7 ноября состоялось совместное заседание Комитета по транспорту и строительству и Комитета по финансовому рынку, на котором обсуждались актуальные вопросы обязательного страхования автогражданской ответственности. Депутаты вместе с представителями Центрального Банка России, Минфина, экспертов и представителей страховщиков обсудили возможность либерализации тарифов ОСАГО.
Первый заместитель председателя Комитета по транспорту и строительству Михаил Авдеев отметил, что депутаты уже не в первый раз обсуждают одну из важнейших проблем, касающуюся каждого владельца автомобиля – регулирование обязательного страхования автогражданской ответственности.
Сегодня на территории Российской Федерации почти 52 миллиона легковых автомобилей, более 6 миллионов грузовых автомобилей, почти 1 миллион автобусов, и ясно, что вопросы автострахования должны решаться в интересах граждан России. На настоящий момент выдано примерно 40 миллионов полисов ОСАГО, и многие граждане благодаря этим полисам имеют возможность получить возмещение вреда здоровью или возмещение, направленное на ремонт автомобиля.
Вместе с тем, как отметили на заседании, есть очень много претензий к этому направлению страхования. Это и усложнённый доступ к полису, и просто невозможность его получения, и жалобы на навязывание иных страховых услуг в ходе переговорного процесса по предоставлению полиса ОСАГО. Сейчас 50% полисов продаются в электронном виде. И проблемой является то, что не на всех территориях Российской Федерации нормально работает Интернет, если бы он был везде, то был бы ещё больший охват территорий по электронным продажам.
«Еще в 2017 году, - подчеркнул Михаил Авдеев, - Центральный Банк России, регулятор в этой сфере, обратился с посланием, в котором указывал на критическую ситуацию, сложившуюся на рынке автострахования. В частности, указывалось на отказы страховых компаний обслуживать в регионах клиентов в связи с огромным количеством мошеннических действий, которые происходили на этом рынке, на навязывание ненужных услуг. 82% жалоб на страховщиков, поступающих регулятору, касается полисов ОСАГО ».
Сейчас, по его мнению, ситуация немного меняется, но все равно сохраняется диспаритет в отношении страхования лиц, которые совершают много административных правонарушений и аварий на дорогом автомобиле и лиц, которые добросовестно управляют бюджетным транспортным средством. «Зампред Центрального банка РФ Владимир Чистюхин привёл такой пример - в Краснодарском крае некое лицо на туареге, постоянно совершающее аварии, должно бы было платить по ОСАГО около 26 000 рублей, платит 14 000, а безаварийный автолюбитель на Ладе с сорокалетним стажем, должен бы платить 3 000 рублей, а исходя из сегодняшних нормативов, платит 5.500 рублей. Это в корне не правильно, стоимость полиса ОСАГО должна рассчитываться для каждого водителя индивидуально, нужны более гибкие тарифы, чтобы добросовестные водители не переплачивали за «аварийных»: ездишь хорошо – плати мало, ездишь плохо – плати много», - считает депутат.
Центральный Банк предложил программу стабилизации ОСАГО, которая должна обеспечить справедливые тарифы и доступность полиса. По информации В. Чистюхина, большинство жалоб на ОСАГО, поступающих в ЦБ, касаются коэффициента бонус-малус, который является ключевым для ценообразования (он характеризует аккуратность водителя и число аварийных ситуаций). Как считает ЦБ, коэффициент бонус-малус должен стимулировать безаварийную езду и будет присваиваться раз в год не автомобилю, а конкретному водителю. Коэффициент возраст-стаж также должен измениться - частота страховых случаев у молодых автолюбителей с 19 до 20 лет около 8%, они чаще попадают в аварии, к 25 годам аварийность составляет порядка 4%, реже всего в аварии в России попадают граждане в возрасте от 60 до 65 лет, а вот после 70 лет вновь наблюдается повышение аварийных ситуаций до 4%,
Для индивидуализации тарифа ЦБ предлагает расширение тарифного коридора базовых ставок по ОСАГО на 20% «вниз» и «вверх» - минимальная стоимость базового тарифа может равняться 2 тысячам 746 рублям, максимальная – 4 тысячам 942 рублям. Также предполагается отмена ряда коэффициентов – коэффициента мощности и коэффициента территорий.
Президент Российского союза автостраховщиков Игорь Юргенс отметил, что страховое сообщество поддерживает введение справедливого тарифа и его индивидуализацию, так как РСА с самого начала было включено в процесс совершенствования ОСАГО, участвовало в постоянных консультациях с Центральным банком и Минфином.
«Экономическая справедливость тарифов заключается в том, что тариф должен отражать реальный риск, люди должны платить, исходя из своего риска, а не оплачивать риски неадекватного автохама, который наплевательски относятся к соблюдению Правил дорожного движения и к своему поведению на дороге, - уверен М.Ю. Авдеев, - вот почему практически все участники совместного заседания положительно оценили предложения Центрального банка в части дифференциации тарифа и его персонализации».
В ближайшее время, по словам депутата, Минфин и Центральный Банк должны внести в Государственную Думу проекты своих законодательных инициатив. «Всё, что касается совершенствования законодательства в интересах наших сограждан, мы будем рассматривать в приоритетном порядке», - заверил он.