За долгие годы жизни в Люберцах познал многие важнейшие события города, накопил определённые материалы, связанные с прошлым и настоящим родного края, а также личные впечатления. Подготовил подборку наиболее значимых эпизодов из истории города, часть из которых предлагаю вниманию читателей.
… Впервые Люберцы упоминаются в писцовых книгах за 1623-1624 гг. К тому времени на малолюдном тракте в деревушке с двойным названием «Люберицы, Назарово тож» стояло девять крестьянских дворов, поделённых двумя помещиками.
Впервые публикация о нашем поселении появилась в журнале «Вестник Европы» в 1803 году. Её автор – известный писатель и историк Н.М. Карамзин.
Первый пробный поезд Москва – Раменское прошёл станцию Люберцы 21 января 1862 года. «Приятно было видеть, – писали «Московские ведомости», - как на дороге, где мы останавливались для забора воды, крестьяне соседнего села Люберцы поднесли распорядителям хлеб-соль в изъявление своего удовольствия, что видят движение по дороге, которая им, как ближайшим жителям, обещает наиболее выгоды».
Первое официальное открытие завода (сейчас им. Ухтомского) под названием «Нью-Йорк» состоялось 29 июня 1902 года. «Московские ведомости» писали: «Под Москвой при станции Люберцы состоялось торжественное освящение и открытие нового завода для изготовления тормозных приборов системы «Нью-Йорк», устроенного американской компанией …».
Люберцы одни их первых в Московской губернии десять дней в декабре 1905 года находились под красным знаменем революции. 17 декабря карателями расстреляны машинист Ухтомский, рабочие завода Волков, Лядин, заместитель начальника станции Смирнов и другие революционеры, ставшие жертвами первой русской революции.
Первое легальное партийное собрание большевистской ячейки состоялось 14 марта 1917 года. Лидерами ячейки стали И.Н. Миритеев и С.А. Бонов.
Впервые в Люберцах 7 ноября 1917 года установлена Советская власть. На следующий день Люберецкий ревком сообщил об этом II Всероссийскому съезду Советов.
В октябре 1919 года на заводе была создана комсомольская организация, ставшая первой в Выхинской волости (затем Люберецком районе) и насчитывающая 120 юношей и девушек. Секретарём организации был избран В. Анкудинов, отличившийся в 1921 году при подавлении Кронштадского мятежа и ставший первым люберецким комсомольцем, награждённым орденом Красного Знамени.
Основатель первого в мире социалистического государства В.И. Ленин впервые посетил Люберецкий завод в 1920 году. Директор завода Н.А. Круминг, несмотря на приверженность к капитализму, с большим почтением относился к вождю мирового пролетариата.
Первым «красным» директором завода им. Ухтомского был Я.П. Кубышкин (с 1924 по 1931 гг.). При нём произошла национализация предприятия и послереволюционное восстановление.
Первый номер многотиражной газеты «Косилка» («Теребилка», «Заводская правда») вышел в свет 10 ноября 1928 года. Более двух лет она была единственной газетой в районе.
Первым люберецким Героем Советского Союза в октябре 1938 года стал танкист А.И. Тимаков за мужество, проявленное в боях с японскими захватчиками в районе озера Хасан. Через пару месяцев он побывал в родном цехе завода им. Ухтомского, выступал в школе № 2, где когда-то учился и в заводском клубе им. Калинина.
Первым депутатом Верховного Совета РСФСР от Люберецкого округа стал И.А. Лакеев, лётчик, воевал в Испании, участвовал в Финской компании, в боях на Халхин-Голе. Герой Советского Союза.
Впервые завод участвовал во Всесоюзной сельскохозяйственной выставке в 1939 году. Первым лауреатом Сталинской премии стал конструктор-самоучка «заводской Кулибин» Я.И. Саввин за разработку конструкции льнокомбайна.
Первый антифашистский митинг, посвящённый началу Великой Отечественной войны, на котором давались клятвы отстоять Родину, разгромить врага, состоялся 23 июня 1941 года на заводе им. Ухтомского.
Впервые в битве под Москвой люберчанин Н.С. Шевляков своим телом закрыл вражескую амбразуру, за что был удостоен звания Героя Советского Союза. Этот подвиг был совершён на год раньше подвига знаменитого А. Матросова.
За успешное выполнение заданий для фронта завод им. Ухтомского в январе 1942 года был награждён первым орденом Трудового Красного Знамени. При этом двенадцать заводчан получили государственные награды.
Впервые в Люберецком районе (город Дзержинский) в конце 50-х годов сдана в эксплуатацию самая мощная в Европе теплоэлектроцентраль ТЭЦ-22. Её мощность превысила мощность знаменитого Днепрогэса почти в четыре раза.
Первым космонавтом мира стал Ю.А. Гагарин, учившийся в 1949-1951 годах в Люберецком ремесленном училище и проходившим производственную практику на заводе им. Ухтомского. Здесь он получил профессию формовщика-литейщика, стал комсомольцем, был отличником в работе, учёбе и спорте.
Первый тростниково-уборочный комбайн для Кубы спроектирован и изготовлен на заводе в 1963 году. А затем на Кубе построен завод по их производству при непосредственном участии люберчан в 1981 году. Впервые лидер кубинской революции Фидель Кастро посетил завод в июле 1972 года.
Впервые лётчик А.М. Черёмухин с люберецкого аэродрома на первом советском вертолёте поднялся на рекордную высоту 605 метров в 1932 году.
На Томилинском заводе «Звезда» впервые изготовлен скафандр для Ю.А. Гагарина в 1960-1961 годах.
Впервые в мире люберчанка И.А. Копец стала 15-кратной чемпионкой по вертолётному спорту.
Вот таковы в кратком изложении основные этапы из истории нашего города.