С 1 января 2017 года вместо графы «Сбор и вывоз отходов» в квитанциях появится новый коммунальный платеж – так называемый «налог на мусор». Его размер определят власти субъектов РФ — он будет ниже, если мусор сортируется. Получателем денег и собственником отходов станет монополист — региональный оператор по обращению с отходами. Размер «налога на мусор» установят региональные власти, приведет ли это к повышению или понижению тарифа? Как «налог на мусор» поможет снизить объем мусора и максимально вовлечь его во вторичный оборот? Означает ли это, что вывозить отходы, которые подлежат утилизации, будут бесплатно?
Комментарий председателя Комитета Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии Владимира Кашина:
«Для начала хотел бы уточнить, что неправильно называть коммунальный платеж «налогом». Коммунальная услуга предоставляется гражданам для обеспечения их нормальной жизнедеятельности. Удаление мусора из мест проживания – необходимость, задача органов власти и управляющих организаций – обеспечить экологически безопасное обращение с отходами за экономически справедливую цену. Именно с этой целью и проводится сейчас реформа системы обращения с твердыми коммунальными отходами (ТКО) и приняты соответствующие законодательные изменения.
В целом хочу сказать, что принятый в декабре 2014 года закон № 458-ФЗ направлен на наведение порядка в сфере обращения с отходами. Очевидно, что текущая ситуация не позволяет откладывать решения в «долгий ящик». Я имею ввиду и ежегодное увеличение объемов образования отходов, ежегодно свыше 5 млрд. тонн, и тысячи несанкционированных свалок — источники повышенной экологической опасности и многие другие проблемы. Что касается сферы коммунальных отходов, то сейчас эта деятельность не регулируется государством. Соответственно цена на услуги по вывозу ТКО для граждан зависит от договоренности между управляющей компанией и транспортной организацией. И, конечно, здесь возникает много вопросов — куда везут мусор, кто и сколько платит за это и так далее.
Да, действительно с 1 января 2017 года все субъекты Российской Федерации должны обеспечить перевод жилищной услуги по вывозу ТКО в коммунальную услугу. По этой причине граждане и платят по-разному, стоимость услуги очень разная, но в среднем, исходя из статистических данных, составляет 2,48 рубля за квадратный метр. Новая строка в квитанции на коммунальные услуги позволит получить несколько положительных социально-экономических последствий.
Во-первых, реализовать принцип «мусорят люди, а не квадратные метры».
Во-вторых, обеспечить прозрачность услуги по обращению с ТКО.
В-третьих, возможность уточнения платы по факту проживания в жилом помещении, а также получения льгот на оплату коммунальных услуг.
В-четвертых, установление долгосрочного тарифного регулирования в сфере обращения с ТКО.
В-пятых, решить проблему оплаты вывоза ТКО юридических лиц, осуществляющих свою деятельность в многоквартирном доме.
В-шестых, обеспечить ответственность за обращение с ТКО на граждан, проживающих в частном жилом секторе.
В результате проведения реформы в сфере ТКО мы ожидаем снижение платы для граждан минимум на 10-15% от текущей цены. Плата за вывоз ТКО будет зависеть от норматива накопления ТКО и установленного региональной властью долгосрочного тарифа. Это позволит привлекать инвесторов в эту сферу, обеспечивая его гарантированным потоком отходов. Именно отсутствие таких гарантий тормозит сейчас развитие отрасли обращения с коммунальными отходами.
Кстати, принятый закон № 458-ФЗ предусматривает установление дифференцированных тарифов, например, при осуществлении раздельного накопления отходов. Будут ли при этом граждане платить меньше? Да, если региональные власти предоставят населению возможность собрать полезные фракции отдельно и тем самым сократить поток вывозимого мусора. Также они должны обеспечить расчет услуги исходя из фактических объемов, а не нарисованных на бумаге. Для этого нужны эффективная система учета потоков и обязательный надзор за объектами обращения с отходами – сортировочными станциями, перерабатывающими заводами и, конечно, полигонами. Например, в Московской области планируется использование системы ГЛОНАСС для отслеживания потоков ТКО. Грамотное и давно назревшее решение.
Насчет «бесплатного» вывоза…Да, упомянутый мной закон так и задумывался, что если есть спрос на вторичное сырье – макулатуру, стеклобой, металлы, разные виды упаковки, то необходимо создать условия, чтобы заводы указанное сырье получили, а граждане при этом платили меньше. Спрос на вторсырье есть. Вопрос только в управлении, поэтому «спрос» сейчас с региональных властей. Необходимо грамотно воспользоваться своими новыми полномочиями и создать справедливую и эффективную систему обращения с ТКО в каждом конкретном регионе.»