В советские времена образование называлось «народным». И это были не пустые слова. Если ты с неплохими оценками в аттестате оканчивал среднюю школу, появлялась возможность выдержать конкурсные испытания в ВУЗ, а дальше – жизнь только начиналась. Гарантированная государством работа (недаром значок о высшем образовании в народе называли «поплавком»), дальнейшие успехи, которые во многом зависели от того, насколько серьезно ты относился к учебе в институте. Хотя, как теперь говорят, инженеров в СССР был переизбыток, зато каждый был при деле, профессия инженера ценилась (хотя и оплачивалась ниже рабочей), а уж о безработице и речи не могло идти. По «городам и весям» открывались местные филиалы ВУЗов, и это тоже делалось для народа: высшее образование становилось доступным без поездок в столицу или областной центр. В итоге выигрывали все: и молодежь, стремящаяся к знаниям, и местные предприятия, подпитываемые новоиспеченными специалистами.
Наступили иные времена. Всего за какую-то четверть века всё поменялось коренным образом. Подписали «болонское соглашение» - появились красивые термины: «бакалавр», «магистр», «двухуровневая система образования». «Эффективные менеджеры» от Минобрнауки придумали мониторинг с благой, с их точки зрения, целью – «оптимизировать» систему высшего образования. Для уменьшения госрасходов слить институты (с 90-х гордо ставшие именовать себя университетами), уничтожить как класс филиалы, зато зажечь зеленый свет т.н. коммерческим ВУЗам, где получают дипломы те, кто не желает нормально учиться, а лишь готов заплатить за это деньги.
«К чему столь длинная прелюдия?» - спросит читатель. Отвечу: чтобы перейти от общего к частному. Более полувека в Электростали работал институт, являвшийся филиалом Московского института стали и сплавов. Из арендованного здания кинотеатра он вырос со временем в мощный учебный комплекс из трех корпусов со своей лабораторной базой (с оборудованием помогли местные предприятия), спортзалом, студенческим и шахматным клубом, столовой и т.д. А главное, с опытнейшими преподавателями, крепко знавшими свое дело (многие пришли с промпредприятий, кто-то – после аспирантуры или докторантуры). Учили, что называется, на совесть, потому что понимали свою ответственность за судьбу будущего специалиста. Когда ЭФ МИСиС встал на ноги, ежегодно из его стен выпускалось несколько групп металлургов, машиностроителей, строителей (и дневников, и вечерников), и буквально все через месяц после выпускного уже вливались в производство. По самым скромным подсчетам, за 50 лет институт выпустил более пятнадцати тысяч специалистов.
Польза от такого сотрудничества (МИСиС – филиал) была обоюдной. Электросталь – город, по-своему, уникальный. В нем работают предприятия атомной, металлургической, машиностроительной, химической, строительной отраслей. И кадровики, принимая на работу очередного молодого специалиста, уважительно смотрели на диплом: если там была надпись «МИСиС», вопросов не возникало. Институт гордо и достойно нес название филиала известного в стране ВУЗа, нисколько, впрочем, с ним не конкурируя (у каждого были свои задачи).
Между тем в стране началась борьба с филиалами. Начались мытарства с переходом из системы МИСиС в систему Университета машиностроения.
Несмотря на все сложности перехода Электростальский филиал выстоял и по результатам всех мониторингов ни разу не попадал в число «неэффективных»!
Казалось бы, можно спокойно работать. Оставалось уладить формальности. Передать с одного баланса на другой землю, здания, имущество и т.д. и получить новую лицензию на ведение образовательной деятельности. Казалось, это не займет много времени, хотя и потребует определенных усилий. Однако время шло, но результата всё не было. В министерствах и ведомствах то отмалчивались, то придумывали причины, чтобы потянуть время. Здесь не было вины ни руководства головного университета, ни филиала. На любой чиновничий запрос они реагировали оперативно. Истории переписки с министерскими работниками уже почти три года. Результата нет. Видимо, филиалы, какими бы эффективными они ни были, сегодня не нужны. И это притом, что бюджетных мест в последнее время филиалу почти не выделялось, он был фактически на самоокупаемости.
А уж когда в Росимуществе намекнули, что вопрос с передачей основных средств не будет решен ни через год, ни через десять лет, руководству Университета машиностроения не оставалось ничего другого, как объявить о переносе всей образовательной деятельности в Москву. Ректор Университета машиностроения Андрей Николаенко:
– Здания филиала до сих пор не переданы Университету машиностроения, что в силу действующего законодательства означает следующее: филиал работает без официальной лицензии, и это является препятствием для осуществления образовательной деятельности. По этой причине занятия с 1 сентября будут перенесены в Москву. В силу юридического казуса это единственно возможное решение. Учебный процесс будет осуществляться в Москве до тех пор, пока не будут улажены вопросы управления имуществом и не будет получена лицензия…
И что же дальше? Большинство преподавателей и студентов (одни в отпусках, другие на каникулах) о таком решении пока не знают (оно было принято в конце июля). Предсказать их возможную реакцию несложно. Студенты поступали именно в Электростальский филиал (в том числе из Ногинска, Павловского Посада, Орехово-Зуева, Бунькова, Электроуглей и т.д.), чтобы учиться в проверенном временем ВУЗе (да и поближе к дому) и не тратить немалых денег на поездки в недешевую Москву (там один только обед в студенческой столовой в 2,5-3 раза дороже, чем в столовой Электростальского филиала). А реакция родителей?
Ольга Филиппова, заместитель директора Электростальского филиала Университета машиностроения по учебной работе:
– Обидно, что из-за медлительности и неповоротливости бюрократической машины федеральных чиновников старейший ВУЗ Электростали приостанавливает свою деятельность. Когда начался переход из системы МИСиС в систему МАМИ, мы выполнили все необходимые задачи для скорейшего получения новой лицензии. Дело застопорилось из-за чиновников Росимущества: мы никак не можем получить документ, официально закрепляющий наше оперативное управление нашими же зданиями…
Глава городского округа Электросталь Андрей Суханов:
– Конечно, временная приостановка работы филиала – большая неприятность для города. И хоть институт не является муниципальным учреждением, он неотъемлемая часть Электростали. Каждый третий инженер, работающий на наших предприятиях, окончил МИСиС. Его выпускники востребованы в различных отраслях городской экономики. Поэтому отношение горожан к институту особенное, и мы должны его отстоять…
Бывший директор ЭФ МИСиС, почетный житель Электростали Анатолий Демидов:
– Пережили мы лихие девяностые, не сломились. Надеюсь, выход найдется и в нынешней непростой ситуации. Не дадим институту умереть!..
Что ж, хотелось бы верить в то, что сказано уважаемыми людьми. Но червь сомнения все же гложет. Инициативная группа уже начала сбор подписей в защиту института, чтобы направить их в приемную Президента. Неужели не будет услышан голос тех, одни из которых хотят продолжения учебы в родном городе, а другие – нормальной и стабильной работы?
Председателю ЦК КПРФ
Г.А. Зюганову
Заместителю председателя ЦК КПРФ
В.И. Кашину
Первому секретарю Московского областного отделения КПРФ
Н.И. Васильеву
от представителей коллектива студентов, преподавателей
и сотрудников ЭПИ МАМИ и Электростальского ГК КПРФ
В 1959 голу в Электростали на базе заводов был открыт Электростальский филиал Московского института стали и сплавов. Филиал готовил необходимых городу и Московской области профессионалов. За годы своей деятельности он выпустил более 15000 специалистов.
В институте имеется своя лабораторная база, уникален коллектив преподавателей, многие из которых, помимо научной и преподавательской деятельности, являются высококлассными прикладниками, имеющими патенты на изобретения и отмеченными наградами города и области.
Электростальский политехнический институт (сегодня - филиал Университета машиностроения) – высококлассный институт, выпускники которого являются «командирами производства» не только в области, но и в России.
Сейчас, институт находится под угрозой закрытия. Сначала был сложный переход из системы МИСиС в систему Университета машиностроения. При этом по результатам всех мониторингов Электростальский филиал ни разу не попал в число «неэффективных». Проблема в том, что на данный момент чиновники Росимущества под различными предлогами откладывают перевод зданий с одного баланса на другой, а без этого филиал не может получить лицензию и продолжать образовательную деятельность.
С сентября 2015 года учебный процесс будет осуществляться в Москве. Электростальский филиал приостанавливает свою деятельность. В институте, помимо очного, есть вечернее и заочное отделения, студенты которых, в силу занятости на рабочих местах, не могут перевестись в Москву. Ненужной становится лабораторная база, страдает преподавательский состав.
Закрытие филиала пагубно отразится не только на нашем городе, но и на близлежащих городах, предприятия которых недополучат специалистов.
Студенты и преподаватели вуза и Электростальский ГК КПРФ обращаются к Вам с просьбой остановить чиновничий беспредел и помочь сохранить уникальный институт.