Административно-территориальная реформа, которую проводит губернатор Московской области Андрей Воробьев вызывает очень много вопросов не только у специалистов, но и у простых жителей. В Московской области накопилось большое количество проблем, которые требуют последовательного, продуманного решения.
Проблемы в системе ЖКХ, отмена льгот на проезд пенсионерам в г. Москва, повышение стоимости проезда в общественном транспорте с 28 рублей в 2014 году до 46 рублей в 2017 году (почти в 2 раза!), проблема расселения ветхого и аварийного жилищного фонда, а теперь ещё и платные парковки. Одной из самых острых проблем остается нехватка рабочих мест и дефицит бюджета области.
Важным налогоплательщиком были крупные и средние предприятия, которые остановили свое производство из-за кризиса, или вовсе были обанкрочены. Ярким примером служит группа компаний ЗАО СУ-155, которая имеет на территории только одного городского округа Домодедово несколько крупных предприятий, которые давали городу более 5 000 рабочих мест.
Беспокоят жителей высокие тарифы на услуги ЖКХ. Во многих семьях расходы на коммуналку составляют почти половину семейного бюджета. Не разрешен до конца вопрос с поборами на капитальный ремонт жилищного фонда. Государство ловко переложило бремя содержания жилых домов на жителей этого дома. Не придает гражданам оптимизма и все время повышающийся налог на землю. Людям приходятся по полгода ходить по различным комиссиям и судам, чтобы опротестовать кадастровую стоимость земельных участков.
Но на этом поборы населения не заканчиваются. Вводится новый вид сборов – платные парковки. Рассматривается вопрос о введении платного въезда в города.
Но эти проблемы, и многие другие волнуют команду губернатора в меньшей степени, чем проблема полного контроля над местной властью. Некоторыми муниципалитетами руководят главы, которые фактически находятся на высших муниципальных должностях с середины 1980-х годов. Возникла и другая проблема - как заменить такого руководителя, если его знает местное население, и годами проводятся «правильные выборы»?
Вот и родился в недрах команды губернатора закон Московской области от 11 июня 2016 года «О сроке полномочий представительных органов муниципальных образований и порядке формирования представительных органов муниципальных районов Московской области, сроке полномочий и порядке избрания глав муниципальных образований Московской области» № 60/2016-ОЗ.
После сентябрьских выборов 2016 года в Домодедово были отменены прямые выборы Главы городского округа. Теперь его избирает Совет депутатов. Теперь дошла очередь и до Совета депутатов.
17 января 2017 года в администрации прошли публичные слушания по поводу внесения изменений в Устав муниципалитета. Изменения предусматривают установление новой для Домодедово избирательной системы - пятимандатных округов. Действующий Совет депутатов, в котором успешно работает одна из самых многочисленных фракций КПРФ в Московской области, был сформирован по пропорциональной избирательной системе. Жители округа 4 марта 2012 года избрали Совет депутатов, голосуя именно за политические партии.
Участие в публичных слушаниях принял член КПРФ, помощник депутата Московской областной Думы А.А. Наумова Сергей Андреев.
«Предлагаемые изменения в Устав предусматривают введение мажоритарной избирательной системы, что, по моему мнению, ограничит право политических партий на представительство в муниципальном Совете. В этой связи считаю наиболее правильным закрепить в Уставе городского округа Домодедово смешанную избирательную систему, как наиболее полно отражающую мнение жителей городского округа», - пояснил С. Андреев. Также он предложил закрепить в Уставе муниципалитета положения, предусматривающие возможность избирать 10 депутатов по одномандатным округам и 15 депутатов по единому избирательному округу в рамках смешанной избирательной системы.
«Мы видим подобную практику на федеральных и региональных выборах. Политические партии прямо отражают мнение населения. Смешанная избирательная система удобна для действующей власти, но даже на федеральном и региональном уровне пока не ставится вопрос об избрании депутатов только по одномандатным округам. Это может дестабилизировать политическую и социальную обстановку. Изменение Устава осуществляется во исполнение закона Московской области № 60/2016-ОЗ. Но важно отметить, что данный закон не содержит прямого указания на вид избирательной системы. Эти полномочия прямо закреплены за муниципалитетами в 131-ФЗ, который, безусловно, имеет большую юридическую силу над областным законом», - пояснил С. Андреев.
Местные власти зачастую не слышат народ, не понимают необходимость осуществления диалога с политическими партиями и гражданским обществом. Но почему тогда власти в Зарайском, Рузском, и Павлово-Посадском муниципальных районах поняли такую необходимость, и установили смешанную избирательную систему. Мажоритарная система позволяет привлекать административно ангажированных кандидатов с большим финансовым ресурсом, что позволяет выигрывать выборы при такой системе.
Разумеется, предложения не были услышаны и первоначальный вариант решения Совета после проведения публичных слушаний вынесен на заседание Совета депутатов.