Патриарх советского сельхозмаша - 85 лет в строю

А.Л. Вождаев, ветеран завода им. Ухтомского и сельскохозяйственного машиностроения, г. Люберцы

Бывшему министру тракторного и сельскохозяйственного машиностроения СССР Александру Александровичу Ежевскому 3 ноября 2016 года исполняется 101 год. Поистине уникальный юбилей. В связи с этим мне хотелось бы довести до читателей основные этапы жизни и деятельности этого замечательного руководителя машиностроения.

Патриарх советского сельхозмаша - 85 лет в строю

Впервые с А.А. Ежевским «встретился» в 1955 году в Доме культуры Люберецкого завода имени Ухтомского как участник торжественного собрания. Он, будучи заместителем министра, выступил перед коллективом завода с докладом, посвящённым 38-й годовщине Великого Октября, восхитив присутствующих своей энергичностью, глубокими знаниями и осведомлённостью. Не мог я тогда представить, что через три десяткалет мне придётся работать в министерстве под его руководством.

Трудовой путь А.А. Ежевского типичен для крупных хозяйственных руководителей советского времени. Окончив семилетку, 15-летним подростком работал учеником токаря на Иркутском машиностроительном заводе. Одновременно учился, закончил рабфак, а затем и институт, инженер-механик. Прошёл почти все ступеньки производства – токарь, мастер, начальник цеха, главный инженер, директор. В годы войны возглавлял Иркутский авторемонтный и Иркутский автосборочный заводы, обеспечивая производство и бесперебойную поставку автомобилей фронту, а в послевоенные годы – навосстановление народного хозяйства.

В начале 1951 года назначен директором Алтайского тракторного завода, созданного в начале войны на базе эвакуированных Сталинградского и Харьковского тракторных заводов. При его непосредственном участии завод без остановки производства перешёл на выпуск дизельных тракторов ДТ-54, самой востребованной в то время пахотной машины, вместо маломощного керосинового трактора АСХТЗ-НАТИ.

Через два года, как опытному и энергичному руководителю, ему поручается возглавить самый крупный завод сельхозмашиностроения «Ростсельмаш». Ему удалось успешно организовать производство самоходных косилок, кукурузоуборочных комбайнов и других современных машин, провести модернизацию производственных процессов и другие важные мероприятия.

Его плодотворный труд в качестве директора крупных машиностроительных предприятий не остался незамеченным. И через полтора года он назначается заместителем Министра автомобильного, тракторного и сельскохозяйственного машиностроения, а затем после разъединения министерства – первым заместителем министра Минсельхозмаша СССР.

С мая 1957 года А.А. Ежевский в связи с упразднением отраслевых министерств работает в Госплане СССР начальником профильного Отдела.

Почти 20 лет 1962-1980 гг. он возглавлял в ранге министра Всесоюзное объединение Совета Министров СССР – «Союзсельхозтехника». Эта мощнейшая структура объединяла более трёх тысяч районных и областных подразделений и почти два миллиона работающих, внесла большой вклад в развитие и оснащение сельского хозяйства техникой, в создание ремонтно-технологической базы, в обеспечение минеральными удобрениями и другими материальными ресурсами. И в этом немалая заслуга А.А. Ежевского, вложившего значительный труд в создание и развитие этой важнейшей народнохозяйственной отрасли.

Не менее плодотворно трудился он и в качестве Министра тракторного и сельскохозяйственного машиностроения СССР. Именно при нём отрасль получила новый импульс в своём развитии. При его участии (1980-1988 гг.) были вновь построены и реконструированы тракторные и комбайновые заводы в Чебоксарах, Челябинске, Ростове, Волгограде, Харькове, Липецке, Минске, Кишинёве и поставлены на производство новые модели тракторов и комбайнов, включая мощнейший «Кировец» и «Дон-1500». Выпуск тракторов был доведён в 1985 году до 600 тысяч, что позволило стране выйти на первое место в мире. А в производстве зерноуборочных комбайнов достичь рекордного объёма – 118 тысяч (1984 год), превысив уровень США почти в 9 раз и прочно занимать также первое место в мире. При этом устойчиво развивались и моторные заводы, полностью удовлетворявшие потребность тракторных и комбайновых заводов.

Получили развитие и многие другие заводы, включая подмосковные: Ногинский топливной аппаратуры, «Давыдовосельмаш», «Моссельмаш», Ивантеевский опытный и другие. Постоянные деловые контакты поддерживал А.А. Ежевский с руководителями многих других подмосковных предприятий, включая директора Люберецкого завода им. Ухтомского, героя Соцтруда С.П. Попова в вопросах реализации продукции и развития предприятий.

Развивались и научно-исследовательские и констукторско-технологические институты: НАТИ, ВИСХОМ, НИИ Тракторосельхозмаш и другие. Было решено немало проблем научно-технического прогресса, надёжности выпускаемых машин, действовали комплексные программы по важнейшим техническим направлениям. Отрасль на подъёме, на вершине развития.

Но началась горбачёвская «перестройка», ставшая поворотным пунктом от созидания к разрушению. Руководители такого высокого профессионального уровня стали не нужны. И он вынужден был уйти в отставку. Но и после отставки вот уже более четверти века остаётся в строю. Он главный научный сотрудник Всероссийского научно-исследовательского центра ГОСНИТИ, почётный академик РАСХН, автор и соавтор многих научных работ по проблемам агропромышленного комплекса и сельскохозяйственного машиностроения.

За большие заслуги перед страной А.А. Ежевскому присвоено звание Героя Социалистического труда. Он награждён четырьмя орденами Ленина, двумя Трудового Красного знамени, орденом «За заслуги перед Отечеством» II и IV степени, многими медалями. Четырежды избирался членом ЦК КПСС и пять раз – депутатом Верховного Совета СССР.

Огромный жизненный и персональный опыт А.А. Ежевского востребован и сегодня. Он член бюро механизации РАСХН, заслуженный машиностроитель, участвует в «круглых столах», проводимых в Госдуме по вопросам сельхозмашиностроения и продовольственной безопасности, возглавляет Общество ветеранов тракторного и сельскохозяйственного машиностроений. Часто выступает на страницах газет, в частности в «Советской России» - «Накормим полмира или пойдём по миру», «Пора переливать колокола», «На чужой каравай», где даёт объективную оценку состоянию сельхозмашиностроения и сельского хозяйства в целом. Придерживается принципов социальной справедливости и социалистической ориентации в экономике.

Нередко приводит поучительные эпизоды из своей поистине многолетней и плодотворной деятельности. «В 1952 году, - вспоминает он (в то время директор АТЗ), - мне позвонил И.В. Сталин и попросил досрочно отгрузить тракторы Казахстану. Несмотря почти на полночь, срочно созвал начальников цехов, мобилизовал коллектив, работали напряжённо, двое суток никто не уходил с завода. И задание было выполнено – эшелон тракторов был отправлен. Вот такова была дисциплина и ответственность».

А сейчас? Катастрофическое падение объёмов производства. Выпуск тракторов по РФ снизился с 214 тысяч (1990 год) до 9,6 тысяч в 2013 году, т.е. в 22 раза, да и то с учётом «отвёрточной сборки», доля которой составляет почти 70 процентов. Как здесь не вспомнить мечту В.И. Ленина о 100 тысячах тракторов, которую советская власть перевыполняла ежегодно почти в 6 раз. А «эффективные» собственники стали выпускать более чем в 10 раз меньше ленинского желания.

Подобная картина и по зерноуборочным комбайнам (в 2014 голу выпущено 5,7 тысяч) и по другим видам сельхозмашин. Сотни заводов прекратили своё существование и выпуск продукции – Алтайский и Волгоградский тракторные, Красноярский и Рязанский комбайновые и другие. Среди них и подмосковные – Люберецкий завод имени Ухтомского, «Давыдовосельмаш», Климовский сельхозмашин, Успенский опытно-экспериментальный и другие. По сути, ликвидирована наука и научное обслуживание. В результате по оснащённости техникой сельское хозяйство отброшено почти на пятьдесят лет назад. Энерговооружённость села за время «реформ» сократилась в пять раз, количество тракторов в три раза (было 1365 тысяч стало 460 тысяч), комбайнов в 3,3 раза (с 408 до 122 тысяч). Отсюда резкое снижение выпуска сельскохозяйственной продукции и полнейшая угроза потери продовольственной независимости и безопасности страны. Всё стало поступать из-за кордона – и продовольствие и техника.

Сельскохозяйственное машиностроение можно возродить – считает А.А. Ежевский – за счёт создания нормальных условий для села: снижения кредитной ставки до уровня менее 5 процентов и увеличения бюджетных субсидий до 20-25 процентов, как это делается во всём мире. Будут деньги у крестьян – появится платёжеспособный спрос на технику, заработает сельхозмашиностроение, возникнет потребность в станочном оборудовании – заработает станкостроение, электротехническая промышленность и так весь машиностроительный комплекс. И это возможно даже при нынешнем режиме, нужна только политическая воля высших руководителей. Пора прекратить поток капитала олигархов на Запад и перенаправить его на развитие своей экономики и возрождение села.

За свою долголетнюю работу у А.А. Ежевского появилось много соратников и приверженцев, которые с одобрением относятся к его деятельности. «Его отличительной особенностью является – вспоминает первый заместитель министра Э.А. Калинин, - работа на перспективу с учётом научно-технического прогресса, отечественного и зарубежного опыта. Человек с широким диапазоном знаний, высоким уровнем профессионализма и работоспособности». Необычайную энергию и деловитость директора отмечал и бывший работник Алтайского тракторного завода, Герой Советского Союза Л.С. Логинов.

И всюду, где бы он ни работал, трудился и трудится с полной отдачей сил и знаний, ответственно и бескорыстно, не считаясь со временем и возрастом. Он и сегодня сохраняет оптимизм, энергию, подвижность, стремление познать новое. Часто бывает в деловых командировках. Только в прошлом году был в Париже, Иркутске, Ростове. Удивительно, что, будучи в Ростовской области в год своего столетнего юбилея на новом комбайне РСМ-161 убрал два гектара пшеницы, дав высокую оценку этой машине.

А.А. Ежевский совершил настоящий трудовой подвиг, внеся неоценимый вклад в развитие народного хозяйства страны и установив уникальный рекорд продолжительности трудовой деятельности – 85 лет. Его рекорд по-настоящему достоин книги Гиннесса. Его жизненное кредо: «Необходимо учиться всю жизнь и учиться непрерывно. Если учёба прекратилась, значит ты постарел». И ещё: «Только вперёд! Непрерывное самосовершенствование. Никогда не удовлетворяться достигнутым» – девиз его жизни.

Пожелаем Александру Александровичу крепкого здоровья, неиссякаемой энергии, долголетия и продолжать выполнять свои жизненные и трудовые заповеди и девизы!

Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов.
Все претензии направлять авторам.




 
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ:
 
                
 



 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 


Точка зрения

Владимир КАШИН
заместитель Председателя ЦК КПРФ, Председатель Комитета Государственной Думы ФС РФ по аграрным вопросам
КПРФ на пути к 80-летию Великой Победы

Павел ГРУДИНИН
Директор ЗАО «Совхоз им. Ленина»
Заявление Бюро Московского областного отделения КПРФ в поддержку совхоза им. Ленина

Николай ВАСИЛЬЕВ
первый секретарь МК КПРФ, член Комитета Государственной Думы по аграрным вопросам
Н.И. Васильев выступил на X (октябрьском) Пленуме ЦК КПРФ

Константин ЧЕРЕМИСОВ
второй секретарь МК КПРФ, заместитель Председателя Мособлдумы
Когда мозги встают на место

Александр НАУМОВ
секретарь МК КПРФ, руководитель фракции КПРФ в Мособлдуме, заместитель Председателя Мособлдумы
Руководитель фракции КПРФ Александр Наумов: «Озерский сувенир» – это большая история на пути к успеху и процветанию российской продукции!

Сергей СТРЕЛЬЦОВ
Главный редактор газеты «Подмосковная правда», член Бюро МК КПРФ
Сергей Стрельцов: сельские территории незаслуженно обделены вниманием


 





 

 

 

контакты

Редакция газеты "Подмосковная Правда":
8-499-261-59-98

*******

E-mail: mkkprf@mail.ru

*******

Адрес:
115487, г. Москва,
ул. Нагатинская,
д. 26, корп. 2

Телефоны МК КПРФ:
8-499-263-05-08,
8-499-263-11-57

*******

Все данные

ГК КПРФ
в Московской области:
 
  • Официальный сайт КПРФ
  • Московский городской комитет КПРФ
  • Газета Советская Россия
  • Газета Правда
  • Газета Подмосковная Правда