Приближается одна из самых значимых для многих людей разных возрастов – школьников, студентов и их родителей, учителей и специалистов средних общеобразовательных учреждений и системы дополнительного образования, преподавателей средних специальных и высших учебных заведений, дат в году – начало нового учебного года.
В преддверии начала учебного года по всей стране, на всех уровнях проходят совещания, оценивается готовность, в первую очередь, школ, как, пожалуй, самого многочисленного сегмента системы образования, к приёму учеников.
Известно, что в Подмосковье вводится много жилья. Кроме того, наша область лидер по миграционному приросту. Понятно, что и среди купивших квартиру, и среди приехавших из других регионов страны или из других стран трудовых мигрантов много семей с детьми. И данные статистики фиксируют рост числа школьников. Если на начало 2005/06 учебного года численность составляла 616,4тыс. человек, на начало 2010/11 учебного года – 612,7тыс. человек, то на начало наступающего года – 670тыс. В этом году в Подмосковье за парты сядут 82500 первоклассников. В прошлом году их было на 8500 меньше.
Однако, рост численности школьников сопровождался, благодаря «оптимизации» снижением числа школ. По данным Росстата число государственных и муниципальных школ в Московской области на начало 2005/06 учебного года составляло 1609. На начало 2010/11 учебного года сократилось до 1466. В начале 2015/16 учебного года их стало уже 1372.
Понятно, что в такой ситуации возникает масса дополнительных проблем. Это и проблема второй смены, и удалённость школ. Во вторую смену учатся более 58тыс. школьников Подмосковья. А 13тыс. школьников из 214 школ пользуются школьными автобусами. Подмосковные власти пришли к единственно возможному выводу – надо строить новые школы. Уже и для тех, кто никогда не задумывался о деструктивном в целом характере либеральных реформ системы образования для общества, становится очевидным хотя бы их недальновидность и отсутствие системности.
Школа – это сообщество учеников и учителей. И социальное самочувствие последних оказывает значительное влияние на процесс обучения, атмосферу в учебном заведении. Одним из факторов, влияющих на социальное самочувствие, безусловно, является зарплата.
Согласно статданным зарплата учителей в первом полугодии этого года составляет 51899 руб. Зарплата педагогов в системе дополнительного образования ниже, но тоже неплохая – более 46000. Эти цифры радуют глаза. И в самом деле, в области много предпринималось усилий, чтобы повысить уровень жизни учителей. Тем не менее, из разговоров с учителями, их писем, отзывов на интернет–форумах, становится ясно, что эти «средние температуры» не отражают в полной мере реальность, зарплата многих учителей значительно ниже. Более того, сокращение стимулирующих выплат, которые составляют основную часть зарплаты, привели ещё к её реальному снижению. И всё это происходит на фоне падения курса рубля и галопирующего роста цен!
Вообще практика показывает, что из недр нашего либерального правительства в целом и министерства образования в частности, редко появляются инициативы, улучшающие ситуацию в отрасли, наоборот, ведут они к её развалу и деградации.
Тут как-то первый замминистра образования и науки Н.Третьяк сообщила, что для российских учителей могут ввести систему должностей. Это как в вузе, ассистент учителя, старший учитель и т.п. Эксперты подчёркивают, что такая дифференциация учителей отрицательно скажется на работе коллектива в целом. Ведь после отказа от единой тарифной сетки и введением новой системы оплаты труда, любое повышение зарплаты одних ведёт к её снижению у других. Но, главное, не понятно, чем на практике должны будут заниматься ассистенты учителей, и чем их обязанности будут отличаться, например, от старших учителей.
Но это предложение находится, по крайней мере, пока, на уровне обсуждения. А вот реальное нововведение.
2 июля губернатор и председатель правления Сбербанка России Г.Греф подписали соглашение о реализации проекта «Учитель для России». Выглядит этот проект так: сорок выпускников МГИМО, МГУ, СПбГУ, ВШЭ и пр., после пятинедельной подготовки, 1 сентября этого года приступят к работе в самых слабых школах области, куда сложно привлечь молодых специалистов. Молодым учителям будет выплачиваться дополнительная стипендия в размере 35 тысяч рублей в качестве поощрения. Главным финансовым спонсором выступает Сбербанк. Наверное, это замечательно, если школьникам какой-нибудь рядовой сельской школы основы естествознания (ведь, согласно новым стандартам образования, в школах и такой предмет появился) или просто физики будет преподавать выпускник физического факультета МГУ. Но смогут ли эти ребята стать, как планируется проектом, «лидерами образования», поднять престиж учительской профессии? Всё-таки думается, что для достижения этих целей необходимо идти другим путём.
Вообще в образовании без Сбербанка, оказывается, никак не обойтись. В области запускается ещё один проект, который банк представил на Петербургском международном экономическом форуме. Тестирование, которое уже прошло в Химкинской школе №25, посчитали успешным. Телерепортаж об этом прошёл в начале августа. В чём суть? Отказ от наличного расчёта в школьных столовых. Оказывается, только так родители имеют возможность контролировать своих детей – сколько они тратят денег и чем питаются. Как же рассчитываться за еду? В школьных столовых установят специальные терминалы, которые смогут считывать биометрические данные детей. Эта система называется «Ладошка». Этот проект не только явно выдаёт финансовую заинтересованность банка. Возникают малоприятные ассоциации с антиутопическими и апокалипсическими зарисовками будущего.
Но надо, конечно, сказать и о позитивных изменениях. Известно, что КПРФ резко критиковала принятый закон об образовании. Там, в частности, ничего не говорилось о содержании обучения и его результатах. Критика со стороны профессионального сообщества, общественности привели к закреплению в ФГОС базового содержания образования. В этом году в стандарт войдут требования к результатам обучения по каждому из предметов для каждой ступени школы. Т.е., что должен знать по такому-то предмету, например, математике, выпускник такого-то класса. Во-вторых, будут закреплены единые для всех дидактические единицы содержания образования – темы. Сейчас ведь авторы учебников толком не знают, в каком классе какую тему надо проходить. Каким образом всё это воплотится в жизнь, ещё не понятно, но хорошо, что вообще пришло осознание абсурдности ситуации, когда в образовательных стандартах нет требований усвоения учебных дисциплин. Кроме того, в школах надеются, что закрепление во ФГОСе содержания образования «освободит учителя от нынешних бюрократических нагрузок и позволит ему больше сконцентрироваться на детях».
Каков будет этот наступающий новый учебный год, как и вообще наше будущее, зависит во многом и от каждого из нас, от нашей активности, неравнодушия. В условиях переживаемого экономического кризиса становится совершенно ясно, что правительство РФ проводит тупиковую социально–экономическую политику, поэтому КПРФ призывает всех примкнуть к Всероссийской акции протеста, которая состоится 29 августа.