Старейший из заводов авиапрома России и одно из градообразующих предприятий города Балашихи сегодня оказался на грани ликвидации. Переживший смутное время перестройки «Балашихинский литейно-механический завод» («БЛМЗ») ныне делит территорию с мусоросортировочным предприятием. Рабочим не платят зарплату, а акционеры тешат себя новыми экземплярами в коллекции антиквариата.
В былые годы на предприятии работало около десяти тысяч человек - сегодня их не более тысячи. Сам завод, созданный в тридцатые годы прошлого столетия, имеет богатейшую историю. На нем начинал работу основоположник гидравлики, ученый с мировым именем Трифон Максимович Башта. Во время Великой Отечественной войны в заводских цехах круглосуточно работали люди, чтобы летчики могли защищать нашу страну от врага. Мировому авиасообществу завод известен тем, что специализируется на серийном изготовлении колес, тормозов, агрегатов управления тормозными системами и их ремонтно-групповых комплектов практически для всех типов отечественной авиационной техники,включая широко известные в мире самолеты: Ту-154, Ил-62, Ил-76, Ил-86, Ил-96, Як-40, Як-42, Ан-124 «Руслан», и вертолеты Ми-8, Ми-26, Ка-50 «Черная Акула».Кстати, этими же комплектующими оснащаются и самолеты первых лиц нашего государства. В настоящее время он является уникальным по наработанным литейным технологиям. «БЛМЗ» вошел в историю Балашихи, как крупнейший застройщик города, на счету которого многочисленные жилые дома, центральная поликлиника и детские сады. Имя самого известного директора предприятия, крепкого хозяйственника, при котором завод достиг вершины своего развития, Николая Евстафьева, носит одна из улиц города.
Сегодня состояние дел на предприятии просто ужасает. Гордость отечественного машиностроения стараниями «учредителей» превращена в обыкновенную мусорную свалку. Никто до сих пор не вступился за простых трудящихся и за сам завод - и как следствие за престиж нашего государства.
Рабочие «Балашихинского литейно-механического завода» бьют тревогу. Под письмом Президенту страны подписалось более трехсот сотрудников. С февраля в некоторых подразделениях предприятия была прекращены выплата заработной платы. У части работников были заблокированы пропуска, часть - уволены. В июне было подано обращение от 186 сотрудников ОАО «БЛМЗ» в Прокуратуру Московской области, в Управление делами Президента РФ, в Государственную инспекцию труда в Московской области по поводу нарушения работодателем Трудового кодекса РФ и невыплаты заработной платы работникам. Вызывает опасение и то, что ОАО «БЛМЗ» эксплуатирует 12 опасных производственных объектов, около 500 сотрудников работают во вредных и опасных условиях труда и в настоящий момент в связи с блокировкой пропусков не производится контроль соблюдения требований промышленной безопасности в нарушение законодательства РФ.
Сегодня цеха завода находятся в крайне неудовлетворительном состоянии. Во многих протекает кровля. Профилакторий "Дружба", который раньше был предметом гордости завода, где было размещено уникальное медицинское оборудование, ныне разграблен и превращён в общежитие для приезжих с ужасной экологической обстановкой.
На фоне этого упадка увлечение одного из акционеров антиквариатом, выглядит как пир во время чумы. Мкртич Окроян, обладая почти 20 процентным пакетом акций, выступает основателем и руководителем частного музея «Ар Деко» и параллельно является владельцем крупнейшего собрания скульптуры, мебели и декоративно-прикладного искусства эпохи ар-деко.
Очевидно, что крупнейший машиностроительный завод в городе Балашиха погибает, а хозяева компании - богатеют. А что если у президентского самолёта откажут тормоза или не выйдут шасси при посадке? Где тогда и среди кого будут искать виновных?
«Это преступно, - считает житель Балашихи Илья Владимирович Порвин. – Я лично знаю многих, кто работал на этом заводе. Мне больно, что такое серьёзное предприятие пришло в упадок. Я, как офицер, служивший в Федеральной Службе Охраны, крайне возмущён, что на кон поставлен престиж государства и безопасность первых лиц страны. Очень надеюсь, что на данный преступный факт обратят внимание соответствующие структуры».