На своём очередном заседании депутаты, среди прочих вопросов, согласовали проекты федеральных законов. Среди них были 4 законопроекта, разработанных депутатами фракции КПРФ в ГД РФ. Все эти проекты, благодаря активной позиции депутатов-коммунистов регионального парламента и их грамотной работе в профильных комитетах, получили поддержку областной Думы. Об одном из них хотелось бы рассказать подробнее.
В этом году в Монино состоялись досрочные выборы в местный Совет депутатов. Конкуренция была высокая – на 15 депутатских мандатов претендовали 74 кандидата. На 10 избирательных участках были зарегистрированы 491 наблюдатель и 45 членов комиссий с совещательным голосом. Этот факт вроде бы положительный. Ведь основной функцией наблюдателя является обеспечение общественного контроля за ходом голосования. По действующему закону каждый кандидат или партия, выдвинувшая кандидата, могут назначить в одну и ту же участковую избирательную комиссию неограниченное число наблюдателей. Но в одно и то же время на одном избирательном участке от кандидата или партии может быть не более одного человека. Поэтому наблюдатели меняются в течение дня, организовывая свою работу поочередно. Одно и то же лицо может быть назначено наблюдателем одновременно в несколько избирательных комиссий. Помимо наблюдателей, в каждой участковой избирательной комиссии от партий, участвующих в выборах, присутствует член участковой комиссии с правом совещательного голоса.
Так вот в Монино была зафиксирована практика сбора голосов партией власти методом «наблюдатель на час». Данная технология достаточно активно использовалась именно на выборах 13 сентября 2015 года. Смысл её в том, что под видом заключения договора об осуществлении полномочий наблюдателя кандидаты совершали подкуп большого числа избирателей, которые предъявляли в избирательную комиссию документ о направлении их в качестве наблюдателя, голосовали за нужного кандидата и покидали избирательный участок. Аналогичная ситуация имела место и с членами комиссии с правом совещательного голоса. По закону полномочия члена комиссии с правом совещательного голоса могут быть досрочного прекращены и переданы другому лицу. Ограничений по количеству таких замен нет.
В результате нарушается принцип честной политической борьбы, результаты выборов фальсифицируются. Кроме того, существенным образом затрудняется работа избирательной комиссии, ведь искусственно создаётся дополнительная нагрузка – постоянное оформление направлений мнимых наблюдателей и оформление членов комиссии с правом совещательного голоса.
На устранение этих негативных последствий имеющегося в выборном законодательстве пробела направлена инициатива фракции КПРФ в ГД РФ. Депутаты Государственной Думы Г.А. Зюганов, В.И. Кашин, А.Ю. Русских, Н.В. Арефьев, И.И. Никитчук внесли законопроект, предлагающий ограничить общее количество наблюдателей, представляющих интересы одной политической партии, или одного кандидата, разрешив им назначать в каждую комиссию не более пяти наблюдателей. Этого числа будет достаточно, чтобы, с одной стороны, реально контролировать ход выборов, т.е. поочередно осуществлять наблюдение за проведением голосования, подсчетом голосов, определением результатов выборов, референдума. Предлагается также ограничить количество замен членов комиссии с правом совещательного голоса.
При обсуждении законопроекта на заседании профильного комитета депутат А.П. Галдин, который не по наслышке знает о применяемых технологиях фальсификаций в ходе проведения выборов, добился, что бы этот законопроект в силу его очевидной направленности на предотвращение нарушений избирательного законодательства, достижение прозрачности выборного процесса был поддержан на заседании Комитета по вопросам государственной власти и региональной безопасности. Поддержали его и депутаты Московской областной Думы.
Известно, что фракция в Мособлдуме имеет право поставить законопроект, решение по которому профильного комитета не соответствует мнению фракции, на альтернативное голосование. И на заседании областной Думы депутатам предлагается выразить своё мнение непосредственно по данному законопроекту.
Этим правом воспользовались депутаты – коммунисты в ходе согласования законопроекта «О внесении изменений в статью 2 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» разработанного правительством РФ. Подзаголовок этого законопроекта гласит: «в части расширения форм проведения публичных мероприятий». Суть же не в расширении форм, а в ограничении права граждан на выражение своего мнения. В самом деле, принятие данного законопроекта приведёт к тому, что расширится список мероприятий, организация которых возможна только с разрешения властей, соответственно, сузится возможность для граждан публично выразить своё отношение к тем или иным событиям без «одобрения» сверху.
Проектом закона предлагается считать автопробеги демонстрациями, а установленные в общественных местах быстровозводимые сборно-разборные конструкции – пикетированием. Соответственно, для проведения этих публичных акций будет требоваться разрешение властей.
Это уже не первая правительственная инициатива по ужесточению законодательства в отношении публичных акций. Федеральный закон «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» был принят в 2004 году. Пожалуй, наиболее резонансное изменение, внесённое в этот закон, вызвавшее множество критических отзывов, произошло в 2012 году, когда, в частности, были многократно увеличены штрафы за нарушения в ходе массовых мероприятий. Особое возмущение вызвала скорость принятия поправок. Госдума голосами партии власти приняла закон сразу во втором и третьем чтении в течение одного дня, на голосование по каждой из более, чем 350 поправок было отведено по 5 секунд. На следующий день закон был уже одобрен Советом Федерации.
Были приняты поправки, ужесточающие закон, и в прошлом году.
Совершенно понятно, что в преддверии больших выборов 2016 года, законодательная поправка, позволяющая власти разрешать или запрещать проведение ещё большего числа публичных акций, вносится правительством в рамках борьбы с оппозицией.
Очевидно и то, что власть боится роста протестных настроений. В пояснительной записке говорится о том, что протестные акции с установлением палаточных городков прошли во многих регионах страны, а в 27 субъектах РФ состоялось 126 мероприятий с использованием 1,5 тыс. транспортных средств. Руководствуясь «заботой о сохранении общественного порядка», правительство ужесточает закон о митингах.
Но проводимый правительством курс неминуемо ведёт к социальному взрыву. И тогда уже никакие законодательные ограничения митингов и других протестных акций не помогут.
Согласно опросам ВЦИОМ протестный потенциал россиян сейчас пока невелик. Но, тем не менее, в последние месяцы фиксируется медленный, но неуклонный рост общественного протестного потенциала, а, главное, личного. Т.е. на вопрос «Если в нашем городе/сельском районе состоятся массовые акции протеста, выступления против падения уровня жизни, несправедливых действий властей, в защиту своих прав, Вы лично примете в них участие или нет?» граждане России всё чаще отвечают утвердительно.
В самом деле, рост цен на продукты, лекарства, ЖКХ и пр., одновременное реальное снижение зарплат, замораживание социальных льгот, всё более широкая коммерциализация здравоохранения и образования, ведут к падению и так невысокого уровня жизни большинства россиян. На этом фоне ещё более цинично выглядят зарплаты руководства госкорпораций, траты чиновников. Политика правительства, когда богатые становятся богаче, а бедные беднее, его неспособность и нежелание решать экономические и социальные проблемы страны, реально бороться с коррупцией – вот главная причина роста социальной напряжённости.
Вполне ожидаемо, что этот законопроект был одобрен профильным комитетом. Фракция КПРФ, не согласившись с этим решением, вынесла его на альтернативное голосование. На заседании выступили А.П. Галдин, Н.Н. Еремейцева, А.А. Наумов. Депутаты справедливо указывали на недопустимость поддержки этого законопроекта, непродуманного и непроработанного. Тем не менее, он был поддержан парламентским большинством областной Думы, против голосовали только депутаты фракции КПРФ.