20 октября 2015 года Заместитель председателя Комитета по вопросам строительства, архитектуры, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Московской областной Думы Виталий Фёдоров принял участие в заседании Экспертного совета по градостроительной деятельности при Комитете Государственной Думы по земельным отношениям и строительству на тему: «О законопроектах по совершенствованию разрешительных процедур в сфере жилищного строительства».
Экспертный совет по градостроительной деятельности при Комитете Государственной Думы по земельным отношениям и строительству (далее – Экспертный совет) является постоянно действующим консультативно-совещательным органом. Помимо экспертизы и оценки профильных законопроектов и иных нормативных актов Экспертный совет взаимодействует с различными государственными, общественными, научными организациями и органами. Важным аспектом деятельности Экспертного совета является открытость. Информация о деятельности Экспертного совета и его решениях, а также выступления членов совета присутствуют в средствах массовой информации.
По результатам обсуждения вышеобозначенной темы участники заседания приняли решения:
1. Принять к сведению информацию Национального объединения застройщиков жилья (НОЗА) по новостройкам в России:
Жилые комплексы и поселки таунхаусов -2072, в том числе:
- многоквартирные жилые дома (МЖД) - 12188;
- блокированные жилые дома - 1570.
При этом разрешение на строительство было получено:
|
Многоквартирные жилые дома |
Блокированные жилые дома |
2015 год |
1218 (10%) |
109 (7%) |
2014 год |
5850 (48%) |
769 (49%) |
2013 год |
3412 (28%) |
408 (26%) |
Ранее 2013 года |
1706 (14%) |
267 (17%) |
Общая площадь этих объектов, находящихся в стадии строительства (незавершенного строительства) составляет порядка 103 млн кв. метров, в том числе порядка 600 тыс. кв. м - поселки таунхаусов (блокированные жилые дома).
Практически долгостроем являются 14% - многоквартирные жилые дома,17% - блокированные жилые дома.
До конца 2015 года планируется ввести в эксплуатацию:
42% - многоквартирные жилые дома,
48% - блокированные жилые дома.
Материал стен |
Количество объектов |
Площадь |
Панель |
11% |
12% |
Монолит-кирпич |
18% |
23% |
Монолит |
23% |
30% |
Кирпич |
36% |
25% |
|
|
и др. |
2. Отметить, что законопроект «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации» (в части совершенствования разрешительных и отмены избыточных процедур), подготовлен во исполнение пункта 1 Плана мероприятий по подготовке проектов федеральных законов, актов Правительства Российской Федерации и ведомственных актов, необходимых для отмены избыточных и (или) дублирующих процедур, а также совершенствования реализации процедур, включенных в исчерпывающий перечень, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 13.08.2015 № 1554-р.
2.1. Законопроект направлен на внесение в Градостроительный кодекс Российской Федерации изменений, предусматривающих:
1) отмену процедуры подписания протокола о результатах аукциона на право заключить договор о развитии застроенной территории;
2) объединение процедуры продления срока действия разрешения на строительство и процедуры внесения изменений в разрешение на строительство;
3) объединение процедуры передачи материалов для размещения в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности (далее - ИСОГД) с процедурой предоставления разрешения на строительство путем дополнения перечня документов, необходимых для получения разрешения на строительство, документами, подлежащими передаче для размещения в ИСОГД, предусмотренными частью 18 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
2.2. Законопроектом предлагается внести соответствующие изменения в статьи 46.3, 51 и 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
3. Отметить, что проект федерального закона «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации» (в части совершенствования процедур государственной и негосударственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий) разработан в соответствии с поручением Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Д.Н. Козака от 3 июня 2014 г. № ДК-П9-119пр, а также пунктом 58 плана законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации на 2015 год, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2014 г. № 2736-р.
3.1. Законопроект направлен на:
1) повышение требований, предъявляемых к аттестации физических лиц на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) экспертизы результатов инженерных изысканий;
2) повышение требований, предъявляемых к аккредитации экспертных организаций на право проведения негосударственной экспертизы проектной документации и (или) негосударственной экспертизы результатов инженерных изысканий;
3) повышение информационной открытости деятельности экспертных организаций, аккредитованных на право проведения негосударственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий;
4) введение ответственности экспертов за выдачу положительного заключения при несоответствии проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий требованиям технических регламентов, а также иные нарушения законодательства Российской Федерации к деятельности экспертов;
5) установление оснований аннулирования квалификационного аттестата на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) экспертизы результатов инженерных изысканий;
6) приведение норм об аккредитации на право проведения негосударственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий в соответствие с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 412-ФЗ «Об аккредитации в национальной системе аккредитации».
3.2. Проектом федерального закона вносятся изменения в статьи 49, 49.1, 50, 51, 55.25, 56, 57 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
4. Рекомендовать Минстрою России:
4.1. По законопроекту о совершенствовании разрешительных и отмене избыточных процедур - ускорить его представление в Правительство РФ для последующего внесения в Государственную Думу.
4.2. По законопроекту о совершенствовании процедур государственной и негосударственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий - обратить внимание на замечания экспертного сообщества, направленные на:
• установление единых правил и действенных механизмов контроля за организациями государственной и негосударственной экспертизы;
• проведение негосударственной экспертизы только для строительства объектов на территории субъекта Федерации, в котором зарегистрирована организация негосударственной экспертизы;
• ведение единого реестра заключений государственной и негосударственной экспертизы на территории субъекта федерации.
5. Согласиться и поддержать позицию Минстроя России, что требует незамедлительного решения задача создания государственной информационной системы для формирования государственных информационных ресурсов в электронном виде и информационного сопровождения градостроительной деятельности на всех уровнях власти (включая муниципальные ИСОГД) в сервис-ориентированной электронной среде для качественного выполнения государственных функций и предоставления государственных услуг, эффективного взаимодействия всех участников инвестиционно-строительного профессионального сообщества в открытом информационном пространстве.
6. Принять к сведению информацию Минстроя России о промежуточных итогах работы межведомственной рабочей группы по совершенствованию Федерального закона от 30.12.2004 № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации».
Работа ведется в двух направлениях:
1) Снижение доли средств граждан в финансировании жилищного строительства за счет:
• увеличения доли средств банков в финансировании жилищного строительства;
• увеличения доли собственных средств застройщиков.
2) Снижение рисков граждан при использовании их средств для финансирования жилищного строительства с разработкой механизмов, обеспечивающих:
• сокращение рисков граждан в схеме ЖСК;
• повышение ответственности за незаконные схемы;
• повышение требований к застройщикам;
• совершенствование государственного контроля;
• учет средств дольщиков;
• целевое использование средств дольщиков;
• развитие института проектной декларации;
• информационную открытость.
Кроме этого, результаты обобщения региональной практики контроля за долевым строительством показали, что в одних регионах деятельность органов контроля совмещается с выработкой госполитики, в других - с государственным строительным надзором. Это означает, что требуется упорядочить структуру органов контроля.
7. Принять к сведению информацию НОПРИЗ о проведении 12-13 ноября 2015 года в Москве Научно-практической конференции по теме «Перспективы развития градостроительства в России: территориальное планирование, информационное моделирование и эффективная экономика» и Торжественной церемонии подведения итогов профессионального конкурса на лучший инновационный проект. Регистрация на мероприятие проводится на официальном сайте НОПРИЗ www.nopriz.ru.
8. Обратить внимание на письмо Минфина и Минэкономразвития России от 6 октября 2015 года (представлено в материалах заседания), разъясняющее совместную позицию министерств по условиям, необходимым для начала процедур закупок в рамках Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».