(о некоторых результатах мониторинга Закона № 34/2013-ОЗ)
Как уже сообщалось, постановлением Московской областной Думы от 27.04.2017 № 42/22-П создана и приступила к работе Комиссия по мониторингу правоприменения Закона Московской области № 34/2013-ОЗ «Об использовании копии Знамени Победы в Московской области» (далее – Комиссия, Закон).
Напомню, что согласно этому Закону в День Победы копии Знамени Победы в обязательном порядке вывешиваются наряду с Государственным флагом Российской Федерации на зданиях либо поднимаются на мачтах, флагштоках. Реализация этого положения обеспечивается органами государственной власти Московской области и органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области. Далее в Законе сказано, что одновременный подъем (размещение) Государственного флага РФ и копии Знамени Победы осуществляется в том же порядке, что и одновременный подъем (размещение) Государственного флага РФ и флага Московской области, флага муниципального образования Московской области в соответствии с Федеральным конституционным законом № 1-ФКЗ «О Государственном флаге РФ».
Со дня принятия Закона прошло более четырех лет, однако, судя по свидетельствам граждан, его исполнение на территории области за все эти годы не соответствует высокому предназначению данного Закона. Этими обстоятельствами и вызвано проведение мониторинга, целями которого являются:
1) сбор и анализ объективной информации из муниципальных образований о применении Закона;
2) выявление организационных, технических и иных объективных причин, затрудняющих его исполнение;
3) подготовка предложений по разработке нормативных правовых актов и рекомендаций по повышению эффективности применения Закона.
Прежде всего, комиссией был организован сбор информации по предмету мониторинга. Он осуществлялся двумя способами: наблюдением за оформлением зданий администраций в День Победы, а также с помощью рассылки опросных листов главам муниципальных образований области.
Накануне Дня Победы руководство МК КПРФ обратилось к секретарям райкомов, горкомов КПРФ, членам партии и нашим сторонникам с просьбой организовать наблюдение и дать информацию, как реализуется Закон в городах по месту их жительства. 23 мая в Мособлдуме на втором заседании Комиссии были заслушаны сообщения о результатах наблюдения за практикой правоприменения Закона в текущем году и результатах опроса глав муниципальных образованиях Московской области.
Отмечено, что 9 мая вывешивание копии Знамени Победы на зданиях администраций органов местного самоуправления зафиксировано в центрах 19-ти муниципальных районов и городов областного подчинения (из 38 объектов наблюдения). В трёх городах (Красногорск, Подольск, Фрязино) копии Знамени Победы вывешивались на домах и культурно-бытовых объектах, но не на здании администрации. В Королёве, Луховицах, Рузе и ряде др. городов копии Знамени Победы выносились только на митингах. В Солнечногорске на праздничном шествии власти пытались приравнять копию Знамени Победы к партийной символике КПРФ и высказывались против его демонстрации, что говорит о низком уровне их гражданского сознания и правовой культуры. А в целом приходится констатировать, что Закон не выполняется властями более чем половины муниципалитетов.
Еще на стадии подготовки к мониторингу во фракции обсуждалось, каковы могут быть объективные причины, которые тормозят исполнение Закона в муниципальных образованиях Подмосковья? Мы изучили опыт Москвы и других регионов, где вывешивание копии Знамени Победы 9 мая наряду с Государственным флагом России и флагом субъекта РФ стало доброй традицией. И оказалось, что кроме основополагающих федеральных и региональных законов, там были приняты постановления правительства, в которых было четко и ясно указано, в каком порядке в День Победы должны одновременно размещаться копии Знамени Победы среди других флагов на зданиях органов власти, многоквартирных домов и других объектах.
Исходя из этого первый и основной вопрос по теме мониторинга был задан в следующей формулировке: «Согласны ли Вы, что необходима доработка нормативного правового акта Правительства Московской области, устанавливающего единый порядок одновременного размещения Государственного флага, флага Московской области, копии Знамени Победы и флага муниципального образования натерритории Московской области?»
Теперь о том, как был организован опрос и некоторых результатах. Ссопроводительным письмом председателя Комиссии рассылка информации опросного листа была проведена 2 мая с использованием возможностей Межотраслевой системы электронного документооборота (МСЭД. В числе адресатов были указаны все главы администраций муниципальных образований Московской области, всего 262 должностных лица.
По состоянию на 2 июня с.г. по системе МСЭД на имя председателя Комиссии поступили и обработаны 108 писем с приложением заполненных опросных листов, содержащих ответы глав (или уполномоченных ими должностных лиц) 20 муниципальных районов (в том числе преобразуемых), 27 городских округов и городов областного подчинения, 21 городского поселения (г.п.) и около 40 сельских поселений. От общего числа адресатов это составляет 41,2%. Ответы получены почти от всех глав администраций муниципальных районов и более половины глав городов областного подчинения (в том числе вновь образованных), что по социологическим нормам представляется вполне достаточным для анализа. В то же время следует отметить, что информация Комиссии не была представлена властями таких городов, как Красногорск, Королёв, Лобня, Луховицы, Подольск, Жуковский, Фрязино и др.
На вышеуказанный первый вопрос опросного листа положительно ответили 95 респондентов или 87,9% опрошенных. Среди причин отрицательных ответов (таковых было 13) в двух случаях указано: «Закон исполняется в полном объеме в течение пяти лет» (город Электроугли и г.п. Краснозаводск Сергиево-Посадского муниципального района). Остальные отрицательные ответы даны без комментариев.
Вторая часть опросного листа касалась технической стороны вопроса. Предположим, что областным правительством принят нормативный акт, устанавливающий единый порядок вывешивание копий Знамени Победы. Но, спрашивается, как практически разместить дополнительные флаги (копии Знамени Победы)? Ведь на зданиях органов государственной власти Московской области, в том числе на здании Московской областной Думы установлены двухрожковые флагодержатели – для Государственного флага РФ и флага Московской области. То же самое – на зданиях правительства и центральных исполнительных органов государственной власти Московской области. Дополнительные флагштоки также отсутствуют. Для копий Знамени Победы просто нет места, их некуда размещать. Аналогичная ситуация в большинстве муниципальных образований.
Исходя из существующего положения вещей, второй вопрос был сформулирована так: «Согласны ли Вы, что для обеспечения технической возможности одновременного размещения (вывешивания) трёх и более флагов необходимо провести инвентаризацию флагодержателей на зданиях и строениях Вашего муниципального района (городского округа) в целях последующей установки дополнительных кронштейнов, либо повсеместной замены двухрожковых флагодержателей на трёх- (четырёх) рожковые?» (изучались техническая сторона применения Закона на местах).
На данный вопрос положительно ответили 92 респондента, или 85,2% опрошенных. Подавляющее большинство глав администраций признают наличие этой организационно-технической проблемы. В двух ответах сельских поселений, в том числе с.п. Совхоз имени Ленина, указано, что инвентаризация проведена и установлены новые флагодержатели.
Третий вопрос был сформулирован для свободного, индивидуального ответа по теме мониторинга: «Какие, на Ваш взгляд, иные причины объективного характера препятствуют исполнению Закона №34/2013-ОЗ на территории Вашего муниципального образования?» Подавляющее большинство ответов отрицательные: иные объективны причин отсутствуют. Тем не менее, в семи опросных листах (из 107) указаны следующие причины:
1) концепцией праздничного, тематического оформления территорий муниципальных образований в 2017 году, утвержденной Главным управлением по информационной политике Правительством Московской области, не предусмотрено размещения копий Знамени Победы на зданиях;
2) недостаточность финансирования (для установки новых кронштейнов);
3)недостаточная информированность руководителей организаций и предприятий, управляющих компаний многоквартирных домов.
В ходе обсуждения итогов опроса состоялся обмен мнениями членов Комиссии. В числе причин, тормозящих надлежащее исполнение Закона на территории Московской области, было отмечено отсутствие должной административной ответственности за неисполнение Закона.
И всё-таки, на наш взгляд, основная цель мониторинга – коренным образом изменить отношение органов государственной власти и органов местного самоуправления Подмосковья к выполнению Закона. Главным его результатом стало бы положение, когда руководители разного ранга, стоящие во главе ведомств, районов и городов области будут размещать на зданиях и поднимать на флагштоках копии Знамени Победы не из страха наказания (административных санкций, штрафов), а руководствуясь своей совестью и гражданским долгом. И это будет лучшим подарком и ветеранам, и их потомкам, идущим в колоннах Бессмертного полка области в День Победы.
Углублённый анализ результатов опроса глав муниципальных образований продолжается, но уже сейчас можно с уверенностью сказать, что Комиссией получена достаточная информация о наличии ряда объективных причин, организационно-технических проблем, затрудняющих исполнение Закона на местах. На следующих этапах мониторинга это позволит подготовить предложения по разработке нормативных правовых актов и рекомендаций по повышению эффективности применения Закона.
Завершая этот краткий обзор, хотелось бы от имени членов Комиссии поблагодарить глав районов, городов и поселений, принявших участие в опросе и приславших информацию. Вызывает удовлетворение тот факт, что большинство опрошенных выразили согласие участвовать в рабочем совещании по теме мониторинга, обсуждении его итогов и дали координаты своих представителей, в сферу компетенции которых входит обновление комплекта флагов и их размещение на зданиях муниципального района, городского округа, поселения.
В июне месяце запланировано расширенное заседание Комиссии по мониторингу с участием представителей органов государственной власти Московской области и органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области (правоприменителей). Состав участников и повестка расширенного заседания определяются исходя из анализа результатов опроса и контактов с органами власти Московской области.