Доклад заместителя Председателя ЦК КПРФ, Председателя Комитета Государственной Думы по аграрным вопросам, академика РАН В.И. Кашина, «Всероссийский день поля – 2017», Республика Татарстан, 5.07.2017г.
Уважаемые товарищи!
Прошлый год, вопреки грузу нерешенных проблем в отрасли, был ознаменован лучшим с 1978 года результатом в производстве зерновых и в значительной степени продуктивным для АПК в целом.
Благодаря самоотверженному труду крестьян только зерновыми и зернобобовыми культурами было засеяно более 47 млн. га пашни, обеспечена средняя урожайность более 26,2 ц/га. В результате валовый сбор указанных культур превысил 120,6 млн. тонн. Россия заняла лидирующие позиции в мировом производстве и экспорте пшеницы.
По сути, прошлый год продемонстрировал наши возможности и имеющийся потенциал к дальнейшему эффективному развитию сельского хозяйства.
В свою очередь год текущий, сложившиеся нестабильные агроклиматические условия, ярко высветили все недостатки государственной политики в области развития агропромышленного комплекса. И в первую очередь это демонстрируют промежуточные результаты уборочной кампании.
В целом по Российской Федерации начало уборки урожая было отложено, и на 3 июля с площади в 265,7 было собрано 1,2 млн. тонн зерна. Урожайность держится на уровне 44,2 ц/га, что на 1,5 ц/га больше чем в 2016 году.
При этом следует отметить, что на оценку общей урожайности оказали результаты работы в Республике Адыгея (42,7 ц/га) и Краснодарском крае (60,1 ц/га). В подавляющем же большинстве регионов, таких, как Калмыкия, Крым, Дагестан, Северная Осетия, Чечня и Ставропольский крой, урожайность не просто находится на уровне от 22,9 до 31,7 ц/га, но на 0,5-10 ц/га меньше, чем год назад. В этой связи и Минсельхоз России оценивает перспективные валовые сборы зерна на уровне 100-105 млн. т.
Агроклиматические условия в текущем году сделали вопросы технической обеспеченности, технологической модернизации сельхозпредприятий, и, самое главное, научного обеспечения отрасли, фактически определяющими успешность всего сельскохозяйственного года.
Что качается технической вооруженности - мы видим, как работают хорошо оснащенные техникой хозяйства, такие, как Красная Пойма или Красный Восток. Этим предприятиям дожди не помешали заложить прекрасный сенаж в хороших объемах. При этом именно благодаря своей технической вооруженности они эффективны также с точки зрения технологического развития, внедрения наилучших практик, передовых методов обработки почвы и сельскохозяйственных культур, что является одним из важнейших факторов устойчивого развития. К сожалению, таких хозяйств у нас единицы.
Сегодня в России эксплуатируется не более 223 тыс. тракторов, 59 тыс. зерноуборочных комбайнов, 11 тыс. машин для внесения удобрений. Исходя из этого, мы видим величину реальной нагрузки на технику – более 250 га на трактор и 422 га на комбайн при нормах 73 га и 244 га соответственно. При этом в нынешних условиях уборки урожая нагрузка на технику возрастает в разы.
В этой ситуации важно обеспечить мобилизацию всех имеющихся технических средств, регионам работать максимально слаженно и на принципах взаимовыручки, а Правительству держать ход уборки урожая на особом контроле, оперативно реагируя на возникающие проблемы в ресурсном обеспечении полевых работ.
Слабая техническая оснащенность большинства наших сельхозпредприятий – результат постоянной пробуксовки процесса технического перевооружения. В 2016 году нашими аграриями было приобретено немногим более 8 тыс. тракторов, 3,8 тыс. зерноуборочных комбайнов. И это притом, что износ парка уже превысил 60%.
Аналогичная ситуация сложилась и в части оснащенности наших сельхозпредприятий зерносушильными мощностями. При этом в текущем году эффективность сушки зерна - один из определяющих факторов в обеспечении, как сохранности урожая, так и должного его качества.
Зерносушильный парк насчитывает около 9 тыс. сушилок со средней производительностью 10 плановых тонн в час, из которых примерно 6 тыс. находится непосредственно в сельскохозяйственном производстве, а около 3 тыс. – в логистике (элеваторы и хлебоприемные предприятия). Обновление же зерносушильного парка тоже происходит низкими темпами - ежегодный ввод в эксплуатацию новых сушильных мощностей составляет не более 1,1 тыс. тонн в час.
При этом особенностью эксплуатируемых в России зерносушильных мощностей является их высокое энергопотребление, которое, по разным оценкам, достигает от 30% до 35% в общих энергозатратах на производство зерна.
В итоге, как на уборку урожая, так и на его обработку потребуется значительно больше энергии.
В этой связи мы должны обратить особе внимание на вопросы обеспечения сельхозтоваропроизводителей необходимыми энергоресурсами, качество и количество которых позволит сохранить уровень рентабельности производства не ниже показателей прошлого года. И если подойти к решению этой задачи действительно взвешенно и системно, то в текущем году следует установить необходимые государственные гарантии для наших сельхозпредприятий, закрепив их соответствующим актом Правительства Российской Федерации. Комитет выйдет с такой инициативой.
Не менее важным является вопрос обеспечения сельхозтоваропроизводителей достаточным количеством удобрений и химических средств защиты растений.
На протяжении всего периода с 1991 года мы наблюдаем сокращение количества вносимых в почву минеральных и органических удобрений (соответственно в 5 и 6 раз меньше). Безусловно, при внесении минеральных удобрений во влажные почвы, эффективность их применения увеличивается за счет естественной интенсификации процессов минерализации. Но от этого ситуация не становится менее парадоксальной, когда от производимых в России 18 млн. т. минеральных удобрений (действующего вещества) в год, мы используем лишь 10%, а остальное отправляем на экспорт.
С органическими удобрениями ситуация не лучше – про них забыли напрочь, даже не включив показатель их применения в Государственную программу развития сельского хозяйства. Аналогично с известкованием – площадь произвесткованных кислых почв сократили в 23 раза.
В части обеспечения эффективности применения химических средств защиты растений следует отметить, что текущем году значение этого фактора многократно возросло. Причем это утверждение является актуальным, как для текущей уборочной кампании, так и для подготовки к осенней посевной.
Ярким примером эффективной работы с земельными ресурсами служит Республика Татарстан – 75 кг. минеральных удобрений (действующего вещества) здесь вносится на один гектар пашни, 25% пашни засевается семенами высших репродукций, все сельскохозяйственные земли участвуют в севообороте. Новые технологии, биологизация, зеленая экономика, точные и цифровые технологии здесь не пустой звук.
Без удобрений, десикантов, регуляторов роста, без других пестицидов и консервантов потерь урожая, резкого снижения его качества нам не избежать.
Не избежать этого и при попустительском отношении к проблемам сельскохозяйственной инфраструктуры, логистики.
Особенно остро стоит вопрос нехватки зернохранилищ, суммарная мощность которых на сегодняшний день оценивается в 115 млн. т. Из этой мощности на элеваторы, обеспечивающие наиболее качественные условия хранения, приходится лишь 38 млн. т. Да и те более чем на 60% изношены. При этом ежегодный ввод в эксплуатацию мощностей хранения зерна, хоть и имеет положительную динамику, но в 2015 году составил всего 829,6 тыс. тонн единовременного хранения в зернохранилищах и 301 тыс. тонн единовременного хранения в элеваторах.
Нехваткой же зернохранилищ определяется, как высокая стоимость хранения зерна, которая может доходить до 1000 руб. за прием, полугодовое хранение и последующую выдачу 1 тонны зерна, так и значительные потери зерна в связи с нарушением условий хранения.
Если же говорить в целом о логистике, то тут ситуация не лучше. Нехватка зернохранилищ усугубляется неравномерностью их территориального размещения. В отдельных субъектах Российской Федерации дефицит мощностей хранения достигает 2 млн. т.
Плюс ко всему на плечи сельхозпроизводителей сегодня ложатся высокие транспортные затраты. Это является особенно актуальным для тех компаний, которые работают в удаленных регионах - на Урале, в Сибири.
Если не начать решать названные проблемы в оперативном порядке, то товарность зерна в 2017 году будет значительно ниже даже прошлогодних 68,9 процентов.
Особое место в обеспечении качества сельскохозяйственной продукции занимают вопросы семеноводства.
Никто не отменял прописной истины – «Что посеешь, то и пожнешь». Но у нас продолжают сеять чем попало, используя до 30% некондиционных семян. Именно в этом, на наш взгляд, ключевая причина неуклонного снижения качества российского зерна - в урожае 2016 года доля продовольственной пшеницы упала до 71% - меньше среднего значения за 9 последних лет (75%).
Не менее тревожная ситуация складывается с распределением произведенной пшеницы по классам. Сильную пшеницу первого и второго класса Россия не производит вовсе. Объемы же производства ценной пшеницы 3 класса неуклонно снижаются – если в урожае 2012 года ее было 49,8%, то в 2016 году – всего 22,3%. Зато с 30,1% до 49,1% увеличилась доля пшеницы 4 класса, и с 20,1% до 28,7% - доля 5 класса.
Все подтверждает тяжесть последствий критической зависимости России от импорта семян. При этом по таким культурам, как картофель, сахарная свекла, подсолнечник, а также по ряду овощных культур зависимость достигает 90%.
Ситуацию с импортозамещением в семеноводстве и питомниководстве с мертвой точки должен был сдвинуть Указ Президента Российской Федерации «О мерах по реализации государственной научно-технической политики в интересах развития сельского хозяйства». Первым пунктом этого указа постановляется разработать и реализовать комплекс мер, направленных на создание и внедрение до 2026 года конкурентоспособных отечественных технологий, основанных на новейших достижениях науки и обеспечивающих, в первую очередь, производство оригинальных и элитных семян сельскохозяйственных растений по направлениям отечественного растениеводства, имеющим высокую степень зависимости от семян иностранного производства.
Вместе с тем, Проект федеральной научно-технической программы развития сельского хозяйства на 2017-2025 годы, подготовленный во исполнение названного Указа, при всех своих положительных и перспективных положениях, не обнадеживает. Причина тому всего одна – амбициозные цели Программы не обеспечены дополнительными финансированием из федерального бюджета. И это при том, что развитие семеноводства всегда являлось задачей государственной важности, основывалось на государственном заказе, строгом государственном планировании и контроле.
Именно через наукоемкость сельскохозяйственного производства, через технологии, через использование этих сортов и гибридов, которые раскрывают свой генетический потенциал через адаптивность к биотическим и абиотическим факторам, мы можем обеспечить увеличение урожайности на 30%. Тем более, что только за последнее время нашими учеными было создано более 300 новых сортов сельскохозяйственных культур, многие из которых ярко выделяются высокой продуктивностью.
Вместе с тем, аграрная наука сегодня серьёзно ослаблена, существенно сокращено финансирование фундаментальных исследований. Ликвидированы научные отделения, ряд научно-исследовательских институтов и опытных станций. Директора опытных хозяйств снимаются с должностей решениями ФАНО России даже без согласования с головными институтами.
Особым ударом по российской науке в целом явилось реформирование Академии. Выстроенная веками система управления научными исследованиями снесена до основания, наука оказалась фактически отрезанной от научно-производственной базы академических институтов. Получается так, что Россия сегодня насильственно наставляется на путь утраты даже потенциальной возможности продолжить развитие наследия великих умов. Новые поколения ученых сегодня вынуждены работать в условиях не то что способствующих развитию научной мысли, но наоборот, удерживающих и угнетающих ее.
Одновременно с этим сельское хозяйство испытывает все более острую нехватку квалифицированных кадров. За период с 1990 года выпуск рабочих и служащих сельскохозяйственных профессий сократился более чем в 2,5 раза, а количество образовательных учреждений начального профессионального образования уменьшилось более чем в 4 раза. Доля населения, занятого в сельском хозяйстве, уменьшилась с 13,4% в 1990 году до 6,7% в 2015-м.
Ситуация с кадровым обеспечением сельского хозяйства усугубляется низким уровнем финансирования аграрных вузов в расчете на одного студента очной формы обучения (в среднем в 3 раза меньше, чем в вузах министерства образования). Но нам, к счастью, удалось решить эту проблему и в инициативном порядке обеспечить принятие 17 февраля 2017 года соответствующего Постановления Государственной Думы и Обращения к Председателю Правительства Российской Федерации Д.А.Медведеву. В результате у нас есть убежденность в том, что с 2018 года государственное финансирование образовательной деятельности в расчете на одного студента аграрного вуза будет увеличено примерно в 3 раза.
Переходя к рассмотрению вопроса финансового обеспечения развития сельского хозяйства и агропромышленного комплекса в целом, следует отметить следующее.
В рамках планирования федерального бюджета на 2017 год Правительство, в части расходов на АПК, к сожалению, пренебрегло принципом сбалансированности системы стратегического планирования. В Государственную Думу был внесен законопроект о бюджете, в котором ассигнования на цели реализации Государственной программы развития сельского хозяйства оказались на 32% меньше паспортных значений и составили всего 204,5 млрд. рублей.
Комитет выступил с резкой критикой предложенного распределения средств и в серьезной борьбе, при поддержке Министерства сельского хозяйства, добился выделения на сельское хозяйство дополнительных 11,3 млрд. рублей. Тогда нам удалось поддержать развитие мелиорации, увеличить базу льготного кредитования, повысить капитализацию Россельхозбанка, и др.
В итоге был принят Федеральный закон от 19 декабря 2016 года № 415-ФЗ «О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» на реализацию мероприятий Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013–2020 годы было предусмотрено уже 215,8 млрд. рублей на:
Мы также смогли договориться о выделении Минсельхозу России из резервного фонда Правительства Российской Федерации 13,7 млрд. рублей на предоставление субсидий производителям сельскохозяйственной техники. Это позволило обеспечить стимулирование роста производства на 70 сельхозмашиностроительных предприятиях в 37 субъектах Российской Федерации, создание новых производственных мощностей, а также постановку в серийное производство новых современных энергонасыщенных моделей техники. Решение было оформлено 17 апреля 2017 года в виде Распоряжения Правительства Российской Федерации № 715-р.
Вместе с тем, сохранившееся недофинансирование Государственной программы было все еще критическим. И наши опасения были связаны в первую очередь с рисками срыва сезонных полевых работ из-за отсутствия у сельхозпредприятий достаточного количества оборотных средств.
В этой связи, исходя из тех стратегических задач, которые сегодня поставлены в части реализации Государственной программы я, как председатель Комитета, направил Открытое письмо Президенту России.
В письме была обозначена просьба оказать содействие в выделении из резервного фонда Правительства Российской Федерации 50 млрд. рублей для удовлетворения текущего спроса на краткосрочные кредиты и 50 млрд. рублей – на инвестиционные кредиты. Финансирование Государственной программы развития сельского хозяйства в указанных объемах позволило бы обеспечить эффективное функционирование агропромышленного комплекса в текущем году и создать достойный задел на будущее.
В том числе благодаря этому шагу, в рамках весенней корректировки бюджета, Комитету удалось добиться выделения дополнительных 9 млрд. рублей на цели реализации Государственной программы, в том числе:
- 3 млрд. рублей - на единую субсидию;
- 2,25 млрд. рублей - на субсидии на возмещение части прямых понесенных затрат на создание и модернизацию объектов АПК, на приобретение техники и оборудования;
- 4 млрд. рублей на поддержку льготного кредитования.
Более того, дополнительные 25,0 млрд. рублей были направлены на увеличение уставного капитала Россельхозбанка.
Учитывая изложенное, на текущий момент объем средств федерального бюджета, которые будут расходоваться в интересах развития агропромышленного комплекса, достиг 263,6 млрд. рублей.
При этом ряд направлений финансирования мы обозначили как приоритеты при формировании бюджетной политики на ближайшую перспективу. В частности, это коснулось несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства, субсидий на повышение продуктивности в молочном скотоводстве, дополнительных средства на создание комфортных условий жизнедеятельности в сельской местности (строительство школ, жилья, водо- и газопроводов, фельдшерско-акушерских пунктов, спортивных площадок, клубов, сельских дорог). Все эти положения закреплены в Постановлении Государственной Думы от 21 июня 2016 года № 1766-7 ГД.
Мы убеждены, что наши инициативы найдут свое отражение в законе о бюджете, и отправной точкой в работе над бюджетом уже 2018 года и планового периода 2019-2020 годов станет уровень 300 млрд. рублей.
При этом мы помним и о главной цели нашей работы с бюджетом – в обозримой перспективе обеспечить финансирование АПК на уровне 6% расходной части бюджета, что соответствует 1 трлн. рублей в год.
В заключение хочу отметить, что каким бы щедрым ни было государство в части вопросов финансирования, без развития законодательного регулирования и формирования позитивной правоприменительной практики эффективное развитие агропромышленного комплекса так и останется лишь целью на бумаге.
В этой связи отмечу, что Комитет по аграрным вопросам Государственной Думы 7 созыва обеспечил принятие Федерального закона от 17 апреля 2017 года № 70-ФЗ «О внесении изменений в статьи 1 и 9 Федерального закона «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами». Данным законодательным актом создана правовая основа для эффективной реализации принципов надлежащей лабораторной практики Организации экономического сотрудничества и развития в деятельности российских испытательных центров (лабораторий) в области неклинических лабораторных исследований объектов, содержащихся в пестицидах. Тем самым обеспечивается транспарентность процесса проведения исследований и гарантирование надлежащего качества полученных результатов.
Также был принят Федеральный закон от 1 июля 2017 года № 144-ФЗ «О внесении изменений в статью 14 Федерального закона «О развитии сельского хозяйства», направленный на расширение круга лиц, участвующих в государственных закупочных интервенциях. Реализация данного законодательного акта позволит обеспечить повышение доходности сельхозтоваропроизводителей сырья молочной продукции, и, как следствие, существенно увеличит их возможности к модернизации и повышению эффективности производства.
В портфеле Комитета осталось 7 законопроектов, из числа которых хочу обратить особое внимание на следующие.
Законопроект № 189113-7 «О внесении изменения в статью 36 Федерального закона «О финансовой аренде (лизинге)». Данная инициатива была внесена в Государственную Думу Правительством Российской Федерации 31 мая 2017 года в целях обеспечения роста поголовья специализированного мясного крупного рогатого скота. О важности, в том числе с точки зрения агроэкологии, использования в сельскохозяйственном производстве лучшего генетического материала уже было сказано выше. В этой связи данный законопроект будет рекомендован Комитетом к принятию Государственной Думой в первом чтении уже 7 июля 2017 года. Второе и третье чтение законопроект пройдет в период очередной - осенней сессии работы.
Законопроект № 180670-7 «О внесении дополнения в статью 3 Федерального закона «О развитии сельского хозяйства» в части признания научных и образовательных организаций сельскохозяйственными товаропроизводителями». Законопроект был разработан и внесен мной в Государственную Думу совместно с депутатами нашего Комитета. Данной инициативой мы предложили отнести научные, профессиональные образовательные организаций и вузы, осуществляющие подготовку кадров в области сельского хозяйства и имеющие в своей структуре опытно- и учебно-производственные подразделения, осуществляющие производство и переработку сельхозпродукции, к сельскохозяйственным товаропроизводителям. Это позволит оказать названным хозяйствам, являющимся источником прогрессивных технологий в сельском хозяйстве, дополнительную поддержку, поставить их в равные с другими категориями сельхозтоваропроизводителей условия в части получения государственной поддержки развития сельскохозяйственной деятельности.
Мы также наладили активное сотрудничество с Минсельхозом России, Минприроды России, Минобрнауки и другими заинтересованными ведомствами по подготовке и скорейшему внесению законодательных инициатив по наиболее актуальным проблемам аграрного права, в том числе:
1) «О производстве и обороте органической продукции (продукции органического производства) и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
2) «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
3) «О внесении изменений в Федеральный закон «О семеноводстве» и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации»;
4) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения ветеринарной безопасности территории Российской Федерации»;
5) «О внесении изменения в Закон Российской Федерации «О ветеринарии»;
6) «О внесении изменений в Федеральный закон «О мелиорации земель»;
7) «О внесении изменений в Федеральный закон «О племенном животноводстве»;
8) «О землеустройстве» (новая редакция);
9) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях развития пчеловодства».
Названные проекты федеральных законов разрабатываются в целях повышения эффективности сельского хозяйства Российской Федерации и в первую очередь на основе принципов устойчивого и интенсивного производства.
Учитывая изложенное, уважаемые товарищи, перед нами стоят сложные, но выполнимые задачи. Комитет Государственной Думы по аграрным вопросам всегда будет пропагандировать и внедрять передовой опыт, разворачивать к крестьянству правительство и в целом общество, активно отстаивать интересы отрасли посредством законотворческой и представительной деятельности, участвовать в формировании позитивной правоприменительной практики, поскольку эффективность сельскохозяйственного производства является ключевым фактором обеспечения продовольственной безопасности, источником роста и развития экономики, средством повышения качества жизни населения.