В Подмосковье с прошлого года началась активная работа по восстановлению инфраструктуры военных городков. Была проведена инвентаризация, приняты дорожные карты, выделены средства. Уже есть и первые итоги: отремонтированы дороги на сумму 120 млн. руб., в семи военных городках налажены системы уличного освещения. Областная власть надеется, что жители уже почувствовали улучшение.
Тем не менее, нареканий от жителей много. Не везде органы местного самоуправления подали сведения о проблемных объектах с учётом пожеланий жителей. Часто не соблюдаются сроки ремонтных работ. Средства, выделяемые на восстановление, не везде используются рационально.
На реконструкцию инженерных коммуникаций бывшего военного городка Софрино-1 выделены значительные средства. Но жители городка оставались этой зимой, то без воды, то без электричества, одна авария сменяла другую. И причина не только в достигшем критического уровня износе коммунальной инфраструктуры, но и в технологических нарушениях, а проще говоря, в головотяпстве подрядчиков, проистекающего из их равнодушия и безразличия к людям, которым они «оказывают услуги». При прокладке новой трассы холодного водоснабжения бетонный колодец новой трассы установили прямо на действующий магистральный водопровод. В итоге труба треснула. При замене напорного коллектора забыли предусмотреть вантузные камеры, в результате многочисленные порывы. Жители военного городка обращаются к депутатам с предложением инициировать письмо в прокуратуру с требованием проверки всех проводимых работ.
В декабре 2016 года группа Общественная палата Щёлковского района проверила ход реализации «Программы восстановления социальных объектов и инфраструктуры военных городков». Было выявлено, что отчёты о завершении восстановительных работ часто не соответствуют действительности. Восстановительные работы либо были проведены не в полном объёме, либо проводились с нарушением сроков и технологий, с неустранимым браком. Проверка выявила парадоксальную ситуацию, когда представителей модернизируемого культурно–досугового центра военного городка не допустили к составлению объёма ремонтных работ. В итоге они не имеют представления о смете на те или иные виды работ. По мнению общественных контролёров, именно такая ситуация и приводит к мошенническим схемам в производстве ремонтных работ, порождающих систему «откатов», коррупции, необоснованного обогащения. Наконец, проверка показала, что существуют попытки подменить собой общественность бывших военных городков, т.е. «общественными представителями» оказываются либо представители администрации, либо отдельные депутаты.
Проблемы, выявленные в ходе проверки хода восстановительных работ в военных городках Щёлковского района, без сомнения характерны и для многих других военных городков, включённых на баланс других муниципальных образований.
Областные чиновники зачастую распоряжаются полученной территорией, исходя из собственных интересов, а не интересов жителей. Здесь можно привести в пример передачу Калужской области двух военных городков без согласия их жителей. Или конфликт в бывшем военном городке Одинцово-1, где районная администрация приняла решение о сносе городка и строительстве на его месте многоэтажных домов. Особенно активно против этих планов выступают жители частных домов.
В военных городках Подмосковья 1109 многоквартирных жилых домов. В которых проживают более 140 тысяч человек. В прошлом году в бывших военных городках была проведена инвентаризация. Инвентаризация показала, что износ инфраструктуры подмосковных военных городков на 10–18%% превышает средний показатель по Московской области. Жилищный фонд изношен – на 56%, объекты водоснабжения – на 68%, водоотведения – на 81%, теплоснабжения – на 67,5%.
Необходимо помнить, что коммунальная катастрофа, постигшая военные городки, явилась прямым следствием развала армии и коррупции чиновников. Учреждённое в 2009 году АО«Оборонсервис» стало известно масштабными хищениями, также как и один из его субхолдингов «Славянка».
Безусловно, проблемы военных городков, в первую очередь, связанные с катастрофическим состоянием их инфраструктуры, бременем ложатся на областной бюджет. Но вовлечение их в оборот позволит иметь выгоду. Уже известно, что более 300 объектов будут выставлены на торги. Главное, чтобы это выгоду почувствовали жители военных городков, а не только узкий круг приближённых к исполнительной власти инвесторов.
Депутаты–коммунисты всех уровней Красной вертикали настойчиво добиваются, чтобы при восстановлении военных городков безусловно соблюдались открытость, максимальный учёт мнения жителей и строгий общественный контроль. Только такой подход будет максимально способствовать решению проблем военных городков в интересах их жителей.