проявили и есть финансовая возможность, они получили бы какие-то гарантии своей деятельности, отработав 10 лет. Все-таки выборы есть выборы. Мало ли какие ситуации сложатся, и человек окажется у разбитого корыта, ему нужно будет заново начинать жизнь.
Назвать эти выплаты «золотым парашютом», думаю, сложно, поскольку у государственных и муниципальных служащих есть такие же гарантии. Приводятся доводы в пользу того, чтобы совсем лишить муниципальных депутатов этих выплат. Возможно, где-то есть злоупотребления.
В Московской области положение о подобных выплатах принято Уставами всего в 16 муниципальных образованиях. К тому же Московская область не изобрела какое-то ноу-хау. И в данном случае это не что-то из ряда вон выходящее. Подобные выплаты существуют в Кемеровской, Костромской, Нижегородской, Иркутской, Смоленской областях, в Якутии и Алтайском крае. Аналогичные выплаты установлены в отношении членов Совета Федерации, депутатов Московской областной Думы.
Конечно, нужно обсуждать эту тему, когда аппетиты депутатов или руководителей представительных органов зашкаливают. Безусловно, нужно соизмерять кризисные явления с теми или иными решениями. Лично я не исхожу из того, нужны или нет выплаты. Я исхожу из того, как должно функционировать местное самоуправление. Если выплаты необходимы, давайте это обсудим. Если в них нет необходимости, давайте от них откажемся.
Но если рассуждать категорично, то давайте тогда уберем гарантии судьям и всем остальным госслужащим. Я считаю, об этой проблеме нужно говорить комплексно, а не только лишь о выплатах депутатам муниципальных образований. Муниципальные депутаты – это наименее защищенная категория. Многие из них, кстати, держатся за свое место благодаря этим гарантиям и соцпакету. Это дает им возможность преференций.
В Московской области всего избирается порядка 5 тысяч депутатов. Подавляющее большинство – 98% – не на постоянной основе. Давайте спросим их мнения, нужно ли устанавливать выплаты двум представителям депутатского корпуса, которые работают на постоянной основе.
Если в ходе обсуждения мы примем решение, что нужно отказаться от выплат, – давайте откажемся. И уберем эту необязательную норму. Но к этому вопросу надо подходить очень взвешенно и рационально. Возможно, нужно сокращать количество госслужащих, может быть, оно излишнее. Может быть, излишне количество муниципальных служащих.
В Московской области проходит процесс объединения муниципальных образований, укрупнения, создания единых администраций. Этот процесс за собой несет, конечно же, сокращение муниципальных служащих. Губернатор выступил с инициативой сокращения госслужащих. Мы готовы выслушать все мнения. Это очень важная проблема. И ее нужно обсуждать в комплексе всей системы.