Что год учебный нам готовит?

Константин ЧЕРЕМИСОВ, Зам. Председателя Московской областной Думы, руководитель фракции КПРФ в Мособлдуме, второй секретарь МК КПРФ, член ЦК КПРФ

Приближается одна из самых значимых для многих людей разных возрастов – школьников, студентов и их родителей, учителей и специалистов средних общеобразовательных учреждений и системы дополнительного образования, преподавателей средних специальных и высших учебных заведений, дат в году – начало нового учебного года.

Что год учебный нам готовит?

В преддверии начала учебного года по всей стране, на всех уровнях проходят совещания, оценивается готовность, в первую очередь, школ, как, пожалуй, самого многочисленного сегмента системы образования, к приёму учеников.

Известно, что в Подмосковье вводится много жилья. Кроме того, наша область лидер по миграционному приросту. Понятно, что и среди купивших квартиру, и среди приехавших из других регионов страны или из других стран трудовых мигрантов много семей с детьми. И данные статистики фиксируют рост числа школьников. Если на начало 2005/06 учебного года численность составляла 616,4тыс. человек, на начало 2010/11 учебного года – 612,7тыс. человек, то на начало наступающего года – 670тыс. В этом году в Подмосковье за парты сядут 82500 первоклассников. В прошлом году их было на 8500 меньше.

Однако, рост численности школьников сопровождался, благодаря «оптимизации» снижением числа школ. По данным Росстата число государственных и муниципальных школ в Московской области на начало 2005/06 учебного года составляло 1609. На начало 2010/11 учебного года сократилось до 1466. В начале 2015/16 учебного года их стало уже 1372.

Понятно, что в такой ситуации возникает масса дополнительных проблем. Это и проблема второй смены, и удалённость школ. Во вторую смену учатся более 58тыс. школьников Подмосковья. А 13тыс. школьников из 214 школ пользуются школьными автобусами. Подмосковные власти пришли к единственно возможному выводу – надо строить новые школы. Уже и для тех, кто никогда не задумывался о деструктивном в целом характере либеральных реформ системы образования для общества, становится очевидным хотя бы их недальновидность и отсутствие системности.

Школа – это сообщество учеников и учителей. И социальное самочувствие последних оказывает значительное влияние на процесс обучения, атмосферу в учебном заведении. Одним из факторов, влияющих на социальное самочувствие, безусловно, является зарплата.

Согласно статданным зарплата учителей в первом полугодии этого года составляет 51899 руб. Зарплата педагогов в системе дополнительного образования ниже, но тоже неплохая – более 46000. Эти цифры радуют глаза. И в самом деле, в области много предпринималось усилий, чтобы повысить уровень жизни учителей. Тем не менее, из разговоров с учителями, их писем, отзывов на интернет–форумах, становится ясно, что эти «средние температуры» не отражают в полной мере реальность, зарплата многих учителей значительно ниже. Более того, сокращение стимулирующих выплат, которые составляют основную часть зарплаты, привели ещё к её реальному снижению. И всё это происходит на фоне падения курса рубля и галопирующего роста цен!

Вообще практика показывает, что из недр нашего либерального правительства в целом и министерства образования в частности, редко появляются инициативы, улучшающие ситуацию в отрасли, наоборот, ведут они к её развалу и деградации.

Тут как-то первый замминистра образования и науки Н.Третьяк сообщила, что для российских учителей могут ввести систему должностей. Это как в вузе, ассистент учителя, старший учитель и т.п. Эксперты подчёркивают, что такая дифференциация учителей отрицательно скажется на работе коллектива в целом. Ведь после отказа от единой тарифной сетки и введением новой системы оплаты труда, любое повышение зарплаты одних ведёт к её снижению у других. Но, главное, не понятно, чем на практике должны будут заниматься ассистенты учителей, и чем их обязанности будут отличаться, например, от старших учителей.

Но это предложение находится, по крайней мере, пока, на уровне обсуждения. А вот реальное нововведение.

2 июля губернатор и председатель правления Сбербанка России Г.Греф подписали соглашение о реализации проекта «Учитель для России». Выглядит этот проект так: сорок выпускников МГИМО, МГУ, СПбГУ, ВШЭ и пр., после пятинедельной подготовки, 1 сентября этого года приступят к работе в самых слабых школах области, куда сложно привлечь молодых специалистов. Молодым учителям будет выплачиваться дополнительная стипендия в размере 35 тысяч рублей в качестве поощрения. Главным финансовым спонсором выступает Сбербанк. Наверное, это замечательно, если школьникам какой-нибудь рядовой сельской школы основы естествознания (ведь, согласно новым стандартам образования, в школах и такой предмет появился) или просто физики будет преподавать выпускник физического факультета МГУ. Но смогут ли эти ребята стать, как планируется проектом, «лидерами образования», поднять престиж учительской профессии? Всё-таки думается, что для достижения этих целей необходимо идти другим путём.

Вообще в образовании без Сбербанка, оказывается, никак не обойтись. В области запускается ещё один проект, который банк представил на Петербургском международном экономическом форуме. Тестирование, которое уже прошло в Химкинской школе №25, посчитали успешным. Телерепортаж об этом прошёл в начале августа. В чём суть? Отказ от наличного расчёта в школьных столовых. Оказывается, только так родители имеют возможность контролировать своих детей – сколько они тратят денег и чем питаются. Как же рассчитываться за еду? В школьных столовых установят специальные терминалы, которые смогут считывать биометрические данные детей. Эта система называется «Ладошка». Этот проект не только явно выдаёт финансовую заинтересованность банка. Возникают малоприятные ассоциации с антиутопическими и апокалипсическими зарисовками будущего.

Но надо, конечно, сказать и о позитивных изменениях. Известно, что КПРФ резко критиковала принятый закон об образовании. Там, в частности, ничего не говорилось о содержании обучения и его результатах. Критика со стороны профессионального сообщества, общественности привели к закреплению в ФГОС базового содержания образования. В этом году в стандарт войдут требования к результатам обучения по каждому из предметов для каждой ступени школы. Т.е., что должен знать по такому-то предмету, например, математике, выпускник такого-то класса. Во-вторых, будут закреплены единые для всех дидактические единицы содержания образования – темы. Сейчас ведь авторы учебников толком не знают, в каком классе какую тему надо проходить. Каким образом всё это воплотится в жизнь, ещё не понятно, но хорошо, что вообще пришло осознание абсурдности ситуации, когда в образовательных стандартах нет требований усвоения учебных дисциплин. Кроме того, в школах надеются, что закрепление во ФГОСе содержания образования «освободит учителя от нынешних бюрократических нагрузок и позволит ему больше сконцентрироваться на детях».

Каков будет этот наступающий новый учебный год, как и вообще наше будущее, зависит во многом и от каждого из нас, от нашей активности, неравнодушия. В условиях переживаемого экономического кризиса становится совершенно ясно, что правительство РФ проводит тупиковую социально–экономическую политику, поэтому КПРФ призывает всех примкнуть к Всероссийской акции протеста, которая состоится 29 августа.


Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов.
Все претензии направлять авторам.
Читайте также
Выставка «Герои Отечества»
В молодежном центре «Космос» открылась выставка «Герои Отечества», автором которой стал член Королёвского ГК КПРФ, почетный ветеран Москвы, член Союза художников Подмосковья Владимир Власов.







 
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ:
 
                
 



 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 


Точка зрения

Владимир КАШИН
заместитель Председателя ЦК КПРФ, Председатель Комитета Государственной Думы ФС РФ по аграрным вопросам
Доклад Академика РАН В.И. Кашина на научной сессии общего собрания членов Отделения сельскохозяйственных наук Российской Академии Наук

Павел ГРУДИНИН
Директор ЗАО «Совхоз им. Ленина»
Заявление Бюро Московского областного отделения КПРФ в поддержку совхоза им. Ленина

Николай ВАСИЛЬЕВ
первый секретарь МК КПРФ, член Комитета Государственной Думы по аграрным вопросам
Депутат Госдумы помог ликвидировать несанкционированную свалку

Константин ЧЕРЕМИСОВ
второй секретарь МК КПРФ, заместитель Председателя Мособлдумы
Вернем историческую правду!

Александр НАУМОВ
секретарь МК КПРФ, руководитель фракции КПРФ в Мособлдуме, заместитель Председателя Мособлдумы
Руководитель фракции КПРФ Александр Наумов помог дошкольному отделению в Тарасково в рамках инициативного бюджетирования

Сергей СТРЕЛЬЦОВ
Главный редактор газеты «Подмосковная правда», член Бюро МК КПРФ
Сергей Стрельцов: сельские территории незаслуженно обделены вниманием


 





 

 

 

контакты

Редакция газеты "Подмосковная Правда":
8-499-261-59-98

*******

E-mail: mkkprf@mail.ru

*******

Адрес:
115487, г. Москва,
ул. Нагатинская,
д. 26, корп. 2

Телефоны МК КПРФ:
8-499-263-05-08,
8-499-263-11-57

*******

Все данные

ГК КПРФ
в Московской области:
 
  • Официальный сайт КПРФ
  • Московский городской комитет КПРФ
  • Газета Советская Россия
  • Газета Правда
  • Газета Подмосковная Правда