Выступление заместителя Председателя ЦК КПРФ, Председателя Комитета ГД ФС РФ по аграрным вопросам, академика РАН В.И. Кашина на заседании Государственной Думы в рамках рассмотрения проекта федерального закона № 90991-7 «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров» («лесная амнистия»).
Работа весенней сессии Государственной Думы завершилась принятием одного из самых позорных законопроектов последних лет – Закона о так называемой «лесной амнистии». Минэкономразвития, подготовившее законопроект, в очередной раз (как и в случае с разработанными более 10 лет назад Лесным и Водным кодексами, исправлять которые мы не устаем до сих пор) доказало свою несостоятельность в вопросах регулирования природоресурсных отношений. Мнение ведомств, отвечающих за сохранение лесов, никого не интересовало, специалисты в области лесного законодательства в круг участников согласования и доработки закона допущены не были.
Совершенно очевидно, что на самом деле авторами закона за благой целью навести порядок в учете, упорядочить оборот, разгрузить суды, заваленные спорами о наложениях, пересечениях границ, двойном учете земельных участков неумело завуалировано беспрецедентное по цинизму отчуждение самых ценных и в экологическом и в экономическом отношении земель, занятых защитными лесами. Потенциально речь идет о выводе от полутора до нескольких миллионов гектар государственных земель и лесов из федеральной собственности.
Законопроект, принятый в окончательной редакции, уже не оправдывает крепко «прилипшее» к нему прозвище «лесная амнистия». Амнистируют тех, кто признаны виновными и несут наказание, здесь же мы видим вопиющую возможность «отмывания» в силу закона нажитого преступным путем недвижимого имущества.
Закон допускает грубейшиедиспропорции в защите интересов частных правообладателей объектов недвижимости и публичного собственника – Российской Федерации. В соответствии с его нормами, если имеются расхождения в данных ЕГРН и лесного реестра, затрагивающие интересы частного собственника – всегда предлагается решать вопрос не в пользу земель лесного фонда и без учета причин возникновения таких расхождений. При этом вопрос о процедурах (т.е. об обеспечении «чистоты» сведений в реестрах) ставится выше вопроса о правах – спора частных и публичных интересов. Это недопустимо и противоречит всем канонам правотворчества.
Законом установлена дата 1 января 2016 года как «срок отсечения» возможности признания земель лесного фонда землями других категорий при наличии противоречий в сведениях указанных государственных реестров. При этом предусматривается презумпция добросовестности всех правообладателей земельных участков, в отношении которых имеются противоречия в сведениях реестров о категории земель, зарегистрировавших свои права до указанной даты.
Авторы закона объясняют срок 1 января 2016 года тем, что это дата, после которой стало известно о подготовке законопроекта, и позволяет отсечь тех, кто умышленно, узнав о готовящейся амнистии, принялся незаконными путями оформлять лесные участки в собственность пользуясь неразберихой с местоположением границ лесничеств и лесопарков. Очень сомнительный аргумент, т.к. умышленные самозахваты лесных земель, породившие массовые пересечения границ, мешающие, например, в Московской области, утвердить генпланы поселений, возникли гораздо раньше.
По данным мониторинга Минприроды России и Рослесхоза, эти пересечения границ в подавляющем большинстве случаев имеют заведомо противоправную природу (самовольная застройка земельных участков из состава земель лесного фонда с последующим незаконным их переводом в земли населенных пунктов путем принятия неправомочных решений местных администраций (без согласования с «лесными» органами власти), или в другие категории земель путем учета участков в ЕРГН, в котором отсутствуют сведения о границах лесничеств и лесопарков).
Также обращает на себя внимание, что в Подмосковье не утверждены не только генпланы, но и не установлены границы лесничеств и лесопарков. Этот факт даже ставит под сомнение возможность реализации для региона «лесной амнистии» – в законе говорится о пересечении границ именно лесничеств и лесопарков. Как это будет работать в отсутствии данных об этих границах в каких бы то ни было реестрах – непостижимо.
По нашему мнению, неразбериха с границами лесов и частных участков, возникшая в исторический период, когда лесное и земельное законодательство в вопросах оборота участков на землях лесного фонда были плохо согласованы, еще может быть предметом рассмотрения для принятия решений об «амнистии». Но со вступлением в силу Лесного кодекса Российской Федерации (1 января 2007 г.) установлен знак равенства между земельными и лесными участками с точки зрения их правового содержания как объектов недвижимости. Поэтому с 1 января 2007 года игнорирование требований лесного законодательства об образовании, закреплении на местности и учете лесных участков, является грубым нарушением и лесного, и земельного, и гражданского законодательства, и амнистировать это категорически нельзя.
В законопроекте ко 2 чтению появилась и вторая «дата отсечения» - август 2008 года. Предлагается относить в силу закона к землям других категорий земельные участки, если и в лесном реестре, и в ЕГРН земельные участки отнесены к лесному фонду. Это вообще выходит за рамки концепции проекта и противоречит названию. Изначально говорили совсем о другом - о исторически сложившихся на лесных землях СНТ и ДНТ, границы которых «залезли» на лесные земли в силу отсутствия у органов местного самоуправления данных о расположении границ лесного фонда, и которые в ЕГРН числились как сельхозземли.
Законопроект же «открывает ворота» для узаконивания прав всех частников, кто возвел капитальные строения в виде дворцов и элитных коттеджей заведомо на землях лесного фонда, что всегда было запрещено законодательством.
Необходимо напомнить: Президент Российской Федерации дал поручение и указание Правительству Российской Федерации разрешить сложившиеся проблемы, обратив особое внимание на защиту прав граждан, являющихся добросовестными приобретателями объектов недвижимости.
Мы считаем, что добросовестность – гораздо более широкое понятие и не исчерпывается сроком, после которого публично стало известно о возможной амнистии. Депутаты нашей фракции подготовили системные поправки ко 2 чтению законопроекта, которые выстраивали механизм «лесной амнистии», минимизирующие риски «лазеек» для незаконных лесных латифундистов, но они поддержаны не были.
Нам продолжают твердить о техническом характере проекта – наведем порядок в реестрах и заживем спокойно. Отнюдь. Изменение в сведениях реестров не может не повлечь пересмотр границ на местности. По правовым последствиям законопроект ведет к уменьшению площади и изменению границ лесного фонда, в том числе в зеленых зонах, нивелируя ограничения Лесного кодекса РФ.
Правда, «талантливые» законотворцы не забыли про общество: ему «бросают кость» в виде обещания компенсировать утраченные площади высадкой новых лесов. Вот только делать это будут не те, в чью пользу из лесного фонда выведут земельные участки, а само государство, оплатив из федерального бюджета расходы региональных органов лесного хозяйства на лесовосстановительные работы. Таким образом, принятием этого закона государство «кидает» само себя, а значит, и весь наш народ, дважды!,/p>
Совершенно очевидно, принятым законом нужно решить совсем другие задачи – легализовать украденные у государства, сверхликвидные земли, в том числе под многомиллионную элитную недвижимость. Именно поэтому под маркой защиты прав обиженных граждан через Парламент продавлен механизм, позволяющий под одну гребенку амнистировать и бедного садовода - жертву кадастровых ошибок, и беспардонных застройщиков, игнорирующих любые требования экологического законодательства, и олигархические круги, оттяпавшие приличные куски лучших защитных лесов для собственного отдыха и удовольствия.
Фракция «КПРФ» в Государственной Думе голосовала против этого закона. Остановить его принятие, конечно, не удалось. Но мы добились закрепления в Постановлении Государственной Думы требования к Правительству РФ обеспечить в течение ближайшего времени установление границ лесничеств, лесопарков, расположенных на землях лесного фонда в непосредственной близости от населенных пунктов с населением более пятьсот тысяч человек, а также внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений об указанных границах.
Наш бой за сохранение защитных лесов еще впереди. КПРФ будет жестко контролировать правоприменение закона о «лесной амнистии» и требовать от Правительства и региональных властей строгого выполнения всех гарантий общественных прав и интересов, которые имеются сегодня в Конституции РФ и федеральном законодательстве.21 июля на завершающем весеннюю сессию пленарном заседании Государственной Думы выступил заместитель Председателя ЦК КПРФ, Председатель Комитета по аграрным вопросам В.И.Кашин при обсуждении в третьем чтении законопроекта о "лесной амнистии" и принятии Постановления Государственной Думы "О Федеральном законе "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель".