Сельскохозяйственные кооперативы способны не только защищать интересы своих пайщиков, но и решать большие государственные задачи.
В статье «Каша с импортозамещением» («Подмосковная правда», №16 (999), 21 апреля 2016 г.), я писал о нынешнем положении дел в сельском хозяйстве, где вкратце остановился на путях выхода из сложившейся непростой ситуации. Сегодня хотел бы подробнее поговорить об одном из вариантов решения проблемы обеспечения национальной продовольственной безопасности. Речь о сельскохозяйственной кооперации.
Невостребованный опыт
В прошлом году из министерства сельского хозяйства и продовольствия Московской области пришла добрая весть: до конца 2015 года в Московской области планируется создать не менее пяти сельскохозяйственных потребительских кооперативов. "Основными направлениями деятельности кооперативов станет организация собственной переработки, предпродажной подготовки и фасовки производимой продукции, а также создание собственных сбытовых площадок", - сообщил тогда глава областного минсельхоза Дмитрий Степаненко. В начале года нынешнего зампред областного правительства Денис Буцаев объявил о запуске грантовой программы по поддержке сельхозкооперативов. Из средств регионального и федерального бюджетов сельхозкооператоры получат 36,6 миллиона рублей. Получить гранты смогут кооперативы, специализирующиеся на заготовке, хранении, переработке, а также сбыте сельхозпродукции. Средства, выделяемые для потребительских кооперативов, предназначены для покрытия не более 60% затрат на материально-техническое развитие организации. Итоги конкурса, по сообщению пресс-службы правительства, будут подведены к 1 июня. Начинание хорошее и полезное. Вот только почему такие скромные цифры – пять кооперативов и 36 миллионов рублей? Не маловато ли для не самой бедной области России? На мой взгляд, в вопросе обеспечения продовольственной безопасности, особенно в условиях санкций и антисанкций, сельхозкоопертивы могли бы сыграть более существенную роль. Но и поддержка для этого им нужна более серьезная.
Если обратиться к мировому опыту (а почему мы должны его отвергать?), то в развитых государствах кооперативная часть экономики играет весьма заметную роль. В странах Скандинавии, например, в сельскохозяйственные кооперативы объединены 80% фермеров. Однако в современном российском законодательстве отдельного места для кооперативной формы собственности не нашлось. Гражданский Кодекс РФ не проводит чёткого различия между производственными кооперативами и коммерческими организациями.
Заложники банков
В 2006 году в России было объявлено о приоритетном национальном проекте "Развитие АПК". На его реализацию отводилось два года. Затем проект плавно перерос в «Государственную программу развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции на 2008–2012 годы», утвержденную тогдашним президентом Дмитрием Медведевым. На первый план, естественно, вышла проблема финансирования, в том числе увеличения фондов кооперативов за счет привлечения кредитных ресурсов коммерческих банков. Кредитование малых форм хозяйствования на селе в регионах предстояло осуществлять двум крупными государственным банками – Россельхозбанку и Сбербанку. В паевой фонд 79 кооперативов было внесено, согласно данным Национальных докладов по развитию сельского хозяйства за 2008 –2012 гг., в общей сложности 740 млн рублей. Цифра, прямо скажем, не впечатляющая. Однако сегодня политика банков преследует в первую очередь получение прибыли, она не направлена на обеспечение материальных и социальных условий развития малого и среднего предпринимательства в аграрном секторе. Но, согласно проверенной временем отечественной и мировой практике, основным источником увеличения фондов кооперативов должны быть не собственные средства, а значительная государственная финансовая поддержка всей системы кооперации. В этой ситуации считаю, что вмешательство государства в деятельность госбанков и регулирование их кредитной политики, должно рассматриваться не как попытка администрирования рынка, а как защита государственных интересов.
Невостребованный потенциал
Вопросы аграрной политики на региональном и федеральном уровне, в том числе связанные с государственным субсидированием и кредитованием, должны разрабатываться при непосредственном участии сельхозкооперативов и крупных агропредприятий. Субсидии на поддержку сельского хозяйства должны выплачиваться преимущественно через сельскохозяйственные кооперативы. Эти средства должны идти на пополнение фондов финансовой взаимопомощи сельскохозяйственным кредитным кооперативам, на укрепление материально-финансовой базы перерабатывающих и снабженческо-сбытовых кооперативов. Тогда возрастет их роль. Тогда их голос обретет силу, а вклад в экономику региона и страны в целом станет более весомым. На сегодняшний день в агропромышленном комплексе Московской области занято 115,4 тыс. человек. В Подмосковье насчитывается более 490 сельскохозяйственных организаций различных форм собственности и около 450 организаций пищевой и перерабатывающей промышленности, 6,6 тысячи крестьянских (фермерских) хозяйств, 592 тысячи личных подсобных хозяйств. При этом, доля сельского хозяйства в структуре валового регионального продукта составляет всего около трех процентов. Непозволительно мало в сегодняшней экономической и политической ситуации.