Проблема проведения капремонта в многоквартирных домах давно волнует жителей нашей страны и Московская область здесь не исключение. Однако, если до 2013 года собственники проводили капремонт добровольно, то теперь для этих целей на законодательном уровне установлен сбор с жителей многоквартирных домов. Нововведение вызвало возмущение граждан.
Давайте разберёмся в изменениях законодательства и ответим на ряд актуальных вопросов. Что же предпринималось депутатами от фракции КПРФ в Мособлдуме для реализации этих изменений.
В 2013 году был принят Закон Московской области N 66/2013-ОЗ "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах". В настоящее время на законодательном уровне предусмотрено два пути формирования фонда капитального ремонта. В первом случае жильцы перечисляют средства региональному оператору, который расходует их согласно Программе. Второй путь – создание специального счета, средства с которого будут направляться на капремонт конкретного дома.
Согласно информации, собранной Комитетом по вопросам строительства, архитектуры, ЖКХ и энергетики Московской областной Думы, в 2014 году мероприятия по капремонту осуществлялись в пилотном режиме: ремонтировались объекты лифтового хозяйства и фасады. Было отремонтировано 932 многоквартирных дома. Взнос на капитальный ремонт составлял 7 руб. 30 коп. С 2015 года система заработала в Московской области уже в полноценном виде. Повысились и взносы до 7 руб. 80 коп. В 2016 году взнос на капитальный ремонт общего имущества дома в Московской области составляет 8 руб. 30 коп. за квадратный метр общей площади квартиры.
По сообщению Генерального директора Фонда капитального ремонта, с мая 2014 года по март 2016-го было собрано 17,34 млрд. рублей взносов. Из них на реализацию программы израсходовано всего 7,99 млрд. рублей, что составляло менее половины. Почему ремонт ведётся такими низкими темпами? В чем причина? Как защитить денежные накопления от инфляции?Беглый анализ озвученного позволяет сказать, что эффективность проведения капитального ремонта по первому варианту (из средств «общего котла»)оставляет желать лучшего.
Также существуют проблемы в самом механизме реализации региональной Программы.
Это:
- участившийся отказ подрядчиков от выполнения работ и неявка на объявленные конкурсы из-за резкого роста стоимости строительных материалов (так из 753 лотов в 2015 году в 194 была подана одна заявка);
- отсутствие базы данных о техническом состоянии многоквартирных домов;
- неполный объём информации, предоставляемый управляющими компаниями;
- неудовлетворительное качество выполнения работ и случаи нанесения ущерба имуществу собственников помещений в связи с нарушением технологии и сезонности выполнения работ;
- вопросы сохранения собранных денежных средств от инфляции;
- срыв сроков проведения работ включая переносы на последующие периоды в рамках реализации региональной программы.
Как же улучшить существующую систему?
Во-первых,не урезать бюджет региона в таких острых областях, как «Жилищное хозяйство» и «Коммунальное хозяйство». Ведь средства собственников – не единственный источник формирования Фонда капремонта. Законом предусмотрен также принцип софинансирования за счет бюджетов различного уровня, в частности Московской области. Но по какой то причине этот принцип не реализован. При рассмотрении проекта бюджета на 2016 год депутаты фракции КПРФ в Мособлдуме категорически возражали против сокращения расходов в данных сферах.
Во-вторых, необходимо совершенствование системы организации капремонта на законодательном уровне, а именно Закона Московской области «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Московской области». Фракция КПРФ уже вносила свои конструктивные предложения в закон! Почему средства жителей одного города или района должны расходоваться на ремонт объектов в других муниципальных образованиях? Фракцией была внесена поправка, предлагающая денежные средства, собранные внутри муниципального образования оставлять в данном муниципальном образовании. Однако, поправку отклонили.
Также, ранее мной упоминался размер взноса на капитальный ремонт в Московской области на 2016 год - 8 руб. 30 коп. за квадратный метр общей площади. Откуда берется такая цифра? Почему она разная в различных регионах нашей страны? Почему не учитывается мнение граждан, а решение принимается исполнительной властью?
Фракцией КПРФ был подготовлен законопроект, направленный на изменение порядка установления минимального размера взноса за капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах на территории Подмосковья.
Проектом полномочия по установлению величины минимального взноса за капитальный ремонт из компетенции органов исполнительной власти Московской области предлагается передать в компетенцию Московской областной Думы. Отнесение этого вопроса к полномочиям Мособлдумы сделает принятие решений о минимальном размере взноса более открытым и доступным для парламентского и общественного контроля, публичного обсуждения с участием независимых экспертов, институтов гражданского общества и позволит в большей степени учитывать интересы населения области.
В третьих, как я упоминал в начале, существует и другой путь для жителей – создание специального счета, средства с которого будут направляться на капремонт конкретного дома.
По умолчанию миллиарды рублей, собранных с граждан, аккумулируются на общих счетах регионального оператора. С этого момента люди уже никак ими не распоряжаются. А дальше – лотерея: год, два, десять и более лет люди ждут ремонта.
Необходимо информировать граждан о существовании альтернативного пути, проводить консультации с инициативными жителями, на муниципальном и государственном уровнях оказывать поддержку гражданам, желающим создать ТСЖ и перечислять средства на счет многоквартирного дома. Неоценимую помощь в этом вопросе могут оказать общественные организации. Примером может служить работа общественной организации " Общественный контроль в сфере строительства и ЖКХ Московской области".
По результатам совместной работы депутатов фракции КПРФ и общественных организаций , обсуждений с привлечением экспертного сообщества и общественности, для качественного изменения действующих механизмов реализации региональной Программы капремонта выработан ряд рекомендаций для органов исполнительной власти Подмосковья, в том числе:
- обеспечить контроль за неукоснительным соблюдением сроков ремонтных работ, установленными договорами с подрядными организациями;
- повысить информационную открытость в части информирования собственников помещений о планируемых и проводимых работах по капитальному ремонту;
- развивать и поддерживать институты общественного контроля в сфере ЖКХ.
Действующий Закон дополнен положениями по обязательному установлению региональным оператором в договоре с подрядной организацией гарантийного срока, продолжительностью не менее пяти лет с момента подписания акта приемки выполненных работ по капитальному ремонту, обязанности подрядных организаций устранения выявленных нарушений, а также по созданию комиссий с участием представителей: уполномоченного органа, лиц, осуществляющих управление многоквартирным домом, и собственников помещений в многоквартирном доме для целей приемки выполненных работ.
Необходимо всячески поддерживать развитие общественного контроля, как наиболее объективного и беспристрастного. Информационная открытость власти должна быть неотъемлемой составляющей современного общества.