Программа расселения ветхого жилья в Подмосковье завершается досрочно. Такие заголовки в конце прошлой недели появились в областных средствах массовой информации. Население, по идее, должно радостно хлопать в ладоши и заводить тесто для праздничных пирогов. Но повод ли это для радости?
Программа переселения граждан из ветхого жилья в новое была рассчитана на несколько лет и должна была закончиться к концу будущего года. Но Подмосковье решило, что готово завершить начатое до 1 января 2016 года, то есть в оставшиеся два месяца, – об этом говорится в сообщении пресс-службы заместителя председателя правительства Московской области Германа Елянюшкина.
В эту программу были включены все аварийные дома, которые были признаны таковыми до 1 января 2012 года. Хотя споров в области возникало много: дом вроде бы аварийный и рушится на глазах, а его ветхим не признают и расселять не торопятся.
Будут споры и теперь. Улица Зеленая в городе Чехове, скорее всего, снова под расселение не попадает, так как следующая программа, рассчитанная уже на 2016–2020 годы, составлена, объекты определены и их общая площадь составляет 228 тысяч квадратных метров (после 1 января 2012 года аварийными в регионе были признаны 550 многоквартирных домов). Сумма, которая потребуется для осуществления программы, по словам того же Елянюшкина, составляет 9 млрд рублей.
А что же с реализацией программ переселения и расселения в Чеховском районе?
По бумагам, благодаря переносам сроков и заключению дополнительных соглашений с застройщиками, быть может, дебет с кредитом и сойдется, не имеем чести знать. Но вот на деле полностью расселили только дом №17 по Квартальной улице. Если не считать одной семьи, которая не хочет выезжать из своей старой квартиры, требуя лучших условий.
Но Квартальной повезло – накануне прошлогоднего июльского визита в город губернатора Воробьева, которого водили по Чехову, демонстрируя то да се, ребенка на Квартальной едва не убило рухнувшим потолком. Конечно, губернатор взмахнул рукой, и работа закипела. Глава Юдин сразу назначил встречу с жителями, чтобы их успокоить. Кроме того, по тогдашним словам главы района, на Квартальной планировалось строительство нового дома, и он даже обещал познакомить переселенцев с инвестором.
Хотя какое уж тут спокойствие? Подобные 17-му дома были расселены годы назад, а этот все стоял.
Но за год людей из этого злополучного дома с земляными полами и падающими на детей потолками действительно расселили. Только одна семья сопротивляется переезду, не желая ехать в Губернский. Ведь именно туда, а еще на Лопасненскую переселили бывших жильцов дома 17. То есть фактически из центра города – на выселки. Понятно, что не до жиру, когда дом вот-вот рухнет, но как-то не очень красиво получается.
Зато в центре города освободилась земля под какое-нибудь строительство очередного очень красивого и очень многоквартирного жилого комплекса.
А вот бараки в Офицерском поселке до сих пор в подвешенном состоянии, особенно те, которые расположены за железнодорожной линией и которые периодически в нужные моменты в адресные программы расселения ветхого фонда включают, а в иные моменты исключают из нее. Не так давно сроки реализации «Муниципальной адресной программы по застройке микрорайона «Олимпийский» на период с 2007 по 2012 год» были перенесены на 2015 год.
Улица Зеленая и ее обитатели и вовсе не могут получить ни одного внятного ответа от власти на свой вопрос о том, почему их дом не признается аварийным, хотя деревянные перекрытия сгнили, крыша проваливается, полы ходуном ходят, унитазы падают на головы соседям снизу, а канализации просто нет.
Заметьте. В защиту этих несчастных людей не выступает никто из горожан. В нашем обществе, любящем себя нахваливать и констатировать факт присутствия в каждом из представителей высокопробнейшего свойства духовности, каждый предпочитает не будить лихо, пока тихо, сидеть себе и починять примус, потому как его лично эта история не касается. Посокрушаться в социальных сетях мы можем. А поддержать ближнего своего – фигушки. Напряжно. Еще ведь и побить могут.
Те, кто сидят на облачке власти, врут нам в глаза, а мы этой росой умываемся. Ей богу, мы заслуживаем ту власть, которую имеем.
Эти не вошли в ту программу, те не вышли из этой, а потому не могут быть включены, тамошние и вовсе требуют слишком много – обнаглели, что характерно. Так у нас получается. А должно быть так: есть ветхий аварийный дом – расселяйте. И никаких велосипедов изобретать не нужно.
Что же необходимо сделать, чтобы программа расселения оказалась успешной? Нужно прекратить плодить ветхие дома, то есть в наших условиях и при наших способных мальчишках и девчонках у власти – упорно не признавать аварийное аварийным.
Случай с домами на Зеленой улице, где на головы соседей снизу падают унитазы соседей сверху, но дом аварийным не признается, а его износ, согласно выводам комиссии чеховского БТИ, составляет 45%, – яркий тому пример. Это очень удобная схема: нет предмета обсуждения – нет самого обсуждения – нет поводов для беспокойства.
Но гадость нашей с вами ситуации состоит в том, что сколько бы они, сидящие наверху, ни прятали свои головы в песок, под подушку, в подмышку любимой секретарши или в места более интимные, унитазы на головы в ветхих лачугах падать не перестанут. Более того, падать они будут чаще в силу объективной причины – и без того разваливающийся жилой фонд продолжит стремительно ветшать.