Ни в одной стране мира не было ситуации, когда катастрофическими темпами начала падать рождаемость и одновременно расти смертность. Началось все в 1992 году, когда впервые с 1945 года население страны не увеличилось, а сократилось. Люди таким образом «ответили» на распад страны, шоковую терапию, когда цены на продукты первой необходимости взлетели буквально за одну ночь в 10 раз, зарплаты не выплачивались, пенсии практически не индексировались и постоянно задерживались.
Смертность в 1990-х годах в 1,5 раза превысила рождаемость. По оценкам экспертов, в ходе неуклонной естественной убыли населения, длившейся более 20 лет, Россия потеряла более 12 млн. человек. Только в 2013 году количество родившихся превысило количество умерших. Но уже в 2017 году естественная убыль населения в среднем по стране составила 8,3%, а в 17 субъектах РФ превышение смертности над рождаемостью составило 1,5-1,8 раза.
И, как предупреждает Росстат, естественная убыль населения ожидается каждый год вплоть до 2035 года.
В такой ситуации демографическая проблемы, по мнению чиновников и ряда демографов, должна решаться за счет миграции.
Собственно на это направлена и недавно принятая Концепция миграционной политики. Несмотря на то, что там заявлено, что «Основным источником восполнения населения Российской Федерации и обеспечения национальной экономики трудовыми ресурсами должно оставаться его естественное воспроизводство. Миграционная политика является вспомогательным средством для решения демографических проблем и связанных с ними экономических проблем», Концепция нацелена на упрощение правил въезда, выдачи виз, процедуры предоставления гражданства РФ.
В Московской области, также как и во многих других регионах России, сокращается рождаемость, растет смертность. Но, в отличие от большинства из них, область принимает огромное число мигрантов из других областей страны и СНГ.
На сайте Мособлстата приводится прогноз численности населения Московской области до 2035 г. Согласно этому прогнозу, к началу 2036 г. население вырастет до 8695014 человек. При этом, все эти годы никакого естественного прироста не ожидается, более того, в течение всего этого периода смертность будет превышать рождаемость, в результате естественная убыль за эти годы составит 194853 человек. В то же время, миграционный прирост составит почти полтора миллиона человек (1466397 человек).
За последние два года в Московской области сложилась такая картина (человек):
Родившиеся | Умершие | Естественная убыль | Прибывшие | Выбывшие | Миграционный прирост | |
январь-август 2017 г. |
59649 | 61176 | -1527 | 213164 | 162534 | +50630 |
январь-август 2018 г. |
57175 | 63096 | -5921 | 240016 | 177504 | +62512 |
Очевидно, что, когда негде работать, денег не хватает на самое необходимое, социальная сфера скукоживается, репрессивный аппарат усиливается, когда люди живут в состоянии постоянного стресса, а медицина становится все менее доступна, рождаемость падает, а смертность растет. И именно эти факторы являются основными причинами депопуляции.
По данным Мособлстата за январь-сентябрь 2018 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года произошел рост смертности по причинам болезней нервной системы, новообразований, травм, психических расстройств, инфекций. Отрадно, что меньше стали умирать от болезней системы кровообращения, органов дыхания и пищеварения, но и от старости умирать стали меньше. Другими словами, люди реже стали доживать до старости!
Но возьмем только один аспект, который непосредственно связан с демографической политикой и, который в нашем советском прошлом назывался «охрана материнства».
Здесь ситуация катастрофическая.
По числу коек для беременных современная Россия уступает РСФСР предвоенных лет: в 1940 году в РСФСР было 90,7 тыс. коек, в 2017 году — 64,3 тыс. В 1990 году насчитывалось 122,7 тыс. акушерских коек, значит за годы диктатуры олигархически-компрадорской власти была уничтожена «оптимизацией» почти половина коечного фонда.
Даже провластный ОНФ, проанализировав ситуацию, пришел в 2015 году к выводу, что «сокращение акушерских коек приводит к ухудшению демографической ситуации в стране».
Это сокращение происходит, в первую очередь, из-за закрытия родильных отделений и роддомов.
В Московской области, как и в других регионах страны, идет планомерное закрытие роддомов. Закрыли единственный роддом в Реутове, население которого порядка 75 тыс. человек. Закрыли роддом в Кашире, население которой почти 120 тыс. Также и в Чехове, Зарайске, Ивантеевке, Фрязино, Лотошино и пр., не говоря уже о более мелких городах и тем более селах.
Их закрывают, конечно же, «в целях повышения качества медицинской помощи». Только вот будущие мамы, как правило, сопротивляются такой «заботе».
В области открыли шесть перинатальных центров. Вообще-то эти центры, по логике вещей, должны были стать не альтернативой роддомам, а заниматься трудными случаями, стать научно-консультативными центрами и т. п. Но видимо, по мнению реализаторов такой «оптимизации», все роды — это трудные случаи, и безопаснее везти роженицу за десятки километров, зачастую по плохой дороге, по «пробкам» в перинатальный центр. Вполне очевидно, что это не только неудобно, но и подчас небезопасно для жизни матери и детей.
Кстати статистика пока не подтвердила, что закрытие муниципальных роддомов и отправка все большего числа рожениц в современные перинатальные центры, привели к снижению детской смертности. В 2018 году в области закрылись 10 муниципальных роддомов. И по данным Мособлстата, в январе-сентябре 2018 года умерло на 20 младенцев больше, чем за такой же период 2017 года (соответственно 280 и 260 детей в возрасте до 1 года).
Кроме того, закрытие роддомов ведет к росту материальных затрат семьи. В самом деле, ведь поездки на консультации, обследования, сами роды для будущей мамы и ее родственников потребуют ощутимые дополнительные расходы.
Следующее негативное последствие. Как справедливо заметили участники акции против закрытия роддома в г.о. Шаховская, «Считая, что роддом нам не нужен, мы можем смело ставить крест на стариках, к которым, не дай Бог инфаркт или инсульт, некому будет приехать, потому что в округе три машины скорой помощи, и если вдруг две из них повезут рожениц в центр, то экстренную помощь оказывать будет некому».
Закрытие муниципальных роддомов приводит к тому, что многие врачи, медперсонал остаются без работы или им приходится добираться до нее за много километров.
Таким образом, несмотря на декларируемую важность демографической проблемы, принимаемые меры — не более, чем имитация деятельности по ее решению. Собственно, решать ее никто и ни на каком уровне не намерен. Более того, вся проводимая социально-экономическая политика является свидетельством сознательного сокращения населения страны.
Ведь, очевидно, что для решения проблемы необходимо развивать здравоохранение, стимулировать рождаемость, создавать рабочие места, обеспечить уверенность в завтрашнем дне, социальный оптимизм. Проводимая же политика прямо противоположна всем этим очевидным, с точки зрения здравого смысла, направлениям. И так будет до тех пор, пока у власти в стране находится компрадорский олигархический режим.