24 марта 2016 года фракция КПРФ внесла на рассмотрение Московской областной Думы проект закона Московской области «О внесении изменения в Закон Московской области «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Московской области». Представлял законопроект заместитель председателя Комитетом Думы по вопросам строительства, архитектуры, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики, член фракции КПРФ В.В. Федоров. В ходе обсуждения в поддержку выступили депутаты-коммунисты Н.Н. Еремейцева, С.И. Зинина, А.П. Галдин и другие. Целью законопроекта являлось изменение порядка установления минимального размера взноса за капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах на территории Подмосковья.
В условиях роста тарифов ЖКХ, снижения уровня доходов, усиления налоговой нагрузки на рядовых граждан, повышения цен на продукты первой необходимости взнос за капитальный ремонт заметно увеличил расходы семейного бюджета значительной части жителей Московской области. В этой связи стал актуальным вопрос о порядке определения размера такого взноса. Тем более, что ставка постоянно растет. Если в 2014 году минимальный размер взноса составлял 7 рублей 30 копеек с одного квадратного метра общей площади, то уже в 2015 г. - 7.80, в 2016 - 8.30, а что будет дальше известно только одному Правительству!
Коммунисты предложили передать полномочия по установлению величины минимального взноса за капитальный ремонт общего имущества из компетенции органов исполнительной власти Московской области вкомпетенцию Московской областной Думы. Такое право выбора альтернативного нормативно-правового акта предоставлено субъекту РФ положениям части 8 статьи 156 ЖК РФ.
Принятие такой нормы позволило бы повысить прозрачность и обоснованность определения минимального размера взноса за капитальный ремонт. Отнесение этого вопроса к полномочиям Московской областной Думы, как высшего органа законодательной власти Московской области, сделало бы принятие решений о минимальном размере взноса за капитальный ремонт более открытым и доступным для парламентского и общественного контроля, публичного обсуждения с участием независимых экспертов, институтов гражданского общества и позволило бы в большей степени учитывать интересы населения области. Благо, что разброс собираемых взносов по России очень велик, от 3 рублей за квадратный метр общей площади в Питере до 15 в Москве!
Концепция законопроекта была поддержана профильным Комитетом Думы по вопросам строительства, архитектуры, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики, в состав которого входят члены фракции КПРФ Федоров В.В. и Еремейцева Н.Н.
Но Правительство М.О. выступило против. В замечаниях и предложениях заместителя председателя Правительства, подготовленных по поручению Губернатора был описан существующий порядок установления минимального размера взноса (через постановление Правительства). Однако не приведено доказательств его преимущества по сравнению с порядком, предлагаемым коммунистами. В основном идет ссылка на авторитет Методических указаний по установлению субъектом РФ минимального размера взноса, утвержденных приказом Минстроя России, где содержится целый ряд формул, используется множество исходных параметров (в т.ч. прогнозных) и расчетных показателей для различных типов многоквартирных домов в разрезе муниципальных образований региона. Однако многие формулировки указаний настолько расплывчаты и неоднозначны, что неизбежно допускают их субъективное толкование, и понятно, что эти толкования не в пользу населения. Поэтому оставлять исходные данные и результаты расчетов минимального размера взноса без парламентского и общественного контроля и независимой экспертизы фракция КПРФ в МОД посчитала недопустимым. В пользу этого подхода говорит и то обстоятельство, что такой порядок уже действует в двух регионах РФ – Волгоградской и Калининградской областях, где минимальный размер взноса ежегодно устанавливается отдельным законопроектом, в отношении которого проводится общественная экспертиза в соответствии с законом об общественной палате субъекта РФ.
Но парламентское большинство Московской областной Думы, в лице «Единой России», решило, что определение и установление минимального размера взноса, а фактически – всеобщего нового налога на капитальный ремонт нужно по-прежнему оставить на бесконтрольное усмотрение чиновников органов исполнительной власти. Проект закона был отклонен. Тем самым единороссы исключили общественное обсуждение по важнейшему вопросу, ставшему предметом острых дискуссий в обществе.
Да благо бы, если собираемые деньги эффективно использовались. Так нет. Из 97 миллиардов собранных в России средств на капремонт израсходовано только 27, т.е. чуть больше четверти. Примерно так же обстоят дела в Московской области. Из 17.34 млрд. поступивших на счета Фонда (который является некоммерческой организацией) использовано на реализацию программы только 7.99 млрд., т.е. меньше половины! Люди не понимают, куда уходят их деньги? В чьих интересах они крутятся в банках?
Возникает правомерный вопрос. Так, может и взнос у нас сильно завышен? И его нужно в половину уменьшить, если Правительство Московской области даже не в состоянии их освоить?
К сожалению, это не первый, да и наверняка не последний пример, когда правящая партия со своими сторонниками блокируют законопроекты подготовленные коммунистами в интересах своих граждан.
Как будут дальше развиваться события в стране и родном Подмосковье покажет время. Впереди выборы. Кто выиграет – олигархат или трудовая Россия зависит от позиции каждого.