На минувшей неделе фракцией КПРФ в Мособлдуме внесён для возобновления предварительного рассмотрения проект закона Московской области «О детях войны» (далее – проект закона, законопроект), внесенный в прошлом созыве Думы и доработанный с учетом замечаний и предложений, поступивших от Государственно-правового управления Думы, Губернатора Московской области и других субъектов законодательной инициативы.
Проект закона имеет целью установление в Московской области статуса детей войны для граждан Российской Федерации, родившихся в период с 22 июня 1928 года по 3 сентября 1945 года и постоянно проживающих в Московской области.
Как отмечается в пояснительной записке к проекту, его разработка продиктована необходимостью устранения исторической несправедливости по отношению к этой категории граждан, которые были детьми во время Великой Отечественной и Второй мировой войны. Война лишила их детства, но они наравне со взрослыми на заводах и фабриках, на полях и фермах вносили свой вклад в историческую победу над фашизмом. Большинство из них испытывали на себе все тяготы и лишения войны, а после ее окончания на их плечи легло восстановление разрушенного народного хозяйства.
Однако данная категория пенсионеров не является ни ветеранами войны, ни тружениками тыла и соответственно не получает льгот и других мер социальной поддержки. В то же время социальное положение детей войны ухудшается. Но даже если часть из них охвачена системой социальных льгот, «не хлебом единым жив человек». Героических людей поколения ветеранов войны становится всё меньше. Дети войны должны принять эстафету памяти и стать опорой военно-патриотического воспитания молодых поколений. Именно статус «детей войны» позволит этим людям в полной мере участвовать в формировании патриотического сознания молодёжи, на примере своей жизни прививая любовь к Отечеству.
С учетом этих доводов в 16 регионах России органами законодательной (представительной) власти приняты законы, предоставляющие детям войны особый социальный статус, а также льготы и меры социальной поддержки. В частности, такие законы действуют в Бурятии, Красноярском крае, Амурской, Белгородской, Вологодской, Иркутской, Ленинградской, Омской, Оренбургской, Псковской, Самарской, Тверской областях и других субъектах РФ. Информация об этом приведена в приложении к пояснительной записке.
Следует подчеркнуть, что ни в одном из парламентов указанных регионов фракция КПРФ не имеет большинства голосов, и принятие там законов о поддержке детей войны говорит о возможности нахождения согласованного решения политических партий, представленных в законодательных собраниях, по данному вопросу.
Принятие аналогичного закона давно назрело и в Московской области, где провозглашена «идеология лидерства» по важнейшим направлениям социально-экономической политики и общественной жизни. Тем более, как подчеркнул на заседании фракции КПРФ председатель Комитета по местному самоуправлению Мособлдумы Александр Наумов, на городском и районном уровне этот процесс уже начался, о чем свидетельствует принятие в Ленинском муниципальном районе и городском округе Домодедово решений об установлении некоторых мер адресной социальной поддержки граждан поколения детей войны, проживающих на территории данных муниципальных образований.
Согласно данным Мособлстата по состоянию на начало 2015 года численность пенсионеров, родившихся в период с 1928 года по сентябрь 1945 года и проживающих на территории Московской области составляла около 640 тыс. человек. Из них около 250 тыс. человек (на начало 2017 года) являются членами Московского областного отделения Общероссийской общественной организации «Дети войны» и активно выступают за принятие областного закона о детях войны.
Проект закона направлен на создание правовых основ и организационных условий для реализации в Московской области единой государственной политики в сфере поддержки детей войны, которая, в свою очередь, призвана создать условия, обеспечивающие детям войны достойную жизнь, активную социальную и общественную деятельность, почёт и уважение в обществе. Согласно проекту закона статус детей войны определяется датой рождения и фактом постоянного проживания на территории Московской области. Статус подтверждается паспортом гражданина и не требует иного дополнительного документа.
Законопроектом определяются основные направления деятельности Правительства Московской области, органов государственной власти и органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области в сфере оказания поддержки детям войны. Уполномоченный орган (предположительно, это будет Минсоцзащиты), на который возлагается моральная ответственность за поддержание общественного статуса и материального положения этой категории граждан, по мере появления возможностей в бюджете области и оптимизации его неэффективных статей, устанавливает порядок и уровень предоставления адресных мер социальной поддержки детям войны. Используя полномочия, предоставленные Законом Московской области «О бюджетном процессе в Московской области» № 151-ОЗ/2007, Минсоцзащиты получит основания выступать совместно с другими участникам бюджетного процесса с соответствующими инициативами и вносить в новые проекты годовых бюджетов и государственных программ Московской области соответствующие обоснованные предложения.
Необходимо подчеркнуть, что принятие данного законопроекта не потребует дополнительных расходов текущего областного бюджета. Главная цель и смысл принятия проекта: дети войны Подмосковья должны получить достойный статус, отражающий уважение общества к этим людям, внесшим особый вклад в достижение Победы и послевоенное возрождение страны, для активного участия в патриотическом воспитании молодых поколений.
О результатах рассмотрения проекта закона Московской области «О детях войны» в Думе будет сообщено дополнительно.