Доклад заместителя Председателя ЦК КПРФ, Председателя Комитета Государственной Думы по аграрным вопросам, академика РАН В.И. Кашина на расширенном заседании Научно-экспертного совета «Импортозамещение в АПК - приоритетное направление экономического развития России».
Уважаемые члены Научно-экспертного Совета, уважаемые участники заседания, мы начинаем работу.
Я хочу поблагодарить всех за то, что дружно и оперативно собрались обсудить очень серьезную тему - вопрос импортозамещения, решения проблемы продовольственной безопасности, обеспечения населения в достаточном количестве качественным продовольствием. Тема выходит напрямую на проблему национальной безопасности страны.
Если посмотреть на наш торговый баланс за последние шесть лет, то можно увидеть, что 146 миллиардов долларов мы за этот период потеряли, с точки зрения завоза соответствующей продукции и техники на развитие нашего агропромышленного комплекса, решения проблем продовольственной безопасности. Есть, безусловно, хорошая динамика ежегодного снижения импорта, но, тем не менее, цифры есть цифры.
Если взглянуть в разрезе растениеводческой продукции, то виден успех, который позволяет нам говорить о достижении основных параметров Доктрины продовольственной безопасности, и, следовательно, выходе на необходимость ее актуализации.
В производстве зернобобовых 2016 год был для нас очень успешным, а в текущем году мы вовсе преодолеваем порог 130 миллионов тонн.
В части производства технических культур у нас также виден прорыв и в части масличных культур рост до 16 млн. т., и сахарной свеклы - рост до 51 млн. т. Но и в этом случае у нас сохраняется определенный объем импорта готовой продукции.
Усилить же нашу с вами работу необходимо на направлении овощеводства и производства плодово-ягодных культур, поскольку здесь зависимость от импорта уже критична.
Мы сегодня производим немногим более 3,3 млн. тонн плодов и ягод. При этом большая доля этих объемов (2,5 млн. тонн) приходится на личные подсобные хозяйства, а в товарном производстве мы имеем около 850 тыс. тонн.
Если взять овощеводство и картофелеводство, мы также видим, что более 70% этой продукции производится в хозяйствах населения с очень низкой товарностью.
Наша же задача, исходя из состава продовольственной корзины, обеспечить каждого человека 100 кг. фруктов в год, что диктует необходимость вывода внутреннего рынка фруктов и ягод на уровень 14,5 млн. тонн, из которых, как минимум, 10 млн. тонн должны приходиться на товарное производство.
Нехватку внутреннего производства мы компенсируем импортом, который в 2016 году составил 6,5 млн. тонн по фруктам и 2,3 млн. тонн по овощам. В сумме - около 9 миллионов.
Что в этой связи нам предстоит сделать?
Первое - конечно, нам не обойтись без резкого увеличения площадей под овощными культурами и многолетних насаждений. И второе – урожайность. Через новые технологии в садах выйти на 300-400 центнеров с гектара – это вполне реально. Сегодня мы 16-17 тысяч гектар закладываем подобных садов, увеличили объемы выделяемых на эти цели средств в 5 раз! Но еще сохраняется проблема раскорчевки старых садов, есть проблемы в логистике, есть много проблем в питомниководстве. Все эти проблемы мы должны решить, и если будем действовать достаточно эффективно, закладывать не менее 20-25 тыс. га и использовать весь урожай, то к 2025 году сможем выйти на 8-9 млн. т. продукции собственного производства.
Говоря о технических культурах, мы не можем не опустить проблему семеноводства - зависимость от импорта семян уже критически велика. По таким культурам, как картофель, сахарная свекла, подсолнечник, а также по ряду овощных культур зависимость достигает 90%. В этой связи Научно-экспертному совету нужно выработать основные принципы выхода из сложившейся ситуации.
В части продукции животноводства - ситуация тоже крайне тревожная.
На территории России производится всего 17-18 млн. т. товарного молока. Уровень потребления молока населением упал до 230-240 кг., что на 90 кг. меньше нормы, и уж тем более меньше того уровня потребления, который был в Советском Союзе.
Мы находимся в сложной ситуации и за все эти годы так и не смогли увеличить поголовье дойного стада, которое сегодня находится на уровне 8 млн., из которых добрая половина - в личном подсобном хозяйстве. Ситуацию надо менять в корне!
Мяса говядины мы производим 1,6 млн. т. вместо 4 млн. т., которые имели 26 лет назад, в связи столь же стремительно упало и его потребление.
Когда мы смотрим экономическую составляющую животноводства, то видим нулевую доходность. Исходя из этого, надо перестраивать экономический посыл и существенно увеличивать государственную поддержку и регулирующие факторы ценообразования.
Проблем очень много, начиная от приятия закона о племенном животноводстве, заканчивая вопросами кормопроизводства и Законом «О торговле». Взгляните - сегодня цена производителя сырого молока составляет 22 рубля, но на прилавке оно в пакете продается уже по 80 рублей. По мясу точно такая же ситуация. Нам надо делать все для того, чтобы изменить инвестиционный климат в отрасли,
Что касается нашей успешной работы по "быстрому" мясу, то здесь, особенно в птицеводстве, ситуация выглядит позитивной. Вместе с тем, существует серьезная зависимость от импорта инкубаторного яйца, а также технологического оборудования.
Необходимо восстанавливать племенное направление и репродукцию в птицеводстве. Причем эта работа должна вестись максимально предметно и системно.
Если мы возьмем глубже и посмотрим на ситуацию с техническим вооружением АПК, то увидим здесь много проблем.
Снижается энерговооружённость. И это несмотря на то, что наши заводы уже способны выпускать высокоэффективную технику. Это касается и тракторов, и комбайнов, и многого другого. Сотни крупных и малых предприятий занимаются этой работой, но, к сожалению, ситуация решительно не меняется.
Эксплуатируемый сегодня парк тракторов на 60% состоит из техники старше 10 лет. Это, по существу, выработка ресурса на 90-100 процентов! Если смотрим комбайновый парк, то можно увидеть 45% процентов старой техники. В этой связи мы должны выпускать не текущие 6 тысяч единиц техники в год, а выходить на нормальный режим воспроизводства, приближая нашу техническую вооруженность к нашим конкурентам.
Чтобы не месяцами убирать наши зерновые и технические культуры, нам надо производить и направлять в АПК по 40 тысяч комбайнов и тракторов в год, не говоря уже о другой сельскохозяйственной технике!
Что касается пищевой промышленности. Напомню, что мы проводили несколько больших совещаний, парламентские слушания, где эту проблему детально рассматривали. В зале сегодня присутствует бывший заместитель министра мясомолочной промышленности - член-корреспондент РАН В.Н.Сергеев, а также другие товарищи, которые помнят и знают, сколько и как мы производили техники, из чьего материала и так далее.
Сегодня же представители нашей пищевой промышленности на каждом совещании говорят, что им не из чего инженерные мысли воплощать в реальную жизнь. Вся нержавейка идёт на 90% из-за рубежа. Надо завершать эту работу нашим соответствующим и конструкторам, и министерствам, ведущим эти направления. Надо предметно ставить задачу - если мы нацелены на импортозамещение, то оно должно работать эффективно.
Мы не должны превращать наш АПК в сырьевой придаток Запада. Мы нефть сырую гоним за рубеж, и говорим о необходимости наращивать ее переработку уже ни один десяток лет. А сейчас то же самое начинается с нашим зерновым потенциалом. Причём ситуация на зерновом рынке такова, что малые и средние хозяйства просто разоряются. Сложившаяся ситуация ни стране, ни товаропроизводителю не выгодна и уж тем более не способствует решению тех больших задач, которые мы перед собой ставим.
Что касается вопросов мелиорации. Без этого не может быть завтрашнего дня. И мы вынуждены ещё раз обратить внимание на наши 7% мелиорируемой пашни, которые дают наибольшую эффективность в раскрытии генетического потенциала лучших наших сортов. Надо двигаться вперёд, как это делает Индия, Китай. Мы ещё раз заостряем внимание и Научно-экспертного совета, и Минсельхоза России, и Правительства Российской Федерации, и бизнес-сообщества: без развития мелиорации эффективного развития не будет, тем более в условиях изменяющегося климата.
Надо уходить на конкурентный уровень. Китай и Индия сегодня идут темпами 1,5-2 млн. га в год. Вот и мы должны наращивать темпы и вводить в эксплуатацию, хотя бы, по 500 тыс. га мелиорируемых земель в год.
Плодородие почв - кричащая тема. Без её решения также не будет развития. Мы истощаем наши почвенные ресурсы!
Посмотрите, на какой огромный процент закислена наша почва. И ведь это не только Нечерноземье, но и южные регионы. Там другие беды, там вторичное засоление, опустынивание, и так далее.
Мы снизили в 5-6 раз внесение минеральных и органических удобрений, в 26 раз сократили внесение известковых материалов. Но самое страшное – создается впечатление, что это всех устраивает, и бизнес молчит, и наши контролирующие органы. До сих пор в стране зарастают бурьяном, кустарником, мелколесьем сельскохозяйственные угодья. Всего выведено из севооборота около 40 млн. гектар. Это не годится! За нашу Землю-Матушку очень много полегло людей.
Далее – вопросы кадрового обеспечения отрасли. Без этого у нас не будет ни производительности, ни цифровых, ни точных, ни органических технологий.
Мы видим с вами, что происходит с профессионально-техническими училищами, что происходит у нас с наукой, как наша наука за последние годы деградирует с точки зрения подготовки кадров. В разы сократилась аспирантура, сокращается количество молодых учёных, защита диссертаций и так далее.
Здесь целый пласт вопросов, которые надо решать, я уже не говорю о качестве подготовки специалистов. Вопрос назрел и он архиважный, связанный, в том числе, и с заработной платой ученых, и с условиями обучения, и, конечно, в целом с условиями жизни на селе. Здесь проблема наиболее кричащая.
В сельской местности по 80 километров приходится ехать до больницы. У нас 95 тысяч деревень без газа. Под 40 тысяч деревень не имеют почтовой связи и так далее. На сельскохозяйственный район одна бригада скорой помощи, а в районе проживает 13-14 тысяч человек, 50-60 деревень, 10-12 из них лесных. Как может одна бригада скорой помощи на бездорожье обеспечить должный уровень здравоохранения на селе? Также и по образованию.
Молодых людей, и уж тем более специалистов, в таких условиях на селе не закрепишь!
Мы эту тему, устойчивого социального развития сельских территорий, будем подробно обсуждать 7 декабря в Зале Пленарных заседаний Государственной Думы под председательством В.В.Володина. Обсуждение будет предметным - вместе с губернаторами, с министрами и другими ответственными за это направление людьми. Убержден, что в рамках этой работы нам удастся принять важные решения и приступить к их реализации.
Нам необходимо очень много сделать в части законодательного обеспечения.
Я должен сказать, что нам сейчас удалось сдвинуть с мертвой точки проблему кадрового обеспечения. Мы в четыре раза увеличили объем выделяемых на одного студента средств, причем во всех 5-х сельскохозяйственных вузах. Было 28-32 тысячи рублей, а теперь 132 тысячи. Разница еть!
Мы приняли в первом чтении закон, которым распространяем государственную поддержку на наши сельскохозяйственные вузы, на наши научные организации, на наше опытное хозяйство, опытные станции, на всех, кто производит сельскохозяйственную продукцию. В этом ключе мы готовим законопроект к рассмотрению уже во втором чтении. Давайте работать вместе. Мы получили большую поддержку от наших академиков, от нашего экспертного сообщества. Считаю, что все мы, вместе с руководством Государственной Думы, сделали очень большую и полезную работу.
Но и дальше мы должны двигаться в этом же ключе, решая многие другие проблемы, в том числе связанные с использованием брошенных земель, которых у нас около 40 миллионов га.
Вопросы о семеноводстве, об элитном животноводстве, вопросы, связанные с ветеринарией, мониторингом почв, вопросы новых технологий, органического земледелия, кооперации, мелиорации и т.д., все обозначены соответствующими законопроектами. Над каждым из них ведется большая работа.
Вместе с тем, именно в рамках сегодняшнего мероприятия, хочу отметить, что у нас в части законотворчества очень много резервов. И каждое из направлений работы Научно-экспертного совета должно подготовить до конца года свою законодательную инициативу! Нельзя думать, что за нас кто-то что-то решит лучше.
Мы сейчас выходим на «финишную прямую» в подготовке законопроекта «Об охране почв» и будем двигаться в этом плане эффективно. Но есть и направления, где нужна не только помощь, но и голос экспертного совета.
Вот, к примеру, есть законопроект о снижении ставки НДС на плодово-ягодную продукцию с 18% до 10%. Вроде бы все ЗА, и Министр сельского хозяйства высказывался в поддержку этого законопроекта, и производители плодовой продукции, но отзыв Правительства, к сожалению, оказался отрицательным. Вот тут и нужен голос науки!
Кроме того, есть вопросы, связанные с развитием глубокой переработки сельхозпродукции, логистики. В этом целый огромный кладезь, где мы не должны терять нашу продукцию, а, наоборот, получать соответствующую добавленную стоимость, создавать рабочие места, решать вопросы безработицы.
Государственная Дума недавно рассмотрела проект федерального бюджета на 2018-2020 годы. В рамках дальнейшего бюджетного процесса мы должны работать над увеличением средств, выделяемых на решение продовольственной проблемы в условиях жесткой конкуренции с другими странами. Назову одну цифру - мы на гектар пашни из федерального бюджета выделяем 300 рублей (примерно 5 долларов). Европа при этом выделяет 800 долларов, 1500 – Китай, 14 тысяч - Швейцария. Эти вопросы также должны находиться на острие внимания Научно-экспертного Совета.
Завершая своё выступление, хочу всех вас поблагодарить, и выразить уверенность в том, что мы уже прошли период привыкания и адаптации друг к другу. Пришло время серьезно взяться за законотворческую работу, посредством которой удастся решить самые сложные вопросы!
Спасибо!