Рекомендации
Координационного совета депутатов-коммунистов Московской области
«Местное самоуправление в Московской области: состояние и перспективы развития»
25 марта 2015 года
г. Москва
Обсудив состояние и перспективы развития местного самоуправления в Московской области, участники координационного совета депутатов коммунистов Московской области отмечают следующее.
Принятие № 136-ФЗ серьезно уменьшило самостоятельность местного самоуправления.
Значительно усилилась роль субъектов Российской Федерации в вопросах нормативно-правового регулирования местного самоуправления.
Происходит ужесточение вертикали власти, в результате на местах затухает инициатива в развитии муниципалитетов. Местное самоуправление, лишенное полномочий и ресурсов фактически престает существовать как самостоятельный институт.
В Московской области проводиться активная реформа местного самоуправления. Но предпринимаемые действия создают впечатление, что реформа проводится ради реформы. Не разработана концепция и отсутствует стратегия преобразований местного самоуправления. Наблюдается преобладание субъективного подхода при принятии решений.
Координационный совет депутатов коммунистов в дальнейшей работе по совершенствованию местного самоуправления предлагает:
- Исходить из принципа, что главная цель любых преобразований - улучшение условий жизни населения муниципалитетов.
- Разработать концепцию реформирования местного самоуправления в Московской области.
- При принятии решения об объединении городских округов и муниципальных районов в единый городской округ, или создание городского округа в рамках района, или укрупнения поселений необходимо достигнуть консолидированного мнения населения, советов депутатов, политических партий и общественных организаций.
- Необходимо перераспределение в пользу муниципальных образований доходных источников бюджетов.
- Закрепить за сельскими поселениями дополнительные вопросы местного значения, в зависимости от их способности решать указанные вопросы.
- Создание единых администраций в муниципальных районах и поселениях, в состав которых входят административные центры районов, требует взвешенного дифференцированного подхода, учета мнения населения и советов депутатов.
- Легитимность любых органов местного самоуправления должно достигаться открытостью и конкурентным избранием депутатов Советов и Глав муниципальных образований.
- Недопустимо при выборах органов местного самоуправления использовать административный ресурс и фальсификацию итогов голосования.
- Приоритетным способом формирования советов депутатов для Московской области следует признать смешанную систему. Половина депутатов избирается по партийным спискам, половина по мажоритарным округам.
Любые преобразования в системе местного самоуправления должны опираться на мнение населения, органов местного самоуправления, политических партий и общественных организаций. Следует учитывать местные особенности и необходимость сохранения дифференцированного подхода к их развитию.