23 марта 2016 года в Московской областной Думы состоялось заседание Координационного Совета депутатов-коммунистов Московской области. В обсуждении эффективных решений проблем, возникающих при проведении капитального ремонта многоквартирных домов, принял участие депутат Мособлдумы Виталий Федоров.
В 2013 году был принят Закон Московской области N 66/2013-ОЗ "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах". В региональную программу капитального ремонта Московской области вошло 44540 домов общей площадью 166,4 млн. КВ. М.
В настоящее время на законодательном уровне предусмотрено два пути формирования фонда капитального ремонта. В первом случае жильцы перечисляют средства региональному оператору, который расходует их согласно Программе. Второй путь – создание специального счёта, средства с которого будут направляться на капремонт конкретного дома.
В 2014 году мероприятия по капремонту осуществлялись в пилотном режиме: ремонтировались объекты лифтового хозяйства и фасады. Было отремонтировано 932 многоквартирных дома. Взнос на капитальный ремонт составлял 7 руб. 30 коп.
С 2015 года система заработала в Московской области уже в полноценном виде. Повысились и взносы до 7 руб. 80 коп.
В 2016 году взнос на капитальный ремонт общего имущества дома в Московской области составляет 8,3 рубля за квадратный метр общей площади.
Предлагаю Вам заслушать информацию по капремонту, озвученную официальными лицами.
Генеральный директор Фонда капремонта Андрей Чернышин сообщил, что с мая 2014 года по март 2016-го было собрано 17,34 млрд. рублей взносов. Из них на реализацию программы израсходовано 7,99 млрд. рублей. Всего за прошедший 2015 год было капитально отремонтировано 2913 жилых домов. В частности:
1. заменено 2137 лифтов в 759 домах;
2. произведён ремонт крыш на 1467 объектах;
3. отремонтированы фасады 377 домов;
4. модернизированы внутренние инженерные коммуникации 305 домов. Планируется в 2016 году всего отремонтировать 2391 МКД, в том числе 553 МКД комплексно 1838 МКД выборочно.
Беглый анализ озвученного позволяет сказать, что эффективность проведения капитального ремонта по первому варианту (из средств «общего котла») оставляет желать лучшего!
Из 17,34 млрд. рублей взносов на реализацию программы израсходовано только 7,99 млрд. рублей, т.е. меньше половины!
Также система сбора средств на капитальный ремонт в «общий котел» вызывает у жителей множество вопросов. На личных встречах в округах и в письменных обращениях люди сообщают, что не видят эффекта от платежей для своего многоквартирного дома.
Учитывая это, хочу отметить, что система не совершенна и нуждается в доработке. О предложениях в этой области и уже проделанной работе расскажу чуть позже.
Хочу отметить, что существуют проблемы в самом механизме реализации региональной Программы.
Это:
И участившийся отказ подрядчиков от выполнения работ и неявка на объявленные конкурсы из-за резкого роста стоимости строительных материалов; так из 753 лотов в 2015 году в 194 была подана одна заявка.
И отсутствие базы данных о техническом состоянии многоквартирных домов;
И неполный объём информации, предоставляемый управляющими компаниями.
Данные проблемы известны руководству области. Министр ЖКХ региона Евгений Хромушин, сам сообщал о данных трудностях, как о причинах переноса капремонта порядка 1700 объектов ремонта на 2016 год.
Однако, по сообщению Министрства ЖКХ в 2016 году работа будет вестись эффективней. Будет введена трёхуровневая система строительного контроля за выполнением работ подрядными организациями. Первичный контроль будет осуществляться Фондом капитального ремонта. Вторая стадия – за специально созданным подведомственным министерству ЖКХ учреждением, в которое входят 16 территориальных инспекций, за каждой из которых будет закреплена определённая территория. На третьем этапе за реализацией программы капремонта будут следить территориальные органы Госжилинспекции.
Также в процесс приёмки работы подрядчика будут добавлены представители муниципальных властей и, что немаловажно, - члены Совета дома или ТСЖ.
Планируется:
- переход к комплексному капитальному ремонту МКД ( не менее трёх видов работ);
- Введение дифференцированных расценок на работы по группам МКД исходя из материалов стен и этажности.
Это конечно позитивные изменения, но, отсутствие качественных изменений системы капремонта и по-прежнему нерешенные проблемы могут и в этом году привести к переносу сроков ремонта большей части объектов на будущие года.
Существует ряд проблем :
- Задержки в утверждении плана реализации региональной программы на 2016 год, а также необходимость актуализации программы с учётом новых требований, установленных федеральным законодательством (разделение на трехлетние периоды);
- Неудовлетворительное качество выполнения работ и случаи нанесения ущерба имуществу собственников помещений в связи с нарушением технологии и сезонности выполнения работ;
- Вопросы сохранения собранных денежных средств от инфляции;
- Срыв сроков проведения работ включая переносы на последующие периоды в рамках реализации региональной программы.
Как же улучшить существующую систему?
Во-первых, не урезать бюджет региона в таких острых областях, как «Жилищное хозяйство» и «Коммунальное хозяйство». Ведь средства собственников – не единственный источник формирования Фонда капремонта. Предусмотрен также принцип софинансирования за счёт бюджетов различного уровня, в частности Московской области. При рассмотрении проекта бюджета на 2016 год депутаты фракции КПРФ в Мособлдуме категорически возражали против сокращения расходов в данных сферах.
Во-вторых,совершенствование системы организации капремонта на законодательном уровне, а именно Закона Московской области «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Московской области».
Фракция КПРФ уже вносила свои конструктивные предложения в закон!
Почему средства жителей одного города или района должны расходоваться на ремонт объектов в других муниципальных образованиях? Фракцией была внесена поправка, предлагающая денежные средства, собранные внутри муниципального образования оставлять в данном муниципальном образовании. Однако «Единая Россия» поправку отклонила.
Ранее мной упоминался размер взноса на капитальный ремонт в Московской области на 2016 год - 8,3 руб. за квадратный метр общей площади.
Откуда берется такая цифра? Почему она разная в различных регионах нашей страны? Почему не учитывается мнение граждан, а решение принимается малой группой лиц?
Буквально на следующем заседании думы будет рассмотрен законопроект подготовленный фракцией КПРФ, который имеет целью изменение порядка установления минимального размера взноса за капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах на территории Подмосковья.
Взнос за капитальный ремонт заметно увеличил плату за жилое помещение для значительной части жителей Московской области. В этой связи стал актуальным вопрос о порядке определения размера такого взноса.
Кроме того, проектом передаются полномочия по установлению величины минимального взноса за капитальный ремонт из компетенции органов исполнительной власти Московской области в компетенцию Московской областной Думы. Такое право выбора альтернативного нормативно-правового акта предоставлено субъекту РФ положениям части 81 статьи 156 ЖК РФ.
Принятие данного проекта закона позволит повысить прозрачность и обоснованность определения минимального размера взноса за капитальный ремонт, который будет устанавливаться законом Московской области в срок не позднее 1 ноября года, предшествующего очередному.
Отнесение этого вопроса к полномочиям Московской областной Думы, как высшего органа законодательной власти Московской области, сделает принятие решений о минимальном размере взноса за капитальный ремонт более открытым и доступным для парламентского и общественного контроля, публичного обсуждения с участием независимых экспертов, институтов гражданского общества и позволит в большей степени учитывать интересы населения области.
Также, Московской областной Думой поддержан проект Федерального закона «О внесении дополнений в пункт 2 статьи 169 Жилищного кодекса Российской Федерации» в части освобождения на 50 % от обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт собственников помещений в многоквартирном доме старше возраста семидесяти лет и на 100 % от 80 лет и старше.
Кроме того, в настоящее время прорабатываются предложения по закреплению на законодательном уровне бесплатной установки счетчиков коммунальных услуг (для всех желающих жителей) в каждой квартире при проведении капремонта.
В третьих, как я упоминал начале, существует и другой путь для жителей – создание специального счёта, средства с которого будут направляться на капремонт конкретного дома.
По умолчанию миллиарды рублей, собранных с граждан, аккумулируются на общих счетах регионального оператора. С этого момента люди уже никак ими не распоряжаются. А дальше – лотерея: год, два, десять и более лет люди ждут ремонта.
Но, собирать деньги на капитальный ремонт все равно необходимо. Должно быть софинансирование капитального ремонта из бюджетов всех уровней. Бюджеты Московской области и муниципальных образований должны перечислять большую часть взносов на капитальный ремонт МКД.
Необходимо проводить консультации с инициативными жителями, на муниципальном и государственном уровнях оказывать поддержку гражданам, желающим создать ТСЖ и перечислять средства на счет многоквартирного дома.
Правительству Московской области необходимо обеспечить утверждение плана реализации региональной программы капитального ремонта на 2016 год, актуализированного с учетом предложений органов местного самоуправления, данных мониторинга технического состояния МКД.
Фонду капитального ремонта Московской области необходимо:
· обеспечить контроль за неукоснительным соблюдением сроков ремонтных работ, установленными договорами с подрядными организациями.
· представить в Московскую областную Думу отчёт о реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов в разрезе муниципальных образований. Мною сделан депутатский запрос по данному вопросу, но информация до сих пор не представлена.
· Повысить информационную открытость в части информирования собственников помещений о планируемых и проводимых работах по капитальному ремонту, а также оперативное взаимодействие с подрядными организациями исходя из жалоб жителей, привлечение председателей советов МКД и жилищных активистов в приемке работ.
· Рассмотреть возможность создания системы оперативного решения проблем контроля качества выполнения работ и обратной связи с привлечением на постоянной основе экспертов организации общественного контроля в сфере ЖКХ.
· необходимо развивать и поддерживать институты общественного контроля в сфере ЖКХ. Только народный и объективный контролер может оперативно выявить недостатки, которые не заметили… или не захотели заметить ответственные лица.
Например, общественная организация "Общественный контроль в сфере строительства и ЖКХ Московской области", возглавляемая членом общественной палаты Московской области от КПРФ Валерием Мамчуром, которая ведет работу с начала 2015 года, уже зарекомендовала себя в этом качестве.
Организация имеет общественные приемные в Дмитрове, Талдоме, Запрудне и Дубне. Силами общественной организации была создана группа консультантов из числа специалистов в данной сфере и юристов, которые готовы разъяснять гражданам положения законодательных актов, помогать вырабатывать алгоритм действий для решения той или иной проблемы. Для наиболее полного информирования и взаимодействия с жителями региона создан сайт Общественный-контроль.рф, где можно найти и нужную информацию, и позаимствовать опыт, и получить консультацию. Регулярно проводятся выездные проверки по жалобам жителей.
Действия общественников лучше всяких слов демонстрируют алгоритм работы народных контролеров, которые обеспечены для осуществления своей миссии всем необходимым, в том числе средствами фото- и видеофиксации.
Как депутат от фракции КПРФ, считаю, что работа с людьми, с общественниками - ключ к решению большинства проблем. И главное – у нас общая задача - Защита интересов жителей Московской области!
Подводя итог, хочу сказать, что у коммунистов есть четкое понимание проблем в области «Жилищного» и «Коммунального хозяйства» и есть конструктивные предложения по их решению!