Расскажите, как можно. Именно эта идея стала рефреном расширенного заседания комитета по экономике, предпринимательству и инвестиционной политике Мособлдумы, которое состоялось во вторник, 20 июня, в Щёлкове, на производственной базе ООО «Тритон». Заседание было посвящено развитию кооперации субъектов крупного и малого предпринимательства в сфере обрабатывающей промышленности.
Депутат Мособлдумы, член вышеназванного комитета и генеральный директор «Тритона» Василий Мельников провёл почти двухчасовую экскурсию по производству. Участникам заседания, а ими стали председатель комитета по экономике, предпринимательству и инвестиционной политике, его заместитель, представители областной Торгово-промышленной палаты и бизнеса, показали уникальные оборудование и технологические линии по производству сантехники – акриловых ванны, душевых кабин, мебели для ванных комнат. А уникальные они потому, что созданы руками местных инженеров и конструкторов. Как радушный хозяин Василий Мельников провёл своих гостей по всей территории предприятий – они даже заглянули в общежитие для рабочих. И всё же на отдельных производственных участках вести фото- и видеосъёмку запретили: оригинальная технология должна таковой оставаться.
На некоторых машинах помещена табличка «Произведено ИТО». ИТО – инженерно-технический отдел «Тритона». Здесь местные кулибины и творят чудеса: под запросы производства полностью переформатируют начинку зарубежного оборудования. Так, робот просверливает в стекле три отверстия одновременно. «Такое оборудование нигде не производится», – уточняет технолог «Тритона» Артём Сафошкин.
По некоторым позициям «Тритону» вообще нет равных на рынке. К примеру, матрица для изготовления ванн может выдерживать до пять тысяч съёмов. «А между тем во всех книжках по технологии сказано, что рассчитывать можно не более чем на две тысячи съёмов. Какие показатели у конкурентов, неизвестно. Но с некоторых пор матрицы они заказывают у нас», – поясняет Артём Сафошкин. Кстати сказать, участок изготовления матриц – один из примеров кооперации большого «Тритона» и малого предприятия. Основная тема выездного заседания думского комитета.
***
Василий Мельников уточнил, что из 11 этапов производства акриловых ванн пять осуществляются на основе кооперации с малыми предприятиями. «Например, производством стальных каркасов занимается созданное в кооперации с нами ООО «Механизмы Вебер». И сегодня в общем объёме производства доля «Тритона» составляет около 30 процентов, остальное – сторонние заказы», – говорит Василий Мельников.
***
Как вообще оказалась на поверхности тема кооперации крупных производств и малых предприятий? По данным думского комитета, доля субъектов малого предпринимательства в валовом региональном продукте Московской области составляет 21,6 процента. При этом на долю обрабатывающих производств в валовой добавленной стоимости приходится лишь 10,7 процента (для сравнения: доля оптовой и розничной торговли – 31,6 процента). Эти показатели говорят о необходимости структурных изменений в экономике региона, считают парламентарии, а сделать это можно путём увеличения общего количества субъектов малого предпринимательства при одном важном условии – опережающими темпами должно расти число субъектов именно в сфере промышленности. Василий Мельников и его коллеги видят решение этой задачи через развитие кооперации.
***
Чем «маленькие» предприниматели могут заинтересовать «больших»? Гибкостью, быстротой реакции, скоростью внедрения и освоения новых технологий. «Большие» тоже крайне нужны «маленьким». Это основные их заказчики, во всяком случае на первоначальном этапе. Спросите любого начинающего бизнесмена, чего он боится больше всего. Пять из пяти ответят, что отсутствия заказов. Кроме того, «большие» помогают финансово. «Тритон» заключил с нами договор о 100-процентной предоплате в течение года. По сути, выдал нам беспроцентный кредит», – говорит Олег Вебер, генеральный директор ООО «Механизмы Вебер», о котором речь шла выше.
***
На заседании была также поднята тема информированности предпринимателей о возможностях кооперации. Одним из подходов к решению проблемы стало предложение создать информационную, а затем и торговую платформу по примеру китайской публичной компании Alibaba Group – с возможностями поиска подрядчиков, их рейтингования, заключения сделок и создания инфраструктуры, обеспечивающей поставки.