Изменения, внесенные в 2014-15 годах в федеральный Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» существенно скорректировали систему организации местного самоуправления.
Были значительно расширены полномочия субъектов РФ по организации местного самоуправления.
Регионы получили право перераспределять полномочия между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта и определять порядок избрания главы муниципального образования.
Федеральным законом был значительно сокращен перечень вопросов местного значения сельских поселений.
Эти изменения вызвали не однозначную реакцию в муниципальном сообществе. Ведь Конституцией РФ и Федеральным законодательством местное самоуправление определяется, как форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения. Соответственно у народа возникли закономерные вопросы – как же он, народ, будет осуществлять эту самую власть и самостоятельно и под свою ответственность решать вопросы местного значения.
Получив дополнительные полномочия, ряд регионов поспешили отказаться от прямых выборов глав муниципалитетов. В Московской области также был принят областной закон, которым устанавливался индивидуальный для каждого муниципалитета порядок избрания глав местного самоуправления. В Московской области 326 муниципальных образования, из них: 39 городских округов, 29 муниципальных районов,101 городское поселение, 157 сельских поселений. Причем выборы глав в каждом муниципалитете проходят по одной из четырех систем: Глава избирается на муниципальных выборах, входит в состав Совета и исполняет полномочия председателя; Глава избирается на муниципальных выборах и возглавляет местную администрацию; Глава избирается Советом из своего состава и исполняет полномочия его председателя; Глава избираться Советом из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией, и возглавляет местную администрацию.
Такой подход обосновывался спецификой каждого муниципалитета. В результате, исходя из сиюминутных интересов, по отдельным муниципалитетам порядок избрания глав не однократно изменялся.
Конечно такая ситуация не способствует стабильной работе органов местного самоуправления. Острую дискуссию вызвал установленный законом отказ от прямых выборов глав в ряде муниципалитетов, особенно на поселенческом уровне. В районах и городских округах не прямые выборы глав как-то объяснимы - они выполняют значительное количество государственных полномочий. В поселениях ситуация иная - этот уровень местного самоуправления решает вопросы и проблемы касающиеся повседневной жизни граждан. Соответственно жители хотят непосредственно влиять на принятие решений и сами избирать главу поселения. Отказ от выборов глав сельских поселений, вообще не выдерживает критики. В сельских поселениях все друг друга знают. Поэтому, установление законом области не прямых выборов в 6 сельских поселениях закономерно вызвало негативную реакцию. Депутаты-коммунисты в Московской областной Думе выступили против отмены прямых выборов в сельских поселениях. К сожалению, депутаты других фракций нас не поддержали. Совет депутатов сельского поселения «Совхоз им. Ленина» внес в Московскую областную Думу законодательную инициативу, которой сохраняются прямые выборы глав поселений. В настоящее время законопроект находиться на стадии предварительного рассмотрения.
Если в Подмосковье индивидуально устанавливался порядок выборов главы для каждого муниципалитета, то в ряде регионов решили полностью отказаться от прямых выборов. Депутаты фракции КПРФ в Государственной Думе оспорили в Конституционном Суде правомерность отказа от прямых выборов. В своем постановлении от 1 декабря 2015 года № 30-П Конституционный суд указал на недопустимость произвольных решений со стороны субъектов Российской Федерации при реализации муниципальной реформы. Конституционный суд признал допустимым устанавливать законами региона не прямые выборы в районах и городских округах. В то же время поселениям должно быть предоставлено право самим своими уставами определять способ избрания главы. Поэтому, если по уставу поселения глава избирается на прямых выборах, то такой порядок сохраняется. В поселениях, в которых предусмотрена иная система выборов, советы депутатов могут внести изменения в устав и вернуть прямые выборы главы. В связи с постановлением Конституционного Суда в Московской области разрабатывается областной закон, предусматривающий единые подходы к выборам глав муниципальных образований.
Прямые выборы глав имеют особую ценность в системе местного самоуправления, а на уровне поселений они наиболее предпочтительны для населения.