В ноябре по всей стране прокатились массовые акции протеста, вызванные решением правительства собирать плату с большегрузных автомашин за проезд по федеральным трассам. В первой акции, которая прошла 11 ноября, участвовали водители большегрузов из 18 регионов страны, во второй, прошедшей 18 ноября – уже 40 регионов. Водители перекрывали трассы, проводили митинги и пикеты. Экономические требования перерастали в политические. Не на шутку испугавшись, власть в лице Роскомнадзора заблокировала сайт «Рабочий путь», на котором можно было узнать, кто и где выходит на акцию протеста. Зазвучали истерические обвинения в принадлежности водителей к «пятой колонне».
При этом власть и её сторонники как-то забыли, что среди водителей много частников. И они платят налоги как индивидуальные предприниматели, кроме того, транспортный налог и налог в топливе. За последние годы значительно выросли расходы по страховкам ОСАГО, на ГСМ, резину и запчасти, стоянку и автомойку. Обязали иметь счёт в банке, за ведение которого надо платить, независимо от того, есть прибыль или нет. И тут ещё заставляют ПЛАтить за ТОНну. Катастрофические масштабы этого побора станут понятны, если учесть, что, согласно экспертным оценкам, средняя ставка за один километр составляет примерно 35 рублей. Таким образом, плата в 3,5 руб. за 1 км пробега (примерно столько, сколько предполагают собирать с марта следующего года) составляет 10% от стоимости услуг перевозки.
Налицо очевидное стремление власти, несмотря на все её разговоры о развитии малого предпринимательства, задушить этот сектор.
Но если для большинства перевозчиков вводимый побор может стать непосильной тяжестью, то для Автодора прогнозируемая добавка в 40 млрд. рублей – капля в море. Бюджет Федерального дорожного фонда, складывающийся из акцизов на топливо, в 2014 году составил 578 млрд. руб., в 2015 году – 622,5 млрд. руб. С учетом региональных фондов, которые финансируются также за счет транспортного налога, общий дорожный бюджет составил в прошлом году 1,4 трлн. руб. Таким образом, плата за проезд добавит к нему менее 3%.
Откуда вообще взялся этот «Платон»? По данным Росстата, количество зарегистрированных в стране грузовых автомобилей за последние 15 лет увеличилось на 41%, а легковых автомобилей – на 113,5%. Это существенно повысило нагрузку на дорожное покрытие, кроме того, встал вопрос о дефиците дорог. И вроде бы для того, чтобы привлечь дополнительные деньги на строительство новых и ремонт старых дорог, решили брать деньги с тех, кто особенно сильно портит дороги – с грузовиков массой более 12 тонн. Всего в стране их примерно 2000000, принадлежащих россиянам, и 400000 – иностранцам.
Однако, по подсчётам экспертов, государство ежегодно получает с водителя – индивидуального предпринимателя порядка 1,5 млн. руб. различных сборов, из которых практически 80% составляют акцизы на топливо. Таким образом, они достаточно тратят на содержание дорог.
По статистике длина дорог общего пользования в России – 1,4 миллиона километров. Из них на федеральные трассы приходится 51 тысяча километров, на региональные – 503 тысячи километров, на местные – 842 тысячи километров. Росавтодор постоянно жалуется на недостаток денег. Но проверки Счётной палаты показали, что большинство проблем не из-за денег, а из-за неэффективного управления финансами, из-за чего деньги теряются, тратятся впустую, доходят с опозданием (или вовсе не доходят).
Так, в 2015 году на реализацию проекта ЦКАД в общей сложности было направлено 39 млрд. рублей. Из них 21,7 миллиарда – это средства Фонда национального благосостояния. Несмотря на наличие средств, строительство первого пускового комплекса и не начиналось, хотя соглашение было заключено более года назад. Как выяснила Счетная палата, средства ФНБ «Автодором» разместил на своём счёте в Газпромбанке.
По данным учёных Исследовательского института глобализации и устойчивого развития Академии МНЭПУ, Россия по состоянию дорог среди 139 стран занимает 125–е место, хотя на содержание 1км трассы выделяется ровно столько, сколько и в Финляндии, которая занимает 13–е место в мире. По их подсчётам, одной из самых дорогих в мире является дорога Адлер – Красная Поляна, длина которой 48 км. Стоимость одного километра данной дороги – около 140 млн. долл.
Таким образом, прежде чем брать плату с водителей, необходимо уничтожить коррупцию и разобраться, как и куда идут немалые бюджетные деньги, выделяемые на строительство и ремонт дорог. Давно пора ужесточить контроль и ответственность, заставить дорожников давать гарантии, пересмотреть регламенты и стандарты.
Теперь о том, куда же конкретно пойдёт плата за проезд. Госкорпорация, должная отвечать за дороги (но не отвечающая за них), заключила концессионное соглашение сроком на 13 лет с созданной год назад компанией «РТ–Инвест Транспортные системы». Именно эта компания будет отвечать за сбор платежей и работу системы Платон. И только за это ей будут ежегодно перечислять 10,6 млрд. рублей. РТИТС в равных долях принадлежит созданной госкорпорацией «Ростех» инвестиционной компании и И.Ротенбергу. Собственно последний и будет основным выгодополучателем. Столь откровенное стремление олигархов создать новые способы отъёма средств в свою пользу присуще скорее далёкому средневековью, когда отдавали на откуп прибыльную отрасль какому-нибудь фавориту, товарищу юношеских лет или сыну бывшего спарринг–партнёра. Вот в это прошлое и стремится нынешняя власть вогнать всех нас.
К каким последствиям приведёт взимание платы с большегрузов?
Первое, и самое очевидное. В результате таких нововведений цены вырастут практически на всё. По некоторым оценкам рост составит от 15% до 30%. По подсчетам того же Минтранса, доля транспортных издержек в цене продукции сейчас составляет 16%. Введение платы за проезд для грузовиков повысит себестоимость перевозок для средней компании на 10%. Свои издержки она, естественно, заложит в цену услуги, и доля транспортных издержек в России превысит 20%.
Второе. Разорение многих индивидуальных перевозчиков. В то же время достаточно крупные компании вполне могут заменить один тяжелый грузовик двумя легкими, что скажется на интенсивности движения на наших итак перегруженных дорогах.
Третье. «Удачный» опыт приведёт к стремлению и дальше тянуть деньги с реальных работников – оплату введут не только для больших грузовиков, да и регионы захотят заработать. Тем более известно, что ещё в октябре 2014 года в Минтрансе прорабатывали предложение о введении платы за проезд по федеральным дорогам для автомобилей массой более 3,5тонн, с перспективой распространения платы за проезд таких автомобилей и по региональным дорогам.
Четвёртое. Если каждый регион начнёт вводить свой налог по проезду по региональным дорогам, это приведёт к уничтожению единого экономического, да и не только, пространства страны.
Что ещё надо вспомнить. В 2011 году был принят закон №68–ФЗ, который и подвёл законодательную основу под внесение платы с грузовиков, имеющих массу свыше 12 тонн. В пояснительной записке указывалось, что «основаниями для введения системы возмещения вреда… являются положения Транспортной стратегии…, реализация которой, в частности, предполагает расширение элементов платности в использовании объектов транспортной инфраструктуры». И эта Транспортная стратегия, и Федеральный закон были приняты проправительственным большинством в ГД. Например, за закон 25 марта 2011 года дружно проголосовали практически все единороссы (307 «за», 1 «против» и 4 депутата не голосовали) и эсеры (37 из 38 депутатов проголосовали «за», один воздержался).
И сейчас однопартийцы тех, кто в 2011 году продавил принятие столь разрушительного закона, пытаясь то ли искренне минимизировать негативные последствия, то ли стремясь оседлать волну народного гнева, вносят в ГД различные законопроекты по снижению штрафов, разрешению платить после окончания маршрута и т.п. Но все их предложения, по сути только откладывают на время полномасштабный грабёж на дорогах. Например, пока штрафовать будут только в Московской области, но только потому, что лишь здесь установлены в достаточном количестве стационарные контрольные рамки. Когда их установят по всей стране (почти 500 штук), вот тогда и будут созданы условия для взимания штрафов. Снижен размер оплаты, но только до марта следующего года, видимо в надежде, что к этому времени все успокоятся.
Депутаты-коммунисты предпринимают все меры для защиты прав дальнобойщиков. Всем понятно, что дополнительные поборы несправедливы и неизбежно приведут не только к росту потребительских цен, не только к разорению индивидуальных предпринимателей, удару по малому и среднему бизнеса, но и к массовым социальным волнениям.
Фракция КПРФ в Государственной Думе внесла предложения, как реально увеличить поступления в бюджет, снизив градус социального недовольства – заменить плоскую шкалу налогообложения на прогрессивную. Это сразу бы дало 5 триллионов прибыли в бюджет. Но действующее правительство и аффилированная с ним партия «ЕР» предпочитают путь экономического и социального разрушения, наносят непоправимый ущерб российской экономике, снижают жизненный уровень граждан, разрушают обороноспособность и всю систему безопасности Российской Федерации. И это в то время, когда Россия находится на острие противостояния с мировым террором и его создателем – англо-американским империализмом.
Сегодня всем очевидно, что только смена нынешнего кабинета министров правительством национальных интересов, правительством народного доверия позволит преодолеть политику упадка, деградации и глубочайших социальных расколов.