Послушное парламентское большинство 10 апреля 2015 года проголосовало за предложенный правительством обрезанный федеральный бюджет на 2015 год. То, что будет именно так, никто из нас, коммунистов, не сомневался, ибо фракция «Единой России» давно является филиалом российского правительства.
Где правду искать?
Чем же объясняет правительство необходимость обрезания принятого в конце 2014 года федерального бюджета? Кивают на то, что цены на нефть упали, санкции Запада на страну напали, рубль рухнул, ну, и, как следствие, сократились объемы российского экспорта и импорта.
Но вот что примечательно. Эти мрачные обстоятельства как-то совершенно не соответствуют бодрым прогнозам министров экономического блока - Силуанова, Улюкаева и даже самого председателя правительства Д.Медведева. В последнее время из их уст звучит, что, дескать, курс рубля уже практически перестал зависеть от нефтяных цен, что наблюдается стабилизация и на валютном рынке, да и в российской экономической и финансовой сферах.
Возникает, естественно, вопрос: что же является правдой - то ли удручающая кризисная картина, которую правительство рисует в Государственной Думе, то ли та радужная перспектива, которую представляют широкой публике правительство и его министры? Если правдой являются оптимистические тенденции, тогда абсолютно непонятно, с какой стати корректировать бюджет в сторону урезания. Казалось бы, напротив, если и следует корректировать бюджет, то именно ориентируясь на улучшение финансовой и экономической ситуации в стране или, по крайней мере, не торопиться с корректировкой.
На самом же деле выхода из кризиса не видно, разумного плана или программы у правительства нет. Более того, кажется, правительству выгодно нынешнее давление на Россию, как удобный аргумент, позволяющий оправдать собственную беспомощность и провалы в работе.
Дорога в тупик
Итак, в чем состоит суть утвержденных Думой предложений правительства? Картина удручающая. ВВП в уточненном бюджете на 2015 г. снижается почти на 4,5 трлн. рублей в сравнении с ранее принятым бюджетом, а инвестиции - на 1,8 трлн. рублей. Доходная часть сокращается более чем на 2,5 трлн. рублей – почти на 17%. Расходы снижаются на 298 млрд. рублей. При этом дефицит бюджета увеличивается с 430,7 млрд. рублей до 2 трлн. 675 млрд. рублей.
Примечательно, что в новом проекте заложен рост прибыли почти на 400 млрд. рублей, но при этом на 463,1 млрд. рублей снижается фонд оплаты труда. Получается, что у собственников прибыль будет расти, а заработная плата трудящихся будет снижаться при существенном росте инфляции и цен. Реальная заработная плата сокращается почти на 10%, а реальные доходы населения – на 6,3%. Такое сокращение неизбежно приведет к свертыванию внутреннего спроса, а, следовательно, к дальнейшему углублению кризисного состояния экономики.
Удивление вызывает то, что сокращаются нефтегазовые доходы более чем на 2 трлн. рублей. Здесь что-то не в ладах с арифметикой у правительства. Да, нефть в 2 раза подешевела, но ведь доллар в 2 раза стал дороже. Операция умножения ничего в результате не меняет! Снижаются и другие доходы на 512,1 млрд. рублей. Это еще раз подтверждает наши оценки, что никакого импортозамещения не предвидится и что мы и дальше будем оставаться сырьевой колонией, полностью зависимой от импорта промышленной продукции, производимой за рубежом.
Изменен объем расходов федерального бюджета в сторону сокращения по 11 бюджетным разделам из 14. Наиболее существенно предполагается сократить расходы по разделу «Национальная экономика» - на 8% - 205,9 млрд. рублей. Какой уж тут выход из кризиса? Такой подход может только его обострить.
Внешнеполитическое положение страны существенно усложнилось, но, тем не менее, правительство пошло на урезание оборонных расходов почти на 158 млрд. рублей.
По разделу «Образование» финансирование сокращается почти на 31 млрд. рублей. В основном сокращаются расходы на высшее и послевузовское профессиональное образование. При таком отношении к образовательной сфере никакого научно-технического продвижения, никакой наукоемкой продукции в экономике, способной заменить импортные аналоги, конечно, не будет.
Еще более удручающее впечатление производит бюджетная политика в сфере здравоохранения. По сравнению с 2014 г. расходы на российское здравоохранение снизятся в нынешнем году на 149,4 млрд., то есть на 27%. При этом почти четверть (22%) расходов по разделу «Здравоохранение» отражаются в непрозрачной строке «Другие вопросы в области здравоохранения».
Правительственные чиновники в один голос трубят, что социальные обязательства будут выполнены в полном объеме. Да, расходы по этому разделу увеличиваются на 5,9%. Но происходит это при среднем уровне инфляции, который только по официальным данным составляет 14%. Сопоставляя цифры, можно заключить, что «социальная компенсация» более чем в два раза уступает тем издержкам, которые граждане несут в результате роста цен. Иными словами, корректировка усугубляет обнищания наших граждан, и оно будет только нарастать.
Единственное, что растет просто бешенными темпами – это обслуживание государственного долга. Корректировки бюджета на 2015 г. приведут к очередному существенному увеличению этих расходов. В сравнении с 2014 г. они вырастут на 41%. А расходы по обслуживанию государственного внешнего долга и вовсе увеличатся на 59,3% и составят 164,6 млрд. рублей.
Обрезается финансирование и государственных программ. Например, финансирование государственной программы «Развитие здравоохранения», предлагается урезать на 16,4 млрд. рублей. Финансирование государственной программы «Развитие образования на 2013-2020 гг.» сокращается почти на 16,8 млрд. рублей. Финансирование государственной программы «Социальная поддержка граждан» урезается без малого на 64 млрд. рублей. При этом расходы по оказанию помощи отдельным категориям граждан сокращаются на 17,8 млрд. рублей. Расходы на совершенствование социальной поддержки семьи и детей – на 45,3 млрд. рублей. Государственная программа «Обеспечение граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами» сокращается на 16,9 млрд. рублей. Подобные решения кабинета министров не просто входят в противоречие с Конституцией – от них откровенно попахивает социальным геноцидом.
Программу «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» предполагается урезать на 19,4 млрд. рублей. Программу «Развитие авиационной промышленности» - почти на 2 млрд. рублей. И это при том, что мы продолжаем летать на изношенных «Боингах» и «Аэробасах». Покупая их, поддерживаем американскую авиационную промышленность, как поддерживаем и промышленность других стран, оставаясь в результате полностью зависимыми от импортной продукции.
При таком подходе к распределению бюджетных средств нам никогда не выйти из системного кризиса. Возникает закономерный вопрос: а не в том ли и состоит истинная цель правительства Медведева, чтобы Россия из кризиса не выбралась никогда?
Деньги есть!
Курс, проводимый действующим правительством либералов, со всей очевидностью давно провалился. Последовательно проводится политика разрушения, а не созидания. Это еще раз убедительно доказывает нынешние бюджетные корректировки, которые свидетельствуют о профессиональной несостоятельность правительства, о растущей опасности, которую его деятельность несет стране. Богатейшая страна мира находится в постоянном дефиците средств. Но ведь деньги в стране есть! И не малые, и не только в золотовалютных резервах. Правительству следовало бы сегодня не бюджет обрезать, а внести в Государственную Думу ряд других законопроектов, которые бы позволили не резать финансирование, а увеличить, и существенно, доходную часть бюджета, а, следовательно, и его расходы. Почему бы правительству не поискать деньги там, где они есть, а не шарить по пустым карманам нашего народа, выдумывая разного рода новые налоги, поборы, закрывая глаза на дикий рост цен, тарифов и т.д.? Почему бы правительству не внести законопроект, который менял бы порядок изъятия природной ренты, приведя его к общемировому стандарту, когда государство платит нефтегазовым компаниям только за добычу сырья, и распоряжается сырьем само? Почему бы не ввести прогрессивный налог на доходы физических лиц? Почему бы не национализировать производство и реализацию вино-водочной и табачной продукции? Почему бы не умерить аппетиты высших чиновников и руководителей госкорпораций, урезав их сверхвысокие зарплаты и «золотые парашюты». Почему бы не перекрыть все каналы утечки финансов за рубеж? Почему бы не реализовать указание президента о деофшоризации экономики? Почему бы всерьез не заняться борьбой с коррупцией, введя конфискацию имущества коррупционеров и расхитителей бюджетных средств? И этот список можно еще долго продолжать. Даже этот ограниченный список мер при его реализации может удвоить доходную часть бюджета. Да, может! Но этого правительство либералов, устроившее Россию в международный базар, реализующее курс в интересах чужих стран, внести такие законы в принципе не в состоянии.
Коммунисты на защите интересов народа
Фракция КПРФ в Государственной Думе все эти годы ведет непримиримую борьбу в поддержку тех, кто своим трудом создает материальные и духовные ценности. А это и рабочий, и крестьянин, и рыбак, и лесничий, и учитель, и врач, и те, кто занимается микро, малым и средним бизнесом. Мы слышим от власти много слов о ее благодеяниях, но на деле ситуация только ухудшается. При дикой эксплуатации рабочий получает гроши. Например, сталевару горячего цеха, работающего в адских условиях, платят 17-25 тысяч рублей. Еще хуже ситуация на селе, где средняя заработная плата едва достигает 15 тысяч рублей. Село закредитовано, погружено в долги, нет кадров, разрушается инфраструктура, 40 млн. га пашни заброшено, идет деградация почв. То же самое наблюдаем и на водной ниве. Рыбаки вынуждены выловленную рыбу реализовывать в иностранных портах, поскольку на родном берегу их просто грабят, устанавливая смешные цены, вынуждая уплачивать все налоги еще до реализации улова. Не лучше обстоят дела и с заработной платой в системе образования и здравоохранения. Под тяжестью «налогового маневра» сотни тысяч предприятий малого и среднего бизнеса были вынуждены прекратить свою деятельность. Мы рубим сук, на котором сидим. Говорим о поддержке малого бизнеса, но она в основном сводится только к частичной компенсации процентных ставок кредитов. Т.е. деньги «помощи» перекочевывают прямиком в банки, которые и без того жируют на деньгах федерального бюджета. А ведь малый и средний бизнес сегодня – это основной источник импортозамещения в продовольственном секторе, в сфере услуг, связанной с производством одежды, обуви, некоторых строительных материалов переработки древесины и т.д. Например, более половины объема молока, мяса, овощей производится на частном подворье или предприятиями малого и среднего бизнеса. Малые предприятия занимаются, например, и аквакультурой, т.е. выращиванием рыбы и ее переработкой. Но для отечественного производителя остается непреодолимой преградой возможность доступа в торговые сети и на рынки для реализации своей продукции. Крупные торговые сети, монополизировав 95% рынка, всякого рода посредники нагло обирают крестьянина, других производителей продукции, вынуждая их уступать свою продукцию по бросовым ценам.
Депутатами фракции КПРФ внесено целый ряд законопроектов, направленных на вывод экономики из кризиса, на поддержку базовых отраслей, малого и среднего бизнеса. Часть из них принята или учтена в поправках к принятым федеральным законам. В частности это касается принятых законов, регулирующих вопросы промышленной политики, перспективного планирования, торговли, оборота лекарственных средств, лесного, водного и земельного законодательств. Но еще больше наших инициатив отклонено парламентским большинством. Например, такой важный вопрос, как введение прогрессивной шкалы налогообложения по нашей инициативе рассматривался несколько раз, и сейчас на рассмотрении в Государственной Думе находится наш законопроект по данной теме, однако депутаты Единой России упорно не хотят воспринимать разумные доводы о необходимости принятия такого закона. Или другой пример, связанный с нашей инициативой введения госрегулирования цен на товары первой необходимости, включая в первую очередь продукты питания, также не нашел поддержки парламентского большинства. Отвергнута и наша инициатива по регулированию ценовой надбавки по всей цепочке от производителя до потребителя. Введения такого закона позволило бы защитить отечественного производителя от произвола торговцев и обеспечить при этом в цене продукции долю производителя в объеме не менее 50%. Это дало бы возможность отечественным производителям нормально развиваться, обеспечивая нас высококачественными продуктами.
Наша программа
Мы, коммунисты, утверждаем: выход России из кризиса возможен только сменив социально-экономический курс, сформировав правительства национальных интересов и народного доверия. Основой для жизненно необходимой стране экономической мобилизации, для возвращения России реальной самостоятельности, может стать социально-экономическая программа КПРФ, которая предусматривает систему мер по национализации сырьевой и важнейших отраслей промышленности, воссоздание единой системы государственного управления экономикой, полный запрет на вывод финансовых средств из России в зарубежные банки и оффшоры, модернизацию промышленности и сельского хозяйства, развитие науки, социальной сферы и обеспечение достойной жизни наших граждан, включая возвращение народу гарантий на бесплатное медицинское обслуживание и образование.