Решение пойти в депутаты разные люди принимают в силу разных причин. Для производственника, основателя группы компаний «Тритон» Василия Мельникова главной и единственной мотивацией явилось стремление повлиять на промышленную политику Подмосковья так, чтобы малый и средний бизнес получил реальный шанс на развитие.
Изучив проблемы российской обрабатывающей промышленности на личном опыте, создав с командой единомышленников с нуля предприятие, являющееся на сегодняшний день одним из лидеров по производству акриловых ванн и душевых кабин в России, Мельников поставил перед собой новую цель. Пройдя путь от депутата Щёлковского городского Совета до депутата Мособлдумы, всю энергию и усилия он направил на законодательную инициативу, которая в значительной степени ослабит налоговые оковы подмосковных предприятий и на деле поможет реализации государственной программы импортозамещения.
20 июня в Мособлдуме прошёл круглый стол с участием представителей исполнительных органов власти и бизнес-сообщества, в ходе которого Василий Мельников, член комитета по экономике, предпринимательству и инвестиционной политике, предложил идеи по усовершенствованию промышленной политики в регионе. Ожидается, что в результате этой инициативы для предприятий обрабатывающих производств уже осенью резко снизится налог, взимаемый по упрощённой системе налогообложения:
- За время руководства предприятием я понял важную вещь: если мы не будем заниматься промышленной политикой, то не сможем эффективно конкурировать ни с Востоком, ни с Западом. Зайдите, к примеру, в строительный гипермаркет «Леруа-Мерлен» (не только в России), там 35 000 позиций, при этом 70% – китайская продукция, российская представлена как ассортиментная и более дорогая. Есть вещи, которые в России делать просто экономически не выгодно. В Китае и в Европе принципиально иной подход к созданию производственной среды. Например, на севере Италии, юге Германии, части Швейцарии и Австрии расположены несколько промышленных кластеров. По сути, все технологии мира собраны на этих территориях. Там можно сделать всё, потому что сложилась промышленная среда. А предприятия-то в основном маленькие. В Италии, если на технологичном предприятии работает человек 40, оно считается вполне серьёзным. В Китае тоже есть два кластера по обрабатывающей промышленности. В каждом по 600–700 заводов, работающих на один тип продукции. Уровень разделения труда там потрясающий: от сортировки цветного лома, который китайцы со всего мира везут, до производства готовой продукции – смесителей, ручек для кранов и т.д. Специализация у всех узкая: одни делаю только картриджи, другие – только ручки, третьи – стекло, но каждый это делает лучше всех! При таком подходе резко возрастает эффективность. Кластеры эти закрывают до 80% потребностей мира. Мы же вкладываем в понятие «кластер» совсем другое. И результат тоже другой. Во Фрязине, например, кластер: несколько предприятий просто «распочковались» на одной территории, и при этом не работают на одну отрасль.
В Щёлкове на «Тритоне» мы, учитывая этот фактор, сами сформировали производственную среду: и машины создаём, и оборудование, и специализированные линии. При этом, естественно, закупаем какие-то материалы или комплектующие на других производствах, как правило, небольших. А теперь – главная проблема: на сегодня в нашей стране налогообложение одинаковое, что для торговца, что для производственника. Уэсэнщики – те, кто сидит на упрощённой системе налогообложения, не выделяют и не платят НДС. Если какое-то небольшое предприятие закупает сырьё и материалы, например, в Италии с НДС, то продаёт в виде поставки какого-то полуфабриката уже без НДС, крупному российскому предприятию, и вынуждено это делать дешевле, потому что покупатель не может зачесть этот НДС при своём налогообложении и требует более низкую цену. Мы всё это проанализировали и доказали, что при таком раскладе небольшие предприятия остаются почти без прибыли, а значит, не могут полноценно развиваться. И чтобы заместить продукцию в том же «Леруа» на российскую, налоги платить должны крупные предприятия, такие как «Тритон», а маленькие – платить хорошую зарплату сотрудникам и выполнять качественно наши запросы. Пока государство видит их как налогоплательщиков, они не развиваются. Инициатива нашего профильного комитета и моя личная в том, чтобы резко снизить налоги для малых производственных предприятий, которые встроены в технологические цепочки. Сейчас налоги составляют 15% (если рассчитываются как доход минус расход) либо 6% (если рассчитываются с дохода). А мы сделаем их 5% и 1% соответственно. При этом в течение 4 - 5 лет оборот небольших предприятий удвоится, в Подмосковье появится около 30 000 рабочих мест. Министр инвестиций и инноваций с нашими доводами согласился. Если убедим Минфин и губернатора, в сентябре будет принят законопроект о резком снижении ставки УСН для пяти отраслей промышленности: металлообработки, переработки пластика и резины, производства электрического оборудования, машинооборудования и его ремонта. Снизится налог и для предприятий, занимающихся животноводством; выращиванием рассады, производством оптических приборов, научными исследованиями и разработками, деятельностью по уходу за престарелыми и инвалидами с обеспечением проживания и прочими – всего около 50 классов по ОКВЭд.
Если законопроект будет одобрен и производственники уже сегодня начнут избавляться от архаизмов и формировать нужную производственную среду, каждое предприятие получит реальный шанс стать более конкурентоспособным.
К слову, инициатива эта у Василия Мельникова не единственная. Есть и другие, воплощение которых потребует от депутата и его профильного комитета немало времени и усилий, но, в конечном счёте, все они станут реальной поддержкой малому и среднему бизнесу Подмосковья, а возможно, и всей страны.