- Шахбала Вейселович, как строится ваша депутатская работа?
- Работа депутата областной Думы строится по двум направления. Первое - это работа в Думе на заседаниях, в комитетах, рабочих группах. Второе направление - работа в избирательном округе по решению как общих, так и конкретных проблем избирателей.
-Каковы главные приоритеты?
-Главным приоритетом я считаю достижение тех задач, которые легли в основу-предвыборной программы КПРФ. Они обсуждались на многочисленных встречах сизбирателями в качестве их наказов.
-И даже в том случае, если это не совпадает с мнением большинства?
-Наша фракция открыто заявляет о своей позиции, даже если она не совпадает с мнением большинства. Можно привести следующий пример. На одном из первых заседаний Думы (апрель 2007 года) наша фракция предложила включить в повестку дня вопрос об обращении к Президенту РФ. Вопрос был связан с символом Знамени Победы. Дело в том, что Государственная Дума ФС РФ голосами фракции «Единая Россия» и ЛДПР приняла законопроект, согласно которому с символа Знамени Победы убрали серп и молот. Верхняя палата Федерального Собрания отклонила законопроект, но Государственная Дума повторно проголосовала и отправила этот законопроект на утверждение Президенту. Мы предложили обсудить обращение к Президенту, в котором просили его не подписывать указанный законопроект. Фракция «Единая Россия» высказалась против включения данного вопроса в повестку дня, и в знак протеста наша фракция (фракция КПРФ в областной Думе) в полном составе покинула зал заседаний.
-В составе какого комитета Мособ-лдумы вы работаете?
-Я вхожу в состав комитета по вопросам образования, культуры, спорта, дел аммоло-дежи и туризму. В 2007 году нашим комитетом были подготовлены, а затем и приняты Думой 19 законов Московской области, направленных на дальнейшее совершенствование законодательства Подмосковья в области образования и культуры, повышение материального благосостояния работников данной сферы.В частности, в прошлом году усовершенствована нормативно-правовая
база в области защиты прав детей, в первую очередь, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Мы приняли целый блок законов, приводящих правовую базу Московской области в соответствие с федеральным законодательством в связи с тем, что с 1 января 2008 года органы опеки и попечительства перешли в ведение субъекта Российской Федерации. Этими законами увеличен ежемесячный размер оплаты труда приемным родителям за воспитание ребенка, не достигшего трехлетнего возраста, ребенка-инвалида, ребенка с отклонениями в развитии, а также размер ежемесячного вознаграждения патронатному воспитателю. Предполагается, что это будет стимулировать жителей Подмосковья усыновлять детей, устанавливать опеку и попечительство, создавать приемные семьи, устанавливать патронат.
-Какие законы, принятые в прошлом году, были инициированы вашим комитетом?
-Ряд законов, направленных на дальнейшее совершенствование мер социальной поддержки учащихся и студентов образовательных учреждений Московской области. Это повышение стипендий, увеличение числа категорий обучающихся, обеспечивающихся питанием за счет средств бюджета Московской области. Вносились изменения, касающиеся реализации национального приоритетного проекта «Образование» в Московской области, в Законы Московской области «Об образовании» и в областную целевую программу «Развитие образования в Московской области на период 2006-2010 годы».
В 2007 году впервые был принят Закон Московской области «О музеях в Московской области», который регулирует вопросы создания и деятельности как областных, так и муниципальных музеев, организации эффективного государственного контроля над сохранностью музейных предметов и музейных коллекций, финансирования музеев.
-А какие законы приведены в соответствие с федеральным законодательством?
-Они касаются сферы культуры. Среди них Закон Московской области «О внесении изменений в Закон Московской области «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) в
Московской области», Закон Московской области «О внесении изменений в Закон Московской области «О народных художественных промыслах в Московской области» и другие.
Кроме того, нашим комитетом было подготовлено к рассмотрению и принято областной Думой несколько решений и постановлений. Среди них Решение Московской областной Думы «О Положении о Комитете по вопросам образования, культуры, спорта, делам молодежи и туризма; Постановление Московской областной Думы «О согласовании Перечня культурных зданий и сооружений, планируемых построить или восстановить на территории Московской области в 2008 году»; Постановление Московской областной Думы «О поправке к проекту Федерального закона «О внесении изменений в Закон РФ «Об образовании» и в статью 19 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» и другие.
-Приходилось ли вам принимать участие в обсуждении тем, не входящих в компетенцию вашего комитета?
-Не только приходилось, но мы обязаны этим заниматься. Дело в том, что сложилась определенная практика законотворческой деятельности в Московской областной Думе: все законопроекты и законодательные инициативы субъектов Федерации обязательно рассматриваются во всех комитетах Думы, согласовываются с правовым управлением Думы и Правительства; обсуждаются во фракциях и только после этого выносятся на пленарное заседание.
-Но кроме общих, наверняка, есть и личные депутатские инициативы. Что можете сказать о них?
-В педагогических ВУЗах столичной области безнадежно устарело оборудование кафедр естественно-научного направления. На очередном заседании комитета, в присутствии министра образования правительства Московской области Л.Н. Антоновой, я настоял на обсуждении вопроса о приобретении современного оборудования и расходных материалов для естественно-научных лабораторий педагогических ВУЗов области. Из областного бюджета на эти цели выделено 40 млн. рублей для трех из них: МГОПИ (Орехово-Зуево), Коломенского пединститута и МГОУ, за что я очень признателен министру Лидии Николаевне. По моему ходатайству, значительное число работников предприятий и организаций орехово-зуевского региона отмечены благодарственными письмами, грамотами и премиями Мособлдумы.
- Общеизвестно, что у каждого депутата есть фонд средств. Расскажите о распределении этих средств. На решение каких вопросов жизнеобеспечения Орехово-Зуевского муниципального района они были израсходованы за отчетный период и что планируется на 2009год?
В прошлом году все средства направлены на укрепление материально-технической базы жилищно-коммунального хозяйства, здравоохранения и физической культуры, образования, культуры и социальной защиты населения. Учитывая, что в мой округ входят 7 муниципальных образований (Орехово-Зуево и Орехово-Зуевский район, Павловский Посад, Шатура, Электрогорск, Егорьевск и Рошаль), в мою задачу входило равномерно распределить средства (12 млн. руб.). На нужды Орехово-Зуевского муниципального района мною было выделено более 3 млн. рублей. На эти деньги был произведен текущий ремонт помещений школ района (Демиховской, Новинской, Залутновской), а также Малодубен-ского Дома культуры; Центр дополнительного образования детей в п. Авсюнино приобрел автомобиль, а станция скорой медицинской помощи в Куровском - реанимобиль, часть средств пошло на оказание адресной материальной помощи малоимущим гражданам.
В нынешнем году район получил более 4 млн. рублей из 16 млн., выделенных на 7 образований. Эти деньги были направлены на освещение г.Куровское, ремонт водонапорной башни в поселке Малиновские луга, оборудование пяти детских площадок в г. Ликино-Дулево, благоустройство территории у памятника погибшим воинам в г.Дрезна. 1 млн. рублей передан на нужды пяти школ (Мало-дубенской, Соболевской, Щетиновской, Давыдовской, Ликино-Дулевского лицея).
Более одного миллиона получили культура и спорт района (ремонт помещений, приобретение оргтехники, музыкальной аппаратуры, инвентаря и другое). 400 тыс. рублей пошло на оказа-ние адресной материальной помощи. На 2009 год из депутатского бюджета на нужды Орехово-Зуевского муниципального района будет выделено около 6 млн. рублей: 1,5 млн. - на нужды ЖКХ, около 2 млн. рублей - на образование, на культуру и спорт более 1,5 млн. рублей, остальные деньги - на социальные нужды населения района.
Все эти представляющие взаимный интерес вопросы решаются совместно с главой Орехово-Зуевского района А.П. Филипповым, который оказывает всевозможное содействие в их решении.
- Давайте теперь поговорим о втором направлении депутатской работы - непосредственно в избирательном округе. С какими конкретными проблемами обращаются к вам избиратели?
-За 11 месяцев в приемную обратилось около 800 человек. Проблемы у людей остаются прежние: ЖКХ (тепло, ремонт, субсидии), благоустройство дворовых территорий, крыш, лифтов, несовершенное пенсионное законодательство и его нарушения, оказание материальной помощи. Считаю неоправданным уход государства от решения жизненно важных для простых людей вопросов. Многие действующие в стране законодательные акты нужно либо отменять, либо дорабатывать. Они нередко деструктивны, приводят к росту социального напряжения, дискредитаций государственных институтов, неэффективному использованию бюджетных средств.
-Шахбала Вейселович, вы живете в Орехово-Зуеве, но ваш депутатский округ достаточно велик, в него входят Орехово-Зуевский и Павловско-Посадский районы, Егорьевск, Шатура, Электрогорск, Рошаль. Избиратели из этих муниципальных образований на вас не в обиде? Нет мнения, что «своя рубашка ближе к телу»?
-Думаю, не в обиде. Там у меня есть хорошие и надежные помощники. Всего в округе за истекший период в приемные обратились более 500 человек. Я представляю в областной Думе интересы жителей всего избирательного округа, стараюсь оправдать их доверие.
-До недавнего времени избиратели голосовали за конкретного человека. В прошлом году впервые голосовали по партийным спискам. На ваш взгляд, оправданы ли такие выборы? Не может ли стать депутатом случайный человек, заплативший за свое нахождение в начале списка?
-А разве в одномандатных округах побеждали без денег? Как раз наоборот: хотьсеми пядей во лбу, но без денег практически невозможно было победить. К сожалению, наша выборная система и раньше, и сейчас небезупречна - огромное влияние оказывают как деньги, так и административный ресурс. Из двух зол выбирают меньшее. В этом плане выборы по партийным спискам - меньшее зло. Избиратели голосуют за партию, за ее программу, команду, а не за отдельного человека (один в поле не воин). У каждой партии есть избирательный фонд, который можно контролировать. Доходы кандидатов, находящихся в списках партии, публикуются. Так что при желании можно выяснить, в какой партии и сколько «денежных мешков». К слову сказать, в предыдущем составе Московской областной Думы было три коммуниста, а в составе нынешней Думы (партийные списки) -уже 12 коммунистов. Кроме того, расчеты показывают, что затраты КПРФ на одного избранного депутата существенно меньше, чем у остальных партий.
Как отмечалось, главная проблема - это деньги и административный ресурс. Есть возможность свести это влияние до минимума. Для этого необходимо: во-первых, чтобы у партий не было так называемых избирательных фондов; во-вторых, выборами должны заниматься только избирательные комиссии. Администрация должна создавать условия для работы избирательных комиссий.
Партия должна иметь одинаковый доступ к СМИ. Считаю, что платных публикаций не должно быть. Совместные встречи представителей партий с избирателями должны проходить в специально отведенных помещениях. Примет ли партия власти такой закон - вот вопрос.
-Шахбала Вейселович, как вы оцениваете итоги своей депутатской деятельности?
-Считаю, что год с небольшим моей депутатской работы прошел не зря. Многое удалось сделать, но еще больше предстоит.