В математике существует понятие системы. А её устойчивость или неустойчивость описывается математическими уравнениями. Для наглядности любую систему можно сравнить с шариком. Если его поместить на вершину он всегда будет скатываться, то есть система будет неустойчива, а если в ямку, то всегда возвращаться в исходное положение – система устойчива.
Если шарик находится на плоскости, то место где ему будет задано направление и скорость - будет точкой принятия решения. А место, где его невозможно будет остановить, - точкой невозврата.
Все эти простые математические образы я привел, для того, чтобы попытаться определить, где находится наша система ЖКХ в настоящее время. Пока, на мой взгляд, у нас отсутствует точка принятия решения, каждый выполняет свою узконаправленную функцию – а вот совместного поступательного движения нет. Система, т.е. наш шарик, остается на месте – либо на горке, либо в ямке. Поясню на примерах.
Первый вопрос – расходы на ОДН. То мы их выводим из общего тарифа, мотивируя население на установку общедомовых приборов учета обещаниями, что они будут платить меньше. То опять собираемся вводить. Тогда вопрос? А куда счетчики девать? Их ставили согласно «185 закону» при совместном с жителями финансировании капитального ремонта. Теперь, правда, вывели это действие из перечня капитальных работ. И теперь собственникам предлагают оплачивать только их установку, а кто будет получать прибыль от экономии? Получается УК и ресурсоснабжающие организации. А почему тогда житель должен оплачивать их установку в течение 5 лет плюс проценты банку за кредит? Тогда давайте отменять и 261 ФЗ об Энергоэффективности.
Шарик в ямке, система стабильна для жителя, в обязанности оплачивать ненужные для него счетчики. Прибыль от установленных общедомовых счетчиков получат все: - УК, ресурсники, банк, но только не собственник в доме, который за них заплатил.
Второй вопрос – о лицензировании.
Хорошо ли для жителя, что УК стали иметь лицензии или нет - надо спрашивать у тех, кто получает двойные платежки. 11 месяцев люди живут в этой неразберихе. И вроде каждый делает свое дело, и никто не виноват.
ГЖИ подает в суд, УК представляют копии документов общих собраний, и Администрации поселений тоже не сидят, сложа руки, только напряжение растет. Все эти организации выполняют огромную, просто титаническую работу, но, к сожалению, результата нет. На последнем координационном совете Ассоциации председателей советов многоквартирных домов Московской области представитель Орехово-Зуево сказал примерно следующие слова: «Нам все равно, какая будет компания, хорошая или плохая, с лицензией или нет, только решите хоть что-нибудь и побыстрее. В домах уже все перессорились, льготники не могут получить компенсаций на оплату. Сколько мы все это будем ещё терпеть».
Шарик на горке. Система не стабильна, потому как, сколько не поправляют различные структуры шарик на горке, он все равно скатывается. А если к этому добавить ещё ветхие и аварийные дома, часть из которых вообще остались без обслуживания УК, то вопрос о пользе лицензирования повисает в воздухе.
Третий вопрос – МосОблЕИРЦ. Я всегда выступал и выступаю против внедрения этой структуры в тех поселениях, где существовали и существуют свои муниципальные расчетные центры и муниципальные УК. Где в этом вопросе нет, и не было проблем. Основная цель внедрения МосОблЕИРЦ - как можно быстрее передать денежные средства от жителя к ресурсоснабжающим организациям, минуя их задержку в УК, не всегда и не везде достигнута. Во всяком случае, в нашем городе после вхождения МосОблЕИРЦ платежный документ стал отличаться от предыдущего только солнышком и проблемами с Автоплатежом, когда Сбербанк, не спрашивая собственника средств, сам за него решил переводить оплату на МосОблЕИРЦ, а не на МУП, который был указан в документах. А с этого месяца мы вообще откатились лет так на 10 назад – в марте у нас появилось вместо одной - 2 платежки. По одной жители должны оплачивать услуги УК, а по другой телеантенну, домофон, охрану, уборку, стоянки и т.д. Ни новых офисов, где можно оплатить без комиссии, ни ответов на вопросы жителей по горячей линии получить невозможно. До сих пор никто не может объяснить, зачем разрушать старую рабочую систему и создавать новую с недоделками, если ничего, кроме появления новых проблем, не изменилось.
Наличие договора с МосОблЕИРЦ необходимо исключать из рейтинга муниципалитетов, если утверждается, что это дело добровольное.
Шарик на горке. Система не стабильна, потому что, в какой город не зайдет МосОблЕИРЦ, полгода обязательно почти у всех проблемы - шарик все равно скатывается.
Четвертое, о проблемах в ТСЖ и ЖСК. Одним из проблемных вопросов можно назвать вопрос об общем собрании собственников по капитальному ремонту. По ЖК чтобы собрание состоялось, в нем должны принять более 50% собственников. А чтобы решить вопрос по капитальному ремонту - 2/3 от общего числа собственников, живущих в доме. И если в ТСЖ Правление вместе с председателем бегает по квартирам и просит всех проголосовать, то, как проходят собрания в домах, где нет ТСЖ, и как там набирают необходимое количество голосов, для меня загадка. Я не говорю о том, что приходится одновременно проводить 2 собрания - членов ТСЖ и собственников, что вообще вносит путаницу в умы людей.
Отсутствие ежегодного и своевременного индексирования предельных расценок на капитальные работы также часто делает невозможным его проведение.
Доходит до смешного, недавно у нас в городе у одного ЖСК налоговая закрыла счет за то, что данная организация не находится на месте. Т.е. дом 50 лет стоял, а теперь его не нашли. В результате бюджет не получил налогов, ресурсники оплату за воду и тепло, не выдали зарплату и главное никто не может сказать что делать. Пока ЖСК оштрафовали на 5 тыс.рублей.
Особо остро стоит проблема взыскания задолженности с собственников, даже если есть решения суда. Служба судебных приставов фактически не работает. ТСЖ и ЖСК - это, как правило, один дом и поэтому у них отсутствуют свободные средства, что в свою очередь ведет к недоплатам за поставленные ресурсы. К этому стоить добавить конфликты по оплате за тепло. Выполняя решение правительство МО об оплате за тепло равными долями по нормативу в течение всего года, ТСЖ и ЖСК сталкиваются с требованиями теплоснабжающей организации об оплате по факту в течение отопительного периода, но не могут расплатиться, в связи с отсутствием средств, за что ресурсники грозятся отключением домов.
Шарик в ямке, система стабильна для ТСЖ и ЖСК, в том, что они сами решают свои проблемы. Куда бы их ни тянули - шарик все равно вернется на место.
Пятый вопрос, взаимодействие УК и советов домов.
Если бы у нас работал ЖК, когда в случае плохой деятельности по облуживанию дома собственники на общем собрании могли выбрать другую компанию, и та по закону сразу бы приступала бы к своей работе, то нам не нужно было ни лицензирование, ни сегодняшняя встреча. Когда действует закон и весь механизм действий отлажен, то и постороннего вмешательства не надо. А так в Щелковском районе, когда жители захотели выбрать другую компанию, до поножовщины дошло.
Я не разделяю мнения о том, что чем крупнее компания, тем лучше. Наоборот, она медленнее в принятии решения. В компании, обслуживающей наш дом, примерно 130 домов. В феврале мы, как совет дома, записались на прием на 2 апреля. Интересно, а когда домов больше 365? Чтобы встретиться с председателем дома хотя бы раз в году, генеральному директору УК надо каждый день проводить встречи, в том числе в выходные и праздники. Косвенно мою правоту подтверждает рейтинг УК, где 1 место заняла компания, имеющая в управлении 20 домов.
Замечательно, что в области создали Ассоциацию председателей советов домов. Это именно тот случай, когда инициатива снизу дает результат на самом верху. Но до сих пор в Жилищном кодексе четко не прописано, какими правами обладают советы домов. Только общие фразы. До сих пор у многих неясным является вопрос, какие именно акты выполненых работ должны подписывать председатели советов.
Не хочу, чтобы моё выступление восприняли только как критику и негатив, лучше считайте меня оппонентом при защите диссертации.
Итак, Шарик стоит на плоскости.
Надо всего лишь найти точку принятия решения. Место, орган, рабочую группу, которая могла бы оценить всю проблему в комплексе. Выбрать для шарика направление и скорость развития пока не поздно. Пока мы не прошли точку невозврата.