(Доклад заместителя Председателя ЦК КПРФ, Председателя Комитета Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии, академика РАН В.И.Кашина 26 марта 2015 года на парламентских слушаниях на тему: «Реализация стратегии импортозамещения в области обеспечения населения рыбной продукцией с учетом законодательного регулирования в сфере международной деятельности»)
Вопрос обеспечения населения отечественной рыбной продукцией, а также укрепления позиций России в вопросах рыболовства и аквакультуры на мировой арене на сегодня остается актуальной задачей.
Все стратегические документы последних лет, включая Концепцию долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, а также Доктрину продовольственной безопасности Российской Федерации, нацеливают нас на решение этой проблемы.
Правительством Российской Федерации в августе 2014 г. был определен перечень продукции, подпадающей под годовое эмбарго. В число запрещенных для ввоза продуктов, произведенных в странах ЕС, США, Канаде, Норвегии и Австралии, вошли рыба и морепродукты.
При этом объем произведенной отечественной рыбной продукции составляет больше 3,5 млн. тонн и почти половина (1,7 млн. тонн) экспортируется в третьи страны, а в Россию в 2014 году импортировано более 800 тыс. тонн рыбной продукции на 2,5 млрд. долларов, включая сельдь, скумбрию и лососевые виды рыб, то есть традиционные виды водных биологических ресурсов, обитающие в водных объектах Российской Федерации.
Безусловно, российские рыбопромышленники могут заместить объемы ввозимой рыбной продукции и в целом нарастить объем поставок рыбы на внутренний рынок, но для этого необходимо устранить ряд факторов, ограничивающих импортозамещение продукции. Это и административные барьеры при оформлении продукции из водных биоресурсов, и экономические барьеры при организации доставки дальневосточной рыбопродукции в другие регионы России как по железной дороге, так и Северным морским путем (например, около 2/3 продукции добывается на Дальнем Востоке и часть сразу экспортируется, хотя основное потребление сосредоточено в европейской части страны), и отсутствие развитого сектора аквакультуры, и недостаточная государственная поддержка рыбохозяйственной отрасли.
На протяжении всей своей истории Россия является ведущей морской державой, исходя из ее пространственных и географических особенностей, места и роли в глобальных и региональных международных отношениях.
Рыбное хозяйство в Российской Федерации является комплексным сектором экономики, включающим в себя широкий спектр видов деятельности - от прогнозирования сырьевой базы отрасли до организации торговли рыбной продукцией в стране и за рубежом.
Эффективное функционирование каждого из составляющих звеньев рыбохозяйственного комплекса необходимо для достижения поставленных перед ним высоких задач.
Большинство проблем отечественной рыбной отрасли имеют давнюю историю и системный характер и, несмотря на их открытость и обсуждаемость, а также действия, предпринимаемые со стороны государства в этом направлении, говорить об устойчивой положительной динамике пока преждевременно.
Прежде чем говорить о внутренних проблемах рыбохозяйственного комплекса, считаю важным остановиться на внешних факторах.
Вопрос международного сотрудничества в области рыболовства крайне важен как один из механизмов обеспечения страны стабильными объемами добычи (вылова) водных биологических ресурсов.
Обострение глобальной конкуренции за право добычи водных биоресурсов, политическая нестабильность в отдельных районах Мирового океана, тенденция снижения общего допустимого улова в зонах иностранных государств и в открытых районах Мирового океана, чрезмерная эксплуатация ряда трансграничных запасов водных биоресурсов за пределами экономических зон являются довольно сложными условиями для осуществления международного рыболовства российскими рыбопромысловыми судами.
Вместе с тем сохранение активного участия в деятельности международных глобальных и региональных рыболовных организаций является одной из приоритетных задач государства, имеющего статус мировой рыболовной державы.
Россия является участницей 24 многосторонних организаций, в сферу деятельности которых входит сотрудничество в области рыбного хозяйства, и 62 межправительственных соглашений по рыбному хозяйству с 36 странами мира.
Российская Федерация является участницей ряда международных конвенций, ставящих своей целью сохранение и оптимальное использование рыбных ресурсов странами-участниками (Конвенция «О будущем многостороннем сотрудничестве в области рыболовства в северо-западной части Атлантического океана (НАФО)» от 21 октября 1977 года; Конвенция «О рыболовстве в северо-восточной части Атлантического океана (НЕАФК)» от 18 ноября 1980 года; Конвенция «О сохранении морских живых ресурсов Антарктики (АНТКОМ)» от 20 мая 1980 года и др.).
Значительные объемы российского вылова приходятся на зоны иностранных государств, конвенционные районы и открытые части Мирового океана.
В соответствии с международными договорами в 2014 году Российской Федерации представлено право на добычу более 600 тыс. тонн водных биоресурсов в исключительных экономических зонах иностранных государств (Марокко, Мавритания, Фарерские острова и Норвегия и др.) и конвенционных районах. Для сравнения в 2012 и 2013 годах эта цифра составляла 526,5 тыс. тонн и 428,5 тыс. тонн соответственно. Указанная динамика говорит о положительном результате работы в указанном направлении.
При активном участии в международном рыболовстве одним из наиболее важных аспектов, влияющих на репутацию страны на международной арене, является соблюдение российскими судами международного законодательства и законодательства тех стран, на территории которых осуществляется рыболовство, или борьба с ННН промыслом.
В декабре 2013 года Правительством Российской Федерации принят национальный план действий по предупреждению, сдерживанию и ликвидации незаконного, несообщаемого и нерегулируемого промысла, согласно которому одной из задач обеспечение мероприятий, направленных на предотвращение участия граждан Российской Федерации в незаконном, несообщаемом и нерегулируемом промысле или его поддержки, в том числе на борту судна, плавающего под флагом иностранного государства.
С точки зрения совершенствования законодательного регулирования указанного вопроса стоит отметить отсутствие в настоящее время механизма, позволяющего в полной мере исполнить соответствующие международные обязательства Российской Федерации.
В целях устранения существующего пробела в Государственной Думой 11 ноября 2014 года принят в первом чтении законопроект № 600511-6 «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации по вопросу осуществления рыболовства в открытом море», предусматривающий изменения в Закон о рыболовстве, согласно которому промышленное рыболовство с использованием судов, плавающих под Государственным флагом Российской Федерации в открытом море, должно осуществляться в соответствии с особенностями рыболовства, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации, с административной ответственностью за их нарушение.
Принятие указанного законопроекта послужит укреплению законности рыболовства, осуществляемого российскими судами в районах открытого моря.
Не менее важным в успехе развития международного сотрудничества в области рыболовство является непрерывное ведение научных исследований промысловых районов Мирового океана.
Вместе с тем в последние годы наблюдается системное сокращение расходов на ресурсные исследования не менее чем на 30%, что в ближайшей перспективе может повлечь за собой снижение объемов добычи водных биоресурсов минимум на 45%.
Снижение ресурсных исследований может стать причиной не только снижения эффективности промысловой деятельности российских рыбохозяйственных организаций, но и ослабления позиций России как рыболовной державы из-за невозможности выполнения взятых на себя международных обязательств.
Комитет в рамках рассмотрения проекта бюджета на 2015 год и предложений по уже утвержденному бюджету в марте этого года последовательно высказывается за увеличение финансирования рыбохозяйственной науки до уровня достаточного для ее эффективного функционирования с целью укрепления присутствия Российской Федерации районах действия международных конвенции и районах открытого моря.
В целом Россия, являясь одной из крупнейших рыбодобывающих стран мира, может полностью обеспечивать себя собственной рыбной продукцией.
Ежегодно при мировом объеме добычи водных биоресурсов в размере 91 млн. тонн российские рыбодобывающие предприятия вылавливают чуть более 4 млн тонн водных биоресурсов.
Наша страна обладает значительным потенциалом запасов водных биоресурсов, что является естественным конкурентным преимуществом в мировой экономике. Потенциальные возможности сырьевой базы оцениваются в 7,5 млн. тонн, что создает предпосылки для увеличения темпов развития отрасли.
Совсем недавно только рыбы и рыбных ресурсов мы имели 7 с лишним миллионов тонн, такой объем добычи обеспечивался соответствующим рыбопромысловым флотом, который присутствовал в большинстве значимых районах Мирового океана.
Следует отметить, что флот обеспечивает около 90 процентов общего объема вылова водных биологических ресурсов. На судах сосредоточено более 75 процентов производственных мощностей отрасли по выпуску пищевой рыбной продукции.
Очень важная задача, которая стоит перед отраслью, это обновление рыбопромыслового флота, который в настоящее время сильно изношен.
В последние годы отечественная промышленность практически не принимает участия в создании больших и средних рыбопромысловых судов, а малые строятся в очень ограниченном количестве. В основном в страну ввозятся из-за рубежа бывшие в эксплуатации рыболовные суда.
Российский рыбопромысловый флот на сегодняшний день насчитывает 2196 судов различного назначения: добывающие, обрабатывающие, транспортные, научно-исследовательские и другие.
Сложившийся к настоящему времени типовой состав и эксплуатационно-экономические параметры рыбопромысловых судов не обеспечивают их эффективную работу, особенно за пределами исключительной экономической зоны Российской Федерации. Физический износ рыбопромыслового флота составляет 91,5 процентов, и эта отметка является критической.
Объективная потребность России в промысловых судах до 2025 года оценивается примерно в 180 крупных и средних судов различного назначения и более чем 220 малых судов общей стоимостью более 170 млрд. руб. Российские судостроительные организации имеют возможность почти полного (до 90%) удовлетворения внутреннего спроса на средние и малые суда, а на большие океанские суда - до 60%.
Вместе с тем нынешние кредитные ставки едва ли позволяют частным компаниям осуществить масштабную реконструкцию основных промысловых фондов и, в целом, развивать отечественное промысловое судостроение, а новой редакцией Государственной программы предполагается увеличить количество построенных и модернизированных судов рыбопромыслового флота с государственной поддержкой на 6 единиц, что является крайне низким показателем, безусловно, неспособным изменить существующую ситуацию.
Решение задачи обновления промыслового флота сопряжено с необходимостью разработки эффективных мер государственной поддержки и регулирования, в ряду которых следует рассматривать: разработку типовых проектов универсальных судов, удовлетворяющих требованиям различных компаний, с целью повышения серийности заказываемых судов; создание лизинговых компаний; пересмотр принципов квотирования; ограничение доступа на российский рынок старых зарубежных судов.
Необходимо стимулировать реализацию в приоритетном порядке инвестиционных проектов по строительству рыбохозяйственных производств в прибрежных регионах, включая объекты рыбоперерабатывающей инфраструктуры, а также внести необходимые изменения в части пролонгации мер государственной поддержки (субсидий на выплаты процентов по кредитам, привлекаемым с целью обновления материально-технической базы), совершенствовать механизм субсидирования, в том числе путем предоставления субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета на софинансирование региональных программ развития рыбопереработки, разработать комплекс мер по совершенствованию таможенно-тарифной политики в целях стимулирования технического переоснащения в рыбоперерабатывающей промышленности.
Вместе с флотом необходимо модернизировать прибрежную рыбопереработку - это будет дополнительным стимулом для рыбаков привезти рыбу на родной берег. Кроме того, развитие рыбоперерабатывающей инфраструктуры - одна из важнейших социальных задач в прибрежных регионах.
И эту тему мы обсуждаем не первый год, но ситуация практически не меняется к лучшему.
Рыбохозяйственный комплекс располагает холодильными складами для хранения около 500 тыс. т. замороженной продукции. Из них реально пригодны для эксплуатации по профилю холодильные емкости не более чем на 300 тыс. т. хранения. Холодильное оборудование складов устарело, на 70-80% физически изношено, требует частых ремонтов и потребляет избыточное количество электроэнергии, ощущается острый дефицит в современных низкотемпературных холодильниках для замороженной рыбы.
Действующие холодильники и хдадокомбинаты не в состоянии обеспечить нарастающую потребность производителей рыбопродукции и торговых операторов. Дефицит площадей холодильного хранения современного уровня в целом по России составляет около 1 млн. м² или около 600-700 тыс. тонн продукции.
Для выполнения программы по развитию рыбопромышленного комплекса России необходимо решать вопросы технического перевооружения старых и строительства новых современных холодильников в основных рыбных портах страны.
Вместе с тем, очевидно, что существующее состояние флота и рыбоперерабатывающих мощностей не может не сказаться на объёмах вылова и на качестве продукции, на потреблении рыбопродуктов населением России.
Требуется также устранение административных и других барьеров при доставке российской рыбы на российский берег. Из-за этих барьеров многие отечественные рыбопромышленники предпочитают сдавать улов в соседние страны, продавая его прямо в море.
С законодательной точки зрения некоторые необходимые шаги уже сделаны.
Вопрос излишних административных барьеров при осуществлении прибрежного рыболовства частично решен с принятием в июле 2013 года поправки в Закон о рыболовстве, благодаря которой при прибрежном рыболовстве разрешено осуществлять перегрузку водных биологических ресурсов и производство на судах рыбопромыслового флота рыбной и иной продукции районах, определенных Правительством Российской Федерации по предоставлению субъектов Российской Федерации.
Сегодня, спустя почти полтора года можно в целом говорить о положительном результате применения указанной нормы закона, а, следовательно, и о достижении тех задач, которые ставились перед законодателя в работе по подготовке соответствующего закона.
Так дальневосточные субъекты Российской Федерации и Архангельская область, а также те субъекты, где необходимость судовой переработки обусловлена отдаленностью районов промысла от береговых перерабатывающих мощностей, а также скоротечностью путины указывают на снижении административных барьеров при ведении прибрежного рыболовства, снятие противоречий в законодательстве по организации и регулированию прибрежного рыболовства, снятию вопроса о некорректной правоприменительной практике. По их мнению, внесенные изменения позволяют рыбодобывающим предприятиям этих субъектов использовать закрепленные за ними объемы добычи водных биологических ресурсов, эффективно эксплуатировать флот, обеспечивая в том числе работу береговых предприятий и рабочие места для населения субъекта Российской Федерации.
В случае проявления отдельных негативных моментов, как, например, в Мурманской области, механизм предусмотренный Законом о рыболовстве позволяет вносить руководством субъекта Российской Федерации соответствующие корректировок в перечень водных биологических ресурсов, переработка которых разрешена на рыбопромысловых судах.
Безусловно, положительным моментом можно признать внесение в декабре 2014 года изменения в статью 9 Закона Российской Федерации «О Государственной границе Российской Федерации», устанавливающего возможность применения уведомительного порядка при неоднократном пересечении государственной границы Российской Федерации судами рыбопромыслового флота, исключающего, по сути, дискриминационные положения в отношении российских судов, осуществляющих рыболовство.
Вместе с тем остаются по-прежнему нерешенными проблемы, связанные с неоправданно жестким ветеринарным контролем в отношении отечественной рыбной продукции. При этом для импортной рыбопродукции применяется иная система ветеринарного контроля. Так, партия импортной рыбопродукции оформляется на границе в течение одного-двух часов, лабораторные исследования проводятся выборочно и уже после того, как партия продукции оформлена и поступила в обращение. Российская рыбопродукция оформляется от трех до десяти суток, лабораторные исследования проводятся в отношении каждой партии рыбопродукции и до получения их результатов продукция не вводится в оборот).
По мнению рыбопромышленников, получить документы на экспорт пойманной рыбы гораздо проще и быстрее, чем оформить их для поставки на территорию России. Сложившаяся ситуация недопустима в условиях стратегии импортозамещения озвученной и реализуемой государством.
Правительству Российской Федерации необходимо активизировать работу в этом направлении и принять все необходимые меры для создания справедливых и прозрачных механизмов государственного контроля за безопасностью отечественной рыбной продукции.
Одним из основных препятствий для эффективного импортозамещения является дорогостоящая логистическая цепочка, так как более 70% объемов водных биоресурсов добывается на Дальнем Востоке, а центры потребления рыбной продукции находятся в европейской части России.
Статистические данные показывают, что тарифная политика перевозок рыбопродукции железнодорожным транспортом имеет ярко выраженный сезонный характер. Так, если в первом и втором квартале года стоимость тарифа составляет 5,5 – 6 руб./кг, то в августе, сентябре она может достигать 11 – 11,5 руб./кг.
Таким образом, в течение года разница стоимости доставки рыбопродукции достигает двукратного значения. Пользуясь отсутствием альтернативного варианта, перевозчики рыбной продукции в период активной стадии лососевой путины необоснованно завышают тарифы на доставку рыбной продукции в центральную часть России, что в конечном итоге приводит к повышению ее отпускной цены.
Так, по экспертным оценкам, при транспортировке железнодорожным или автомобильным транспортом минимальное увеличение оптовой цены за один килограмм рыбы составит 12–14 рублей.
Сегодня мы должны признать, что альтернативного варианта доставки рыбопродукции железнодорожным транспортом в Европейскую часть России в настоящее время не существует.
Поэтому, для изменения сложившейся ситуации необходимо рассмотреть вопрос о снижении величины железнодорожного тарифа на перевозку всей мороженой рыбной продукции рефрижераторными контейнерами до уровня аналогичного тарифа, взимаемого за перевозку универсальными контейнерами из дальневосточных регионов в центральную часть России, снижении или субсидировании тарифов железнодорожных перевозок из приморских регионов страны, прежде всего с Дальнего Востока в европейскую часть России.
Если государство поддержит отрасль дотированием этих перевозок, то наши дальневосточные рыбаки увеличат объемы поставок качественной продукции на внутренний рынок.
Отдельно следует отметить такую часть рыбохозяйственного комплекса как аквакультура, значение которой сложно переоценить.
На сегодняшний день наибольшую долю в импорте рыбы Россией - 22%, примерно 220 тыс. тонн - составляет свежая и охлажденная аквакультурная рыба, что указывает на значительный потенциал этого сектора рынка для импортозамещения.
Мировой опыт показывает, что дальнейшее увеличение производства рыбопродукции в России возможно в больше степени за счет развития аквакультуры. Мировой объем рыбной продукции (добыча и разведение), по данным ФАО, увеличился за последние пять лет на 11 млн. тонн и достиг 158,3 млн. тонн.
Этот рост получен исключительно за счет аквакультуры, объем производства которой составляет около 68 млн. тонн, или 44 % от общего объема мирового производства рыбопродукции. Лидером в производстве аквакультуры является Китай. Благодаря широкомасштабной государственной поддержке, Китай за последние 20 лет утроил объемы производства и довел их почти до 43 млн. тонн.
Аналогичный опыт имеет Королевство Норвегия. Там государство обеспечивает хозяйства посадочным материалом, выращивание которого проводится в государственных и частных питомниках, обеспечивает борьбу с заболеваниями и их профилактику, частично компенсирует затраты на корма, осуществляет финансирование научных исследований, связанных с разработкой и совершенствованием технологий, селекцией, генетикой объектов аквакультуры.
При этом Российская Федерация по этому направлению развивается вразрез с мировыми тенденциями.
В нашей стране пик развития товарной аквакультуры пришелся на 80-е годы прошлого столетия за счет широкого внедрения передовых технологий, принципов и систем ведения хозяйства. Ежегодное увеличение производства товарной рыбы в этот период составляло 10-15 %, что являлось одним из лучших показателей в мировой аквакультуре. Объемы выращивания товарной рыбы в 1980-х гг. доходили до 200 тыс. тонн в год.
Впоследствии, к 1996 году (по сравнению с 1989 годом) производство рыбы и других водных биоресурсов в России снизилось в 4 раза.
В настоящее время в общем объеме отечественного производства рыбной продукции доля товарного рыбоводства не превышает 3,5 % 130,0 - 140,0 тыс. т., а продукция марикультуры не может преодолеть барьер в 10,0 тыс. т. И это притом, что возможности данной отрасли России оцениваются в 2,8 млн. тонн.
При этом по плану к 2020 году в этом секторе будет производиться порядка 330–350 тысяч тонн.
В 2013 году предприняты шаги, которые создают основание для успешного развития отечественной аквакультуры. В частности, принят Федеральный закон от 2 июля 2013 г. № 148-ФЗ «Об аквакультуре (рыбоводстве) и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Вместе с тем развитие отечественного товарного рыбоводства невозможно без поддержки основополагающих направлений подотрасли, таких как развитие собственного кормопроизводства для рыбной отрасли, строительство смолтовых заводов, развитие переработки рыбной продукции и логистических центров.
Учитывая необходимость усиления инвестиционной активности в сфере товарного рыбоводства, субъекты аквакультуры должны иметь доступ к общепринятым в сельском хозяйстве мерам государственной поддержки.
В этой связи очевидно, что отечественная аквакультура в настоящее время не в полной мере реализует имеющийся потенциал.
Вместе с тем признание на высшем государственном уровне роли аквакультуры в обеспечении продовольственной безопасности, реальное упрочение правового статуса отрасли, введение льготного кредитования, поддержка аквакультуры со стороны региональных органов государственной власти, в том числе программными методами, совершенствования правовой и административной сферы, должны открыть широкие перспективы для увеличения объемов производства в секторе.
В целом, рассматривая проблему финансового обеспечения отрасли, очевидно, что средства, предусмотренные государственной программой на развитие аквакультуры, не могут быть признаны достаточными в текущей ситуации. Необходимы дополнительные ассигнования на развитие аквакультуры, в том числе на субсидирование процентных ставок, экономически значимые региональные программы, а также экосистемные исследования по подпрограмме «Развитие аквакультуры».
Комитет в рамках существующего бюджетного финансирования неоднократно заявлял не только о необходимости увеличения бюджетных средств на эти цели в 2015 году не менее чем на 1 млрд. рублей, но и рассмотрении возможности корректировки указанной суммы с учетом с учетом ключевой ставки Центрального банка России.
В соответствии с Планом первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 году, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 января 2015 г. № 98-р, несмотря на сокращение в 2015 году большинства категорий расходов федерального бюджета не должны быть уменьшены расходы на поддержку сельского хозяйства.
Следует отметить, что Федеральным законом от 02 июля 2013 № 148-ФЗ «Об аквакультуре (рыбоводстве) и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» товарная аквакультура отнесена к сельскохозяйственному производству. Таким образом, необходимость предоставления в 2015 году дополнительных средств на государственную поддержку сельского хозяйства в полной мере относится и товарной аквакультуре.
Несмотря на это в проекте бюджета на 2015 год, внесенном в настоящее время в Государственную Думу предусматривается сокращение финансирования Подпрограммы «Развитие аквакультуры» на 356,6 млн.руб. (с 3 321,3 млн.руб. до 2 964,6 млн.руб.).
Безусловно, без необходимого финансирования со стороны государства эффективность развития товарного рыбоводства и расширения объемов потенциального вылова (разведанных запасов) сомнительна. Тем более, что нам необходимо нарастить объемы производства собственной товарной рыбной продукции и увеличить объемы добычи водных биоресурсов, создав благоприятные условия для импортозамещения рыбной продукции на внутреннем рынке.
Завершая свое выступление, отмечу, что адекватная государственная политика, направленная на формирование и реализацию механизма долгосрочного и эффективного управления водными биологическими ресурсами, развитие аквакультуры, активизацию международного сотрудничества Российской Федерации в области рыболовства являются залогом успешного функционирования российского рыбохозяйственного комплекса, в том числе в равных конкурентных условиях с развитыми странами.
Россия была и остается одной из ведущих морских, рыболовных держав. И наши ресурсы позволяют обеспечить отечественный рынок рыбной продукцией высокого качества и широкого ассортимента. Добиться этого и есть наша основная задача.