Уважаемые товарищи!
В течение последних 25 лет в Российской Федерации наблюдается неуклонное снижение здоровья населения. Даже за последние 15 лет заболеваемость граждан болезнями органов пищеварения выросла на 10%, болезнями эндокринной системы, расстройствами питания, нарушениями обмена веществ - на 58,3%, болезнями системы кровообращения – на 83,8%. На этом фоне в 2016 году возобновилась естественная убыль населения.
В этой связи, на передний план вновь выходят вопросы здорового питания и, в первую очередь, обеспечения населения витаминизированной продукцией, а равно плодово-ягодной продукцией. Ведь именно витамины являются основным элементом, регулирующим и обеспечивающим большинство метаболических процессов в организме человека.
К сожалению, начиная с 90-х годов, мы наблюдаем лишь разрушение сложившейся системы товарных хозяйств. Причем эта проблема коснулось не только центрального чернозёмного района, нечернозёмной зоны, но и высокопродуктивных южных хозяйств.
Мы потеряли значительное количество площадей по всем культурам (и семечковым, и косточковым, и ягодным). Особенно велико сокращение в товарном промышленном садоводстве. В итоге в России сегодня производится лишь 3,3 млн. тонн плодово-ягодной продукции, из которых 2,4 млн. тонн – в хозяйствах населения.
Из этого вытекает и уровень потребления витаминизированной продукции населением.
Напомню, что Минздравом установлены научно обоснованные нормы здорового питания по потреблению свежих фруктов - это 100 килограмм в год. На законодательном уровне, продовольственная корзина в Российской Федерации определила, что взрослый трудоспособный человек должен потреблять не менее 60 килограмм плодов и ягод, дети должны потреблять ещё больше - 118 кг в год.
Но мы не дотягиваем и до этого, ведь даже с учетом импорта фруктов, который в 2016 году, по данным Таможенной статистики, составил около 4 млн. тонн, на российском рынке находится всего 5 млн. тонн плодово-ягодной продукции. А должно быть не менее 15 млн. тонн!
Ситуация усугубляется низкой товарностью продукции отечественного садоводства. В связи с отсутствием кооперации в личных подсобных хозяйствах, хоть и «пририсованный», но все-таки значительный объем плодово-ягодной продукции выращенной населением на рынок не выходит.
Крупные хозяйства также испытывают сложности при сбыте произведенной продукции. Сельскохозяйственных рынков практически не осталось, а сложившаяся в сетевых магазинах схема ценообразования сводит долю производителя в розничной цене на его продукцию к абсолютно ничтожным значениям. Посмотрите, к примеру, по семечковым – у сельхозтоваропроизводителей принимают по 31 рублю за килограмм, а продают в 3-4 раза дороже. Аналогичная ситуация и с другими видами плодово-ягодной продукции.
Вот и получается, что действительный потенциал, которым обладает наше садоводство, не участвует ни в обеспечении продовольственной безопасности, ни в обеспечении здоровья и благополучия наших граждан.
Мы должны принять незамедлительные меры по возрождению этой важнейшей отрасли народного хозяйства!
Необходимо решительно увеличить площади многолетних насаждений, ягодников и виноградников.
В Государственной программе уже закреплена цель до 2020 года заложить 84-90 тысяч гектаров новых садов с урожайностью на уровне 300-400 центнеров с гектара. Уже ежегодно вводится по 14-15 тысяч гектаров новых садов. Но если взглянуть в более широкой перспективе, потребуется несколько десятилетий, чтобы такими темпами прийти к миллиону гектар садов – хотя бы на уровне 400-450 в товарных хозяйствах и 500-550 в личном подсобном хозяйстве.
Чтобы достичь этого хотя бы в среднесрочной перспективе, мы должны эффективно решить проблему раскорчевки старых садов и закладывать ежегодно не менее 25 тыс. га новых садов. Только так получится в ближайшее время удвоить производство плодово-ягодной продукции.
Мы должны укрепить такую базисную отрасль садоводства, как питомниководство.
Отечественной наукой и практикой отработаны уникальные инструменты, методологические и методические подходы по созданию для различных по типу интенсивности садов саженцев-двухлеток с 2-3 мутовками и боковыми ответвлениями. С таким посадочным материалом уже на 3-й год появляется возможность получить промышленный урожай.
Для реализации этих возможностей должна быть налажена эффективная связь науки и питомниководческих хозяйств, которых не так давно у нас было более 500. Нужно возрождать систему управления питомниководством – в Министерстве должно быть самостоятельное подразделение, обеспечивающее эффективное развитие отрасли, особенно в садопригодных территориях.
У нас есть конкретные предложения по системному повышению эффективности работы отрасли! Комплекс предлагаемых нами мер прошел широкое обсуждение с профильным Министерством, представителями науки, отраслевыми союзами, регионами. В рамках Парламентских слушаний, а также Всероссийских совещаний, состоявшихся в Московской, Волгоградской областях, в других субъектах Российской Федерации, все участники дискуссий выразили нам единогласную поддержку и поддержали выдвинутые нами предложения!
У нас есть законопроект №206370-7 «О внесении изменений в Федеральный закон от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», предполагающий, для обуздания аппетитов торговых сетей, введение в России государственного регулирования цен на продовольственные товары первой необходимости.
У нас есть законопроект, направленный на укрепление государственной поддержки опытных и учебных подразделений аграрных НИИ и вузов путем признания их сельхозтоваропроизводителями. Это позволит распространить на них существующие для сельхозтоваропроизводителей субсидии.
Мы активно работаем над законопроектами о кооперации, о производстве органической сельхозпродукции, о плодородии, о мелиорации, о землеустройстве, и многими другими инициативами, направленными на развитие отрасли в целом.
Вместе с тем, сегодня, в преддверии внесения в Государственную Думу закона о федеральном бюджете на 2018 год и плановый период 2019-2020 годов, считаю необходимым обратить особое внимание на проект федерального закона № 19842-7 «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации».
Данный проект был внесен нами в Государственную Думу еще 3 ноября 2016 года. Основная его цель - снижение НДС на операции по реализации плодовых, ягодных культур и винограда с 18% до 10%.
Следует отметить, что в зарубежных странах НДС на фрукты существенно ниже, чем в России. Так, в Польше этот налог составляет 8%, в ФРГ – 7%, в Нидерландах – 6%, в Италии и Испании – 4%, в Великобритании, Турции и Израиле – 0%. Более того, даже в России продукция сельского хозяйства облагается налогом на добавленную стоимость по ставке 10%. И только плоды, ягоды и виноград облагается ставкой 18%.
Принятие законопроекта позволит сохранить нашим садоводам дополнительные средства в размере до 4,3 млрд. рублей в год. Эти ресурсы смогут быть направлены на ту же самую раскорчевку старых и закладку новых садов, техническое и технологическое перевооружение отрасли – на все те цели, которые в рамках текущей государственной поддержки садоводы не в состоянии перед собой поставить.
Конечно, доходы федерального бюджета по статье НДС на указанную сумму снизятся. Но уменьшение поступлений налоговых отчислений от реализации плодово-ягодной продукции и винограда, будет с лихвой компенсировано за счет уплаты 18% НДС при приобретении материально-технических ценностей для закладки и содержания новых садов и строительства фруктохранилищ.
Кроме того, интенсификация производства приведет к увеличению количества новых рабочих мест. По экспертным оценкам у 2020 году в отрасль будет дополнительно привлечено более 100 тыс. человек, годовой фонд оплаты труда которых составит не менее 10 млрд. руб.
Законопроект поддерживается Минсельхозом России. Так, рамках состоявшегося 13 сентября 2017 года в Государственной Думе правительственного часа Министр сельского хозяйства Российской Федерации А.Н. Ткачев обратился к депутатскому корпусу с просьбой поддержать данный законопроект. В поддержку инициативы также выступает Ассоциация производителей, импортеров и экспортеров фруктов и овощей, Национальный плодоовощной союз. Участники уже названных выше Парламентских слушаний и Всероссийских совещаний также единогласно поддержали принятие законопроекта!
Уважаемые товарищи! Мы чувствуем поддержку Минсельхоза России, поддержку науки, отраслевых союзов, регионов. Мы все стремимся к тому, что бы обеспечить население отечественной плодово-ягодной продукцией, укрепить здоровье нации. В этой связи и Правительство, и Государственная Дума должны верно расставить приоритеты и направить усилия на оказание поддержки нашим садоводам, помочь им крепко встать на ноги.
Предложенный нами законопроект – один из верных и необходимых шагов на этом пути.