24 ноября на заседании Московской областной Думы принимался закон о бюджете Московской области на 2017 год и плановый период 2018-2019 годов. Его нельзя рассматривать в отрыве от бюджетной политики государства и принципов формирования федерального бюджета, он не может быть по своим качествам лучше федерального. А федеральный бюджет России основан на тупиковой политике финансово-экономического блока Правительства РФ. Госдума впервые рассматривала бюджет страны, когда один из его главных авторов находится под арестом.
Областной бюджет сохраняет все диспропорции и пороки федерального бюджета, об этом не раз говорила фракция КПРФ и в Государственной Думе, и в региональных парламентах.
Правительством области объем доходов бюджета на 2017 год прогнозируется в сумме 366,3 млрд рублей, что на порядок ниже уровня 2016 года. Доходы консолидируемого бюджета области, в соответствии с прогнозной оценкой, также ниже уровня 2016 года. Конечно, сказывается ситуация с продолжающимся общим кризисом, что влияет на формирование бюджета, его роста и, как правило, эффективного решения важнейших вопросов как в социальной сфере, так и в экономике.
Почему такой бюджет не годится, объяснил первый секретарь МК КПРФ, руководитель фракции КПРФ в Московской областной Думе Николай Иванович Васильев. Он обозначил, что в рассматриваемом проекте бюджета депутаты-коммунисты видят падение расходов по разделу национальной экономики с 84 млрд 650,8 млн рублей в 2016 году до 49 млрд 991,1 млн рублей в 2017 году:
«Темп роста ЖКХ в 2017 году к 2016 году составляет 81%, расходы на здравоохранение составляют 78,8%, социальная политика - 92,5%. Огромным минусом регионального бюджета является то, что в нем не предусмотрено выделение дополнительных средств на восстановление бесплатного проезда для пенсионеров Подмосковья на общественном транспорте города Москвы, нет дополнительной материальной поддержки поколения «детей войны». Считаю, что это неверный подход. Мы все вместе должны выйти на другие решения, на путь формирования бюджета развития области, а не выживания. Уже на протяжении ряда лет Московская область находится в пределах 340-360 млрд годовых доходов, а рядом Москва с ее 1,2-1,3 трлн рублей доходной части бюджета.
Без существенного увеличения объема доходной части бюджета мы не сможем придать нужный импульс развитию экономики Подмосковья и переходу к высокотехнологичным и наукоемким технологиям, а также обеспечению в полном объеме конституционного права граждан на бесплатное образование и здравоохранение. Расходы бюджета области сформированы в рамках 16 государственных и одной адресной программы Московской области. Зададимся вопросом, насколько они исполняются к концу отчетного года, какие переходные остатки переносятся на следующий год. Исполнение расходной части государственных программ в 2015 году составило 88%, т.е. десятки миллиардов рублей недоиспользуются. Нам говорят, что переходные остатки в основном образуются по объектам капитального строительства. А мы ищем дополнительные инвестиции, которые, безусловно, нужны области, но проблема недостаточно эффективного использования имеющихся остается.
Есть над чем работать и искать более эффективные решения при рассмотрении бюджета в следующих чтениях. Сегодня мы, коммунисты, констатируем, что вот уже третий год подряд доходы населения катастрофически падают, а цены на продукты питания и товары первой необходимости, налоги и услуги ЖКХ постоянно растут. Катастрофически увеличивается численность бедных, к которым уже относится более 1/3 населения. Поэтому фракция КПРФ не поддержала предложенный проект бюджета области на 2017 год и на плановый период 2018-2019 годов и проголосовала против принятия такого бюджета.