Очередной доклад, посвященный массовому перемещению людей, представленный генсеком ООН Пан Ги Муном, фиксирует, что в 2015 году число международных мигрантов и беженцев достигло 244 млн. человек, что на 41% больше, чем в 2000 году (ок. 173 млн.), и прогнозирует, что: «Если доля международных мигрантов останется постоянной, то к 2050 году их численность во всем мире достигнет 321 млн. человек».
За прошлый год в Старый Свет прибыли более миллиона человек беженцев в основном из Сирии, Ливии и других стран Ближнего и Среднего Востока, Северной Африки. По оценке Пан Ги Муна масштабы этого процесса будут сохраняться или увеличиваться в связи с конфликтами, нищетой, неравенством и другими факторами.
Сегодня всё больше политических деятелей и простых людей, как на Востоке, так и на Западе, приходят к заключению, что миграционный потоп, захлестнувший Европу, Ближний Восток и Среднюю Азию является результатом целенаправленной политики мирового финансово–спекулятивного империализма, в первую очередь англо–американского, по достижению своего всемирного господства.
Так, по мнению президента Чехии Милоша Земана, наплыв беженцев в Европу не был хаотичным явлением и представляет собой геополитический план, за которым стоит движение «Братьев-мусульман» [квазиисламское движение, как и движение Талибан, Аль–Каида и ИГИЛ, созданное атлантистами], которые используют полученные беженцами в ЕС средства для финансирования своей деятельности и «постепенного получения контроля над Европой».
А легендарный югославский и сербский кинорежиссер Эмир Кустурица заявляет, что «США с помощью мигрантов уничтожают национальную идентичность Европы» и что «Соединенные Штаты и дальше будут продолжать "вершить судьбу" Евросоюза и всей Европы, губя ее национальную идентичность».
По мнению известного ученого А.Фурсова, гуманитарный кризис с беженцами в Европе помимо внутриевропейских целей и задач (стирание расово–этнической и религиозной идентичности европейцев, создание площадки для социального, этнического и политического конфликта между мигрантами и европейскими националистами) имеет и иные, выходящие за рамки Западной Европы цели и задачи. А именно – создание массы «орков», которых можно будет бросить на Россию. В Европе появляются сотни тысяч, миллионы молодых мужчин с Ближнего Востока, Африки, оболваненных пропагандой и, подчас, психотропными веществами, которым нечего делать. Самый идеальный вариант наемников и боевиков.
Результаты использования «миграционного оружия» на постсоветском пространстве сегодня всем хорошо видны. Это, в первую очередь, разрушение традиционного социально–экономического, культурного и демографического ландшафта как в принимающей стране, в данном случае России, так и в странах исхода.
Но «миграционное оружие» вызывает и самые чудовищные, казалось бы, давно изжитые преступления. Так в России, согласно индексу глобального рабства (The Global Slavery Index), в настоящее время более 1000000 человек находятся в той или иной форме рабства. Россия занимает 16-е место из 167 стран по количеству людей, которые находятся в некой форме современного рабства.
В России, только по официальным данным, проживают не менее 10000000 иностранных мигрантов, порядка 4000000 находятся в стране нелегально. На основании данных Росстата, миграционной службы, исследований фонда «Миграция XXI век», социологической службы «Среда» и других баз данных был составлен «портрет российского мигранта».
В основном это мужчины, 74% в возрасте от 18 до 29 лет, 26% в возрасте от 30 до 38 лет. Большинство мигрантов (66%) плохо или вообще не говорят на русском языке. Это в основном приезжие из Средней Азии. Среди них 23% мигрантов из Киргизии, 24% – из Таджикистана, 38% – из Узбекистана. Кроме того, в РФ работают 15% мигрантов из Украины, Молдовы, Армении, Азербайджана. Мигранты работают в строительстве (37%), торговле (30%), промышленности (10%), сельском хозяйстве (7%), на транспорте (5%), в других сферах (11%). До 20 тыс. в месяц зарабатывают 15% мигрантов, до 30 тыс. – 74%, свыше 30 тыс. – 11%. В соответствии с заработком отправляют деньги на свою родину: порядка 24 тыс. рублей ежемесячно 75% мигрантов, 15% отправляют до 15 тыс. рублей и 10% – до 36 тыс. рублей. Ожидалось, что кризис в России и ужесточение миграционных правил приведут к значительному снижению числа мигрантов. В самом деле, некоторое снижение произошло, но кардинально ситуация не изменилась.
Каковы последствия миграционного наплыва? Остановимся только на трёх – рост преступности, рост инфекционных заболеваний и ситуация на рынке труда.
По словам Н.Патрушева, «в 2015–м году иностранцами было совершено 58 тыс. нарушений. При этом идет рост примерно до 5–6% в год». Растут, так называемые, бытовые преступления. Постоянно возникают конфликты между мигрантами и местными жителями. Известно, что через мигрантов проходит мощный наркотрафик. По информации ФСИН, треть иностранцев отбывают наказания в тюрьмах именно за преступления, связанные с наркотиками. Резко возросла угроза роста преступности экстремистского характера.
На протяжении длительного времени, используя несовершенство законодательства и попустительство властей, многие недобросовестные государственные чиновники, предприниматели и сотрудники силовых и контролирующих организаций либо получают незаконную выгоду от деятельности мигрантов, либо пользуются нелегальными мигрантами для своего обогащения. Всё это наносит непоправимый ущерб государственному и муниципальному управлению, ведёт к криминализации экономических отношений.
Миграционные процессы вносят значительный «вклад» в распространение инфекций. По закону, мигрант должен пройти медицинский осмотр для получения разрешения на работу. Но часто процедура превращается в формальность, более того, множество фирмочек предлагают за определённую сумму оформить все необходимые документы и медицинские книжки. По оценкам экспертов, из примерно 10 млн. проживающих в стране мигрантов, только 10% ежегодно проходят медицинское освидетельствование. Что явно недостаточно для борьбы с опасными заболеваниями, в том числе с ВИЧ–инфекцией, туберкулёзом, гепатитами, сифилисом, распространение которых приобретает характер эпидемии. На долю России приходится почти три четверти всех новых случаев ВИЧ в мире. А тут ещё стало известно, что либеральное правительство собирается снять запрет на въезд ВИЧ–инфицированных иностранцев (постоянно проживающих или имеющих российских родственников) в страну. Об этом заявила в ООН в июне этого года министр здравоохранения.
Как всем известно, Московская область – один из тех регионов России, где миграционная нагрузка особенно велика. Поэтому и выше названные проблемы стоят у нас особенно остро.
Миграционный прирост в Московской области составил с 2010 по 2014гг. 494501 человек. В прошлом году прирост составил 87603, а за первое полугодие 2016 года – 45190 человек. Большинство среди них – это жители других регионов нашей страны. Что остаётся делать людям, если только за последние три года, как заявил уполномоченный по правам предпринимателей Б.Титов, число рабочих мест сократилось в России на 6800000. Сначала временщики, пришедшие к власти в нашей стране, приватизировали, разграбили, уничтожили большинство заводов и фабрик, совхозов и колхозов, созданных при советской власти. Потом взялись за вроде бы поддерживаемый малый и средний бизнес – неподъёмные кредиты и налоги заставили многих людей, поверивших в то, что их активность и инициатива нужны государству, свернуть свое дело. Начался и продолжается массовый исход людей в поисках работы.
Люди уезжают из деревень в города, из небольших городов в региональные центры, из региональных центров – в столичный регион. По данным переписей населения, ежегодно из сёл, малых и средних городов уезжают более 30% выпускников школ и абсолютное большинство из них не возвращаются.
По официальным данным, ежедневно на работу в Москву выезжает около 780000 жителей Подмосковья и ещё 60000 – на учёбу. По неофициальным данным число маятниковых мигрантов достигает 1500000 человек. Собственно и власть признаёт, что жители Подмосковья вынуждены ездить в столицу на работу, т.к. в области её нет. В качестве решения проблемы планируется открывать не меньше 70 тыс. рабочих мест в год. Простой подсчёт показывает, что решение проблемы маятниковой миграции растянется более чем на 20 лет.
Если жители Подмосковья ездят на работу в Москву, то в область приезжают 190000 человек из Москвы, Калуги, Тулы, Твери, Владимира. Кроме этого приезжают постоянные мигранты из других регионов страны и из–за рубежа.
Лидерами среди муниципальных образований Подмосковья по пребыванию иностранных граждан являются Раменское, Люберцы, Химки, Мытищи, Красногорск, Одинцово, Щелково, Пушкино. Интересно то, что по данным Росстат, в прошлом году наблюдался естественный прирост населения. Об этом победно сообщалось в СМИ, как о значительном достижении областной демографической программы. Но прирост населения наблюдался только в разрезе выше названных районов. Так может это благодаря мигрантам?
Приток мигрантов из стран СНГ, который приобрёл массовый, многомиллионный характер к середине 2000–х годов, привёл к снижению социальных стандартов и гарантий, катастрофическому ухудшению условий труда и рабочего быта, к тотальному нарушению трудового и миграционного законодательства. За последние годы, во многом, произошла сегментация мигрантского рынка труда, сформировалось своеобразное разделение труда, основанное на сегрегации работников по национальному признаку, выделялись анклавные ниши этнической занятости (в т.ч. и криминальной).
Основные сферы занятости мигрантов – строительство и торговля (вместе они составляют по официальным данным около 70% от общей численности мигрантов). Постепенно в составе отраслей складываются экономические ниши, занятые преимущественно иностранными работниками. В тех секторах, которые более длительное время и в большем количестве привлекают мигрантов (строительство и торговля), разделение труда между мигрантами и местными работниками более глубокое и, соответственно, конкуренция между ними – слабее. Отсутствие конкуренции между мигрантами и национальными работниками, или наличие секторов, где эта конкуренция минимальна, говорит о сформировавшихся анклавах мигрантской занятости.
«Островки» мигрантской экономики организованы либо по отраслевому, либо по территориальному принципу. Рынки являются примером территориальной организации мигрантского бизнеса. Вокруг рынка, где мигранты заняты на торговых площадках, образуется целая инфраструктура, обслуживающая этот рынок (кафе, транспортные услуги и т.п.), где также работают в основном мигранты. Часто мигрантский рыночный бизнес организован по этническому признаку.
Необходимо отметить, что, по данным исследований, структура трудовой миграции в московском регионе способствует увеличению социокультурной дистанции. Так, более 50% мигрантов в РФ (по Москве – 40%) сегодня не имеют профессионального образования; 84% мигрантов в РФ (80% в Москве) относили себя к группе бедных (38%) и очень бедных (46%) по состоянию до выезда на заработки в РФ; 9% мигрантов плохо знают русский язык; и 28% – не очень хорошо.
Приток мигрантов используется как повод и ширма для наступления на права трудящихся. Так министр экономического развития предлагает повышение пенсионного возраста и меры «по повышению гибкости трудового законодательства: расширение практики заключения срочных трудовых договоров, упрощение процедур увольнения, в том числе по инициативе работодателя». Тем самым работодатель получает серьезные преимущества перед наемной рабочей силой, которые используются для демонтажа социальных гарантий. Сворачивание социальных гарантий удешевляет рабочую силу, ведёт к росту прибыли. Отсюда повсеместная тенденция к выравниванию системы социальных гарантий не по высшему из достигнутых, как нередко провозглашалось ранее, а по низшему уровню.
Как мы видим, в условиях проводимой политики, миграция становится источником коррупционных доходов для нечистоплотных чиновников, тем самым разрушая основы государственного и муниципального управления и правопорядка; способствует разрушению современных производительных сил и социальных завоеваний наёмных работников; уничтожает традиционный культурный, религиозно и нравственный базис нашего общества.
Жизнь доказала, что только на путях социализма возможно бескризисное, планомерное развитие экономики, социальной и культурной сферы. Только реальный социализм в СССР избавил человека от трудового гнёта, экономического рабства, дав свободу для развития личности. Только СССР и Мировая система социализма избавила мир от колониального рабства. Только на путях социализма возможна ликвидация, насаждаемых мировым финансовым империализмом и олигархами, антагонистических противоречий между трудом и капиталом, между центром и периферией, вражды между различными национальностями и народами.